Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

нужное.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В1. Психология как наука. Предмет психологии

Психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития

психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых  к внешнему миру.

1 этап до нач 18в. «Душа» как предмет изучения»

В 1 пол 18в в связи  с активным развитием естествознания в науке утверждается причинное  мировоззрение.

2 этап 2-я пол 18в.  «Психология как наука о сознании»  (интроперспективная психология).  Родоночальник психологии философ Джон Локк.  Вначале были выделены образы внешнего предметного мира, а затем были выделены ощущения как образы внутреннего мира. Затем все эти образы объединяются в более сложные и связываются с чувствами и произвольными движениями чел-ка. Это первое наукообразное представление о псих-ой деят-ти чел-ка. В конце 19в в науку начинает вводиться объективный метод наблюдения.

3 этап конец 19в «Психология  как наука о поведении» Возникает  направление «биохевиаризм». Основатель  Джон Уотсон и Эдвард Торидайк.

Современная психологическая  наука в кач-ве своего предмета рассматривает  психику (псих-ие проц, свойства, состояния).

В3.Понятие  о психике. Структура психики

Психика - это особоесвойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в отражении действительности.

Психика проявляется в психических явлениях.

Все психические явления  делятся на три группы:

1) псих. процессы; 2) состояния; 3) свойства.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть свойство мозга.

Это как известно свойство любого тела проявляется во взаимодействии с др. телами. Психика присуща не всякой материи, а только  тем живым организмам, которые ведут активную жизнедеятельность. Отражение действ-ти есть всеобщее св-во материи.

Структура психики имеет 3 уровня:

-бессознательное (присущ и животным и чел-ку);

-сознание (высш форм  псих-го отражения и рез-т общественно-историч-го  разв-ия чел-ка в деят-ти и  общении с др. людьми);

-надсознание.

В5.Понятие  о деятельности. Структура деятельности

Деятельность – это  активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определённых продуктов материальной или духновной культуры.

Как базовая психологическая  категория деят-ть это внутр-яя илипсихическая и внешняя илифизическая активность субъектов, направленная на достижение поставленной цели.

Источником активности являются потребности.

Структура деят-ти:

Цель – мотив –  способ – результат.

Мотив – то, ради чего осуществляется деят-ть. Это внутр-ий побудитель чел-ка к активной деят-ти, связанный с удовлетворением  его потребностей.

В деят-ти проявляется  весь психический вклад чел-ка: его  интеллект, способности, воля, характер, темперамент и мн. др.

В7. Понятие  о навыке. Взаимодействие навыков

Освоить деят-ть значит овладеть действиями из которых она состоит.

Действием можно овладеть путём многократного повторения или упражнения в нём  в рез-те формируется навык как сознательно-автоматизированное действие, когда навык сформирован действие выполняется автоматически при ослабленном котроле со стороны сознания.

Навыки могут взаимодействовать между собой.

2 типа взаимодействия:

1.перенос – это  + взаимодействие навыков. Имеющийся навык способствует, облегчает или ускоряет формирование нового навыка;

2.интерференция –  отрицательное взаимодействие.

Выделяют 2 случая:

1.имеющийся навык тормозит, препятствует или затрудняет формирование нового навыка;

2.при сформированном  новом навыке может появляться  тенденция возврата к выполнению  действия старым привычным или  неправильным способом.

В2. Рефлекторный характер психики

Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» писал: Всякое психическое явление по своей сути есть рефлекторный акт. Он развивает теорию рефлекторной дуги. В рефлекторной дуге он выделяет 3 взаимосвязанных звена.

1.начальное – это  есть рецептор, на который воздействует раздражитель. В рез-те такого воздействия в рецепторе появляются нервные импульсы, которые по прямым нервным путям передаются во 2-е центральное звено.

2.головной мозг

В ходеаналитико-синтетической  деят-ти мозга поступившая информация перерабатывается и в рез-те возникает определённое психич-ое явление По обратным нервным путям от гол мозга информация поступает к 3-ему конечному звену – на рабочий орган – происходит ответная реакция на воздействующий раздражитель.

