Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)
  1. Социокультурный контекст психологической практики. Основные подходы к определению «психологическая помощь».

Психологическое консультирование может осуществляется с позиций контекстного подхода, в основе которого лежит понимание контекста как смыслообразующей категории, обусловливающей смысл и значение ситуации для субъекта. Для того, чтобы в процессе образования (обучения, консультирования) у ученика (клиента) появлялись позитивные изменения, учителю (психологу) необходимо принимать во внимание всю совокупность социальных, ситуационных, предметных, пространственно-временных характеристик ситуации, в которой находится субъект взаимодействия. Состояние, успехи ученика во многом зависят от его конкретной жизненной ситуации, от того социального окружения, в котором он находится. И если он приходит на занятия, переживая за неблагополучную атмосферу в семье, то учитель, учитывающий данный социальный контекст, может каким-то образом помочь ему справиться с ситуацией. Личностный подход к субъекту образовательного процесса - один из важных компонентов личностно - деятельностного подхода к обучению, который предполагает, что "в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность". Применительно к психологическому консультированию личностная компонента означает, что в центре психологического консультирования находится личность клиента, обратившегося за помощью, деятельностная компонента означает направленность совместной деятельности психолога и клиента на изменение личности клиента, его субъективной картины мира. Целью контекстного обучения является формирование возможностей человека для его компетентной деятельности во всех областях жизни человека, будь то профессиональная деятельность или какая-то иная. В контекстном обучении моделируются, воссоздаются не только предметное содержание какой-то деятельности, но и содержание отношений, в которые вступают люди при выполнении этой деятельности, т.е. социальное содержание. Задаются предметно-профессиональные и социо-культурный контексты реальной деятельности человека. В психологическом консультировании с позиций контекстного подхода восстанавливаются социальные, предметные, пространственно-временные и другие составляющие внешнего контекста и внутреннего - субъективной картины мира, системы отношений и личностных смыслов клиента.

Изменение клиента, ученика  происходит в процессе общения, которое  является важным условием психического развития личности, способом, принципом  ее изучения. Каждый акт общения, состоящий  из определенных слов, поз, тона голоса может быть понят, если его рассматривать  состоящим из трех частей общего самоощущения и самосознания личности: собственно личность-коммуникатор; личность, к  которой направлен процесс коммуникации-другой, он; контекст. Общение людей опосредуется не только теми или иными средствами, но и всем социальным контекстом их взаимодействия, ситуацией жизни  и деятельности. Для понимания  в общении партнерам важно  иметь необходимую контекстуальную  информацию, ее недостаток порождает  контекстуальную путаницу и непонимание: вместо осознания того, какой смысл  эта ситуация имеет для партнера, человек "приписывает" ему собственные  личностные смыслы и отношения. Контекст как бы задает определенные рамки и общение во многом определяется данным контекстом и той ролью, которую индивид выполняет в нем. Важным является общение в одном контексте, например, если жена начинает обсуждать с мужем проблемы ребенка из контекста детско-родительских отношений, а муж реагирует из контекста супружеских отношений, то вряд ли они смогут договориться, если не осознают, что происходит и не начнут общаться в одном контексте. Поэтому для эффективного взаимодействия учителя и ученика, психолога и клиента является важным осознавать значимые для субъекта общения смыслообразующие контексты.

Также социокультурный контекст в консультировании может выражаться в том, что консультант вырабатывает совместно с клиентом стратегию знакомства с новыми людьми, помогает выбрать тех людей, с которыми может и хочет общаться клиент и вырабатывает тактику и стратегию поведения с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, что значит одиночество, что это такое. Объяснить, что все люди по-своему одиноки, особенно в ситуации экзистенциального кризиса.

В самом общем виде психологическая помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента.

С большей детализацией: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Существует еще и такое  определение. Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Также есть определение Британской ассоциации консультирующих психологов: "Психологическая помощь есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий".

 

  1. Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология - не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать.

Фундаментальная наука - это  наука ради науки. Это часть научно-исследовательской  деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Теоретическая психология изучает  психологические закономерности и  в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

В первом случае психологическую  помощь человек, нуждающийся в ней, оказывает себе сам, либо это делает кто-то из его окружения, кому он доверился. Роль бытовых психологов нередко вполне успешно выполняют родственники, друзья или прежде незнакомые люди, например пассажиры в купе поезда дальнего следования. «Бытовыми психологами» могут быть представители любой профессии и даже люди без какого то бы ни было специального образования, но чаще это удается людям, которым по роду их профессиональной деятельности приходится работать с другими людьми и которые обладают навыками общения: педагогам, медицинским работникам, служителям культа различных конфессий, юристам и т.д. Главными навыками «бытовых психологов» являются умения слушать и разделять чувства другого человека и уже поэтому им удается расположить собеседника к доверительному общению, к рассказу о его психологических проблемах. Суть такой помощи зачастую сводится к тому, что человек ощущает временное облегчение от проговаривания собственной проблемы, от разделения негативных чувств с другими людьми, от возможности поделиться своими психологическими трудностями с окружающими.