Анализ рефлекторной дуги позволяет выделить 2 основные функции психики:

Отражения и регуляции.

В4. Методы психологии

В современной психологии выделяют 2 группы методов:

Основные – наблюдение и эксперимент;

Вспомогательные – опросные (анкетирование, интервьюирование, тестирование), анализ рез-в деят-ти, анализ ситуации, библиографический и др.

Наблюдение – есть есть целенаправленное восприятие какого-либо психического явления или психологического факта, интересующего исследователя. Следует различать научное наблюдение от житейского.

Научное наблюдение – всегда предполагает постановку цели, задач, если есть необходимость то определяются критерии наблюдения, обязательное ведение фактологических записей в спец-ом дневнике наблюдений.

Различают наблюдение сплошное и выборочное, лабораторное и естественное. Стандартизированное при котором разрабатываются конкретные критерии наблюдения.

Нестандартизированное – свободная запись, то что заинтересовало.

Рез-т наблюдения даёт возможность ставить предположение  гипотез.

Каждый метод имеет  свои сильные и слабые стороны.

+ испытуемые объекты  наблюдения не подозревают о  той роли, которую они выполняют;  возможность наблюдать естественное  поведение и эмоциональные реакции  чел-ка.

- исследователь может  не дождаться интересующего его  явления.

Эксперимент – это  научный метод сбора первичных данных в естест-ых или спец-но-организ-ых условиях с применением технического оборудования и стимульного материала.

2 вида эксперимента

Лабораторный и естественный

Естественный эксп-т  организ-ся в 3 этапа:

1.Костатирующий –  выявляется наличный уровень определённого психического кач-ва;

2.Формирующий – запускается  проблемная обучающая методика;

3.Контрольный – проверка  методики на её эффективность.

Следует брать 2 группы испытуемых. В обеих проводится диагностика. 1гр контрольная, 2 гр. Экспериментальная.

+В отличие от наблюдения  эксперимент можно повторить  (особенно лабораторный); исследователь  сам вызывает активное проявление  изучаемых психических явлений.

- Испытуемые заведомо  знают о выполняемой ими роли  и намеренно могут искажать  или влиять на рез-ты эксп-та; на достоверность данных может также влиять самочувствие испытуемых, время проведения; Личное отношение испытуемого к исследователю.

В6. Соотношение  врнутренней и внешней деятельности (процессы интериоризации-экстериоризации).

Рассматривая вопрос о соотношении внутр-ей и внеш-ей деят-ти Выготский исходил из 2-х основных положений:

1. Чел-к в процессе деят-ти использ-ет орудия труда

2. Чел-к в процессе  деят-ти вступает в общение  с др. людьми

В орудиях труда и  в языке фиксируется социальный опыт, который с их помощью передаётся от поколения к поколению.

Психическое развитие реб-ка – есть овладение этим опытом.

Овладеть опытом вначале  можно лишь только во внешней форме  или в плане внешних действий с предметами или их заменителями под руководством взрослого и с помощью речи взрослого, постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний или умственный  идеальный план действий т.е интериоризуются.

Обратный процесс интериоризации есть экстериоризация – Это обратный процесс перехода внутренних действий во внешний практический план.

В8. Понятие  об общении. Структура общения.

Общение – это одна из основополагающих форм социального  взаимодействия людей.

В структуре общения  можно выделить 3 основных компонента:

1.Коммуникативная сторона – состоит в обмене информацией между людьми. Информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Выделяют 2 основных средства передачи информации: вербальные и невербальные.

2.интерактивная сторона  – представляет собой обмен не только информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Это сторона общения может проявляться  в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнёра.

3.Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнёрами друг друга.


 

 

В9. Механизмы  межличностной перцептии. Эффекты  общения

В психологии выделяют различные  механизмы межличностного восприятия:

- идентификация –  отождествление себя с другим;

- эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию;

- рефлексия – осознание человеком  того, как его воспринимают другие  люди;

- каузальная атрибуция (приписывание  причин, мотивов поведения др. чел-ка, при этом люди склонны совершать  фундаментальную ошибку атрибуции, она заключается в том, что при интерпретации поведения др. чел-ка мы стараемся исходить из его личных субъективных характеристик)

5.стериотипизация – на восприятие  др. чел-ка оказывает влияние обобщённая  модель или стереотип к которому  его относят.

Эффекты общения:

- Ореола (в случае положительного  ореола усиливаются достоинства  и не  замечаются недостатки; в  случае отрицательного ореола  не замечаются достоинства и  выделяются недостатки.)

- Бумеранга (по принципу как  аукнется, так и откликнется)

- первичности (на отношение к незнакомому человеку решающее влияние оказывает первое о нём впечатление)

- новизны (проявляется на отношение  к чел-ку решающее влияние оказывает  новая или последняя о нём  информация, особенно если она  противоречит предшествующей).

В11.Самосознание личности

Самосознание – это  совокупность психических процессов, посредством которых индивид  осознаёт себя, своё место в мире, свои интересы, переживания, поведение  и т.п.

Главным источником формирования самосозания является обобщение  знаний чел-ка о др. людях. Сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.

Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, чел-к открывает свой внутренний мир, своё собственное «Я».

«Я» - это и есть рез-т самосознания или выделение человеком самого себя из окр-ей среды.

Самосознание в зависимости  от потребностей чел-ка может проявляться  в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия.

В13.Понятие  о группе. Виды групп.

Группа - это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, этнической, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.).

Наиболее распространено деление групп по размеру - на большие и малые группы.

Большие группы могут быть условными и включать в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т. д.).

Под малой группой понимается  немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Группы также бывают условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые, к ним можно отнести:

• социальные классы (крестьяне, рабочие, богема и т. д.);

• различные этнические группы (азиаты, европейцы и т. д.);

• профессиональные группы (учителя, менеджеры, врачи и т. д.);

• возрастные группы (молодежь, дети, пожилые люди и др.).

В15. Понятие о внимании. Физиологический

механизм внимания

Внимание - это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления приодновременном отвлечение от всего остального.

Эволюционно внимание возникло как ориентировочная реакция, смысл которой состоит в том, чтобы вовремя заметить любые изменения в окружающем мире, оценить их с точки зрения жизненной значимости для животного. Со временем внимание у человека развилось до такого уровня, что стало управляемым

 Физиологический механизм внимания был раскрыт в работах советских ученых И. П. Павлова, А. А. Ухтомского. Павлов считал, что концентрация психической деятельности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в

коре больших полушарий  головного мозга. Возникший под  воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий  вызывает торможение в других участках мозга. Этот очаг возбуждения, который  на определенное время подчиняет  все остальные участки мозга, А. А. Ухтомский назвал доминантой. Доминанта

(от лат. dominaus - господствующий) - это  временная господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную  направленность.

В10. Понятие  о личности. Структура личности

В психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретённых качеств.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные  теории развития личности.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических  и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других.  Все факторы , под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

Внутренние факторы -  это прежде всего анатомо-физиологические  особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки.

Внешние факторы –  находятся в окружающей среде. (природно-географическая и социальная среда)

В ходе развития личности постепенно складывается её устойчивая структура. Психологическую структуру  личности составляют:

- индивидуальные особенности  психических процессов;

- характерные психические  состояния;

- психические свойства (напрвленность, способности, темперамент,  характер);

- жизненный опыт.

В12. Соотношение  понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Человек - это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого

человека для обеспечения  его существования, функционирования и развития.

В психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретённых качеств.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Наряду с понятием «личность» учёные используют термины  «индивид», «индивидуальность».

«Индивид» - это отдельный представитель биологического вида хомосапиенс (чел-к разумный), представитель человеческой общности.