Профессиональная  психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотера-певтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное слушание, уме-ние держать паузу, задавать вопросы и отвечать на вопросы другого человека, владение навыками искреннего сочувствия другому. Обязательно нужны знания психологии личности, общения, малых групп, в том числе и семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей и, следовательно, высокую эффективность деятельности специалиста. Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей за счет повышения самоуважения и самопринятия, повышения уважения и принятия им других людей. Если клиент психологически готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем; поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими; поможет приобрести навыки истинно человеческого, не манипулятивного общения, которое позволит клиенту в дальнейшем строить действительно здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Работа с психологом может помочь клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.

  1. История становления и развития теории и практики психологической помощи.

Традиции вспомоществования  среди людей уходят корнями вглубь тысячелетий. Уже в текстах Священного Писания, начиная со Второзакония, кодекса гражданских и религиозных узаконений, по преданию принадлежащих библейскому пророку Моисею, сказано: «Если же будет у тебя кто-либо нищий из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, то не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку свою, и дай ему взаймы смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор., 15: 7). И далее: «Дай ему, (и взаймы дай ему, сколько он просит, и сколько ему нужно), и когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, и во всем, что будет делаться руками твоими» (Втор., 15: 10).

Тексты всех книг Нового Завета пронизаны великой идеей  милосердия, изгоняющей «нечистый дух» болезней, пороков и заблуждений, несущей животворный свет веры, надежды  и любви, просвещающей силу духа истины, Святого Духа человеческой жизни. Недаром  К. Юнг писал, что «религии суть системы  исцеления психического нездоровья» (Jung С., p. 278), а П. Флоренский употребил понятие «духовная ортопедия», когда в своем капитальном произведении «Столп и утверждение истины» писал о необходимости и предназначении духовной и душевной поддержки.

В появлении же профессий, непосредственно относящихся именно к психологической помощи, на основании  данных, имеющихся в современной  литературе, можно выделить шесть  основных предпосылок и источников:

• 1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

• 2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (от Ф. Пинеля, в 1793 г. снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как «истерия», с обоснованием в последующем катарсически-гипнотического метода его излечения Дж. Брейером и З. Фрейдом и — параллельно с открытием в 1905 г. бледной спирохеты, непосредственно доказавшим материальную обусловленность поражения психических функций, — до возникновения психоанализа как предтечи всей современной научной психотерапии).

• 3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

• 4. Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни» (Belkin G., p. 17).

• 5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина «пациент» в пользу термина «клиент» и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

• 6. Наконец, восходящий к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, институт религиозного попечительства (counselors) и социальных работников. Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии, а также факультетов социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.

Таким образом, к 50-м годам  ХХ века многообразные течения в  психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической  области человеческой деятельности, получившей название «counseling» (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

Очевидным является также  определенный социально-экономический  контекст эпохи, на протяжении которой  возникли основные источники, составившие  в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и вплоть до 20-х годов ХХ века почти все из указанных выше течений возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления новых транспортных средств и новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной с переселением больших масс людей в города. Кроме этого, огромную роль сыграли и такие обстоятельства, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании, возникновение на руинах европейского нигилизма экзистенциализма как постхристианского мировоззрения, связанного с осмыслением глобальной по своим последствиям идеи исчезновения Бога (слова Ницше: «Бог умер»). Это привело к осознанию необходимости существования в мире на основе нового принципа — личной ответственности и личного выбора. Наконец, своеобразная реакция на последнее обстоятельство в американском протестантизме в виде секуляризации религиозного попечительства и превращения его фактически в психологическое вспомоществование, хотя и на основании христианской этики, в сочетании с конкретной практикой социальной помощи. Все это составило тот фундамент, ту социально-культурную матрицу, в рамках которой психологическая помощь личности и сообществу получила развитие как особый социальный и профессиональный институт. Следует особо подчеркнуть бросающуюся в глаза параллель между развитием социума и развитием соответствующих духовно-практических способов деятельности. Так, эллинистический период античности (эпоха войн, переворотов, бедствий — одновременно и эпоха высочайшего взлета человеческой мысли) привел к возникновению целого ряда направлений в философии, выполняющих психотерапевтическую миссию, обучающих людей искусству жизни: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, софизм (см.: Ярошевский М. Г., с. 83). Эпоха крушения Римской империи породила христианство, психотерапевтическая направленность ранних форм и текстов которого совершенно очевидна. Распад империй в ХХ веке, освобождение человеческого «Я» от любых форм закрепощения, признание человека свободным и обладающим неотъемлемыми правами от рождения («Декларация прав человека», принятая ООН в 1949 г.) создала, в конечном итоге, новые общественные средства и способы личностного самопостижения, открыла целый спектр дисциплин, объединенных термином «психологическая помощь».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"