«Индивидуальность» - это оригинальность чел-ка. Содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства чел-ка, такое их сочетание, которое отличает данного чел-ка от др. людей.

В14. Социометрия  как метод исследования межличностных  отношений в группах 

Малая группа как объект исследования занимает особое место  в системе социальных наук.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную ≪микросреду≫ человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности.

Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.

Одним из наиболее эффективных  способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия (от лат. societas -общество и греч. metreo - измеряю). Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:

1) измерение степени  сплоченности / разобщенности в группе;

2) выявление ≪социометрических позиций≫, т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии / антипатии, где на крайних полюсах оказывается ≪лидер≫ группы и ≪отвергнутый≫;

3) обнаружение внутригрупповых  подсистем / сплоченных образований,  во главе которых могут быть  свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т. п.

Несмотря на дискуссии  относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские  результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными  психологами.

В16. Виды и свойства внимания.

Виды внимания:

Непроизвольное – вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов. Воздействующих на чел-ка в данный момент (сила, интенсивностью новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта).

Произвольное – возникает вследствие сознательно поставленной цели. Всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное – возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Внимание описывают через его свойства.

К свойствам внимания относятся:

1) избирательность; 2) устойчивость; 3) распределение; 4) объём; 5) переключение.

Избирательность -  сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наибольший интерес;

Устойчивость – длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности;

Распределение -  одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними;

Объём – кол-во объектов, одноаременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия;

Переключение – способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты как внимательность, наблюдательность и рассеянность.


 

 

В17. Понятие  об ощущении. Виды ощущений

Ощущение – это познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.

Это первейшая и простейшая форма чувственного познания.

В современной науке  различают  разные подходы к классификации  ощущений. В зависимости от расположения рецептора ощущения делятся:

- экстероцептивные – возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.  2 группы ощущений: Контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слух и зрение). Обоняние занимает промежуточное место.

- интероцептивные – сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма.

- проприоцептивные – отражающие движение и положение тела в пространстве.

В18.Психофизические закономерности ощущений

 Ощущения зависят от внешних раздражителей. Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Нужна определенная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение.

Минимальная интенсивность (сила) раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Чем меньше нижний абсолютный порог ощущений, тем чувствительность больше и, наоборот.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение — верхний абсолютный порог ощущений. Если увеличивать дальше силу раздражителя, наступает момент, когда данное ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое (свет слепит).

Величины абсолютных порогов у разных людей различны. Это зависит от функционального  состояния рецептора, возраста, характера  его деятельности.

Наряду с абсолютными  существуют и разностные (дифференциальные) пороги ощущений. Их характеризует минимальное различие между двумя раздражителями, способное вызвать едва заметные изменения интенсивности ощущений.

В19.Психофизиологические особенности ощущений

Для чувствительности имеет  значение и физиологическое состояние  органов чувств. понижение или повышение чувствительности связано:

• с привыканием органа чувств к длительно действующему раздражителю или адаптацией. Изменение  чувствительности, происходящее по типу адаптации, имеет свои временные  характеристики (они различны для  разных органов чувств — человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте через 30 секунд, слышать — через 15 секунд,

• с явлением контраста  — изменением чувствительности к  адекватному раздражителю под влиянием предшествующего или сопутствующего противоположного по качеству раздражителя (на-пример, в силу контраста обостряется ощущение кислого после сладкого).

• с интенсивностью ощущений, которая зависит и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взамодействием ощущений.

Общая закономерность: слабые раздражители повышают, а сильные  — понижают чувствительность анализатора  при взаимодействии. Это проявляется  в сенсибилизации — повышении чувствительности органа чувств в связи с определенным его психофизиоло-гическим состоянием (об этом свидетельствуют факты изменения чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление слов "кислый как лимон"). Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (острый вкус, кричащий цвет, сладкий звук).

В20. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия

Восприятие – это  психический познавательный  процесс, в ходе которого  происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Образ, складывающийся в  процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости  от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия также подразделяют и на другие виды.

- В зависимости от  целей: преднамеренные и непреднамеренные;

- В зависимости от  степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

- В зависимости от  форм отражения:

* восприятия пространства (формы, величины, объёмности объектов, расстояний между ними, их взаимного  расположения, удалённости и направления,  в котором они находятся);

* восприятие времени  (отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений);

* восприятие движения (отражение во времени изменений  положения объектов наблюдателя  в пространстве).

Свойства восприятия:

Избирательность;

Предметность;

Апперцепция; (зависимосто  от прежнего опыта)

Осмысленность;

Константность; (относительное  постоянство образа)

Целостность.

В21. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти

Память – психический  познавательный процесс, заключающийся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта.

Память функционирует  благодаря последовательной смене  различных процессов.

Основные процессы памяти:

- запоминание (кратковременное,  долговременное, произвольное, непроизвольное);

- сохранение (длительность, качество и др. характеристики сохранения зависят от значимости и объёма запоминаемого материала, от его осмысленности при восприятии и др. факторов);

- воспроизведение (может быть непреднамеренным, преднамеренным), ( использ др. понятия припоминание, узнавание);

- забывание .

Виды памяти:

- По хар-ру психической активности – двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;

- по длительности сохранения  – кратковременная, долговременная, оперативная;

- по хар-ру целей  деятельности – непроизвольная, произвольная;

- от способа запоминания – механическая, смысловая

В22. Понятие о воображении. Виды и процессы воображения

Воображение – психический  познавательный процесс, характеризующийся  активным преобразованием имеющихся  представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

 Виды воображения:

- Непроизвольное (образы  возникают спонтанно, помимо воли);

- произвольное (активное) образы возникают по желанию;

- воссоздающее (создание  образа на основе опыта);

- творческое (самост-ое  создание новых образов в процессе творч-ой деят-ти): Фантазии; Мечты; Грёзы.

К процессам воображения  относятся:

- возбуждение и торможение;

- иррадиации (распространение процессов возбуждения и торможения в ЦНС от одного участка к другому) и концентрации (возвращение возбуждения и торможения к исходному очагу);

- положительной и отрицательтной  индукции (влияние возбуждения и  торможения друг на друга);

- аналитико-синтезирующей  деятельности головного мозга  (дифференциация воздействующих  раздражителей и определение  существующих между ними связей).

В23. Понятие о мышлении. Мышление и речь. Социальная природа мышления. Виды мышления.

Мышление – психический  познавательный процесс, характеризующийся  обобщённым и опосредованным отражением отношений между явлениями действительности.

Социальная природа  мышления

Мышление тесно связано  с речью, которая является орудием  нашей мыслительной деятельности.

Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического  развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

Paзвитие второй сигнальной  системы, а следовательно и  мышления происходило и происходит  в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность  успешно обучать детей, передавая  им в готовом виде добытые ранее  знания и побуждая их самих к самостоятельной  мыслительной деятельности.

Виды мышления:

По форме: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-логическое;

По хар-ру решаемых задач: теоретич-ое, практич-ое;

По степени развёрнутости: дискурсивное; интуитивное;

По степени оригинальности и  новизны: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

В24. мышление как предмет формальной логики. Основные формы мышления.:

Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное  мышление - это процесс рационального  отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как  содержание, так и форму.

Логическая форма (или  форма абстрактного мышления) - это  способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

Формальная логика - это  наука об общезначимых формах и средствах  мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.

Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.

Суждение - это отражение  связей между предметами и явлениями  действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - это выведение  из одного или нескольких суждений нового суждения.

В25.Мыслительный процесс как предмет психологии. Основные операции мышления

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений..

Синтез - это мыслительное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливаются отношения отдельных предметов

или частей к их сложному целому. Анализ и синтез

протекают всегда в единстве.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого

объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится

самостоятельным предметом  мышления.

Конкретизация предполагает возвращение мысли

от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Все указанные операции не могут проявляться

изолированно, вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции мышления.

Кроме операций, имеются  еще и процессы мышле-

ния: 1) суждение - это высказывание, содержащее

определенную мысль; 2) умозаключение - представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание; 3) определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений),  выделяющая наиболее общие признаки; 4) индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частного.

В26.Мышление и проблемная ситуация

Мышление возникает  в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация – обстоятельство при котором  чел-к встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся  знаний.

Выделяют 4 стадии решения проблемы: 1-подготовка; 2-созревание решения; 3-вдохновение; 4-проверка найденного решения.

При решении сложной  проблемы обычно намечается путь решения, который осознаётся как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность  в проверке. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Структура мыслительного  процесса: 

1.Мотивация (желание  решить проблему);

2.Анализ проблемы

3.Поиск решения

4.Логическое обоснование  найденной идеи решения, доказательство правильности решения

5.Реализация решения

6.Проверка решения

7.Коррекция (в случае  необходимости возврат к анализу  проблемы)

В результате успешного  действия достигается результат.

В27.Понятие о темпераменте. Физиологический механизм темперамента

Темперамент – это  совокупность врождённых индивидуальных особенностей чел-ка, характеризующих  динамическую и эмоциональную стороны  поведения чел-ка, его деят-ти и  общения.  Темперамент определяется  интенсивностью, скоростью, темпом и  ритмом протекания псих-их процессов и изменения псих-их состояний личности.

В основе темперамента лежат  ососбенности нервной деят-ти чел-ка, которая характеризуется различным  соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью, подвижностью их протекания.

На основе различных  сочетаний этих показателей академик Павлов выделил 4 ярко выраженных типа высшей нервной деят-ти:

1)безудержный (сильный,  подвижный, неуровновешенный тип  н/с – холерик);

2) живой (сильный, подвижный,  уравновешенный тип н/с – сангвиник);

3) спокойный (сильный,  уравновешенный, инертный тип н/с  – флегматик);

4) слабый (слабый. Неуравновешенный, малоподвижный тип н/с – меланхолк).

В28. Психологическая характеристика типов темперемента

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными  чертами" индивидуальных особенностей человека. Различают следующие типы темперамента: · сангвинический; ·  флегматичный; · холерический; ·  меланхолический.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный). Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный). Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.

В29. Основные свойства темперамента

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.

· Сензитивность или  чувствительность. О ней судят  по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает.

· Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой  силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.

· Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия  на пути к поставленной цели (настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или  вяло, неэнергично, рассеянно);

· Пластичность / ригидность. Противоположные свойства, которые  проявляются в том, насколько  легко и быстро человек приспосабливается  к меняющимся условиям и внешним  воздействиям или, наоборот, инертно, с  трудом меняя свои привычки и суждения;

· Темп реакций. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия  и протекания различных психических  процессов (скорость запоминания, движения, выполнения мыслительных операций, темп речи, динамика жестов и т.д.);

· Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;

· Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и  поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).

В30. Понятие о характере. Структура характера.

Характер – это  психическое свойство личности, представляющее собой систему её существенных и относительно устойчивых качеств (черт), обуславливающих поведение чел-ка.

Структура характера  определяется:

- динамикой воли, то  есть тем, насколько она сильна  или слаба (решительность, настойчивость, инициативность и противоположные им черты характера);

- спецификой проявления  эмоций, которые сопровождают поведение  чел-ка (порывистость, впечатлительность,  инертность, безразличие и другие);

- интеллектуальными особенностями  личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.).

Характер формируется  в течение всей жизни на основе природный свойств в результате всевозможных действий и поступков  чел-ка.

В31. Понятия о способностях и задатках. Виды способностей

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью.

Биологической основой  способностей являются задатки.

Задатки  - врожденные анатомо-физиологические особенности  мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.

Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, насколько они проявятся и  оформятся в способности, зависит  от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условнорефлекторных связей);

2) специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение и обеспечивающие  жизнь и развитие в социальной  среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные, развитые память и речь и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (математические, технические,  художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому  мышлению, и практические, лежащие  в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

В32. Уровни способностей. Факторы развития способностей

В психологии чаще встречается  следующая классификация уровней развития способностей: способность, одарённость, талант, гениальность.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью.

Одарённость – своеобразное сочетание способностей, которое  обеспечивает чел-ку возможность успешного выполнения, какой-либо деят-ти и выделяет его среди др. людей.

Талант –это высокая  степень одарённости, предполагающая наличие внутренних условий для  выдающихся достижений.

Гениальность – наивысшая  ступень проявления творческих сил чел-ка.

Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние  фактора наследственности проявляется  в начальной форме зарождения способностей - в задатках.

Задатки - это природные  предпосылки способностей. Задатки  создают возможности для развития способностей.

Фактор среды проявляется  в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры.

Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей. Склонности -- это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков.

Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.


 

 

В33.Понятие  о чувствах и эмоциях, их физиологический  механизм

Понятия «эмоции» и «чувства» означают 2 разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоции – элементарная форма переживания человеком  своего отношения к предметам  и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная его актуальными потребностями.

Эмоции представляют собой простейшие, непосредственные переживания (н-р, страх, гнев, радость, удивление и т.п.), которые чел-к  испытывает в данный момент в связи  с удовл-ем или неудовл-ем птребностей.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся  относительной устойчивостью и  возникающая при удовл-ии или  неудовл-ии высших потребностей.

Чувство – сложное, относительно постоянное, устояшееся отношение чел-ка к окр. миру,  людям и самому себе (н-р, совесть, стыд, гордость, любовь и др.)

Эмоции и чувства  связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определённых подкорковых областей и с изменениями в деят-ти вегетативной н/с. Павлов утверждал, что эмоции связаны с деят-тью подкорковых образований.  Эмоции связаны с деят-тью коры больших полушарий.

Импульсы от внешних  воздействий поступают в головной мозг 2-мя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятии. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

В34.Основные эмоциональные  процессы, их психологическая характеристика

Эмоциональные процессы, как и все психические процессы представляют собой отражение реальности, но только в виде оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания.

В эмоциях проявляется  оценка индивидом возможностей удовлетворения своих потребностей.

Наиболее распространённые эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение,  презрение, страх, стыд, и др. Одни из них явл-ся положительными, другие – отрицат-ми в зависимости от удовл-ти или неудовл-ти индивида.

В зависимости от силы эмоц-ых переживаний эмоции подразделяют на след-ие виды:

Настроения – сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоц-ый фон жизнедеят-ти чел-ка в течение относительно длительного времени.

Аффект – это эмоциональные  переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся нарушением волевого акта. Аффекты связаны с нарушением волевого котроля: ярость, ужас, отчаяние и т.п.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоциональные  переживания с ярко выраженной  направленностью на достижение цели.

Стресс – психическое напряжение, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные  по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Фрустрация – эмоциональное  состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к  достижению цели.

Чувства в отличие  от обычных эмоций это более сложные  устоявшиеся отношения. Чувство  включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоц-ые переживания, имеющие чётко  выраженный предметный хар-р. Чувства  подразделяют на 3 группы.

Моральные ч-ва – связаны  с нравственной оценкой поступков  своих и др. людей (ч-во долга, чести, дружбы, любви);

Интеллектуальные ч-ва – связаны с удовл-ем познавательных потребностей;

Эстетические ч-ва –  возникают в связи с удовл-ем эстетич-их потребностей (ч-во прекрасного. Безобразного и др.).

В35.Понятие  о воле. Основные функции воли

 Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деят-ти, связанное с преодолением внутр-их и внеш-их препятствий.

Воля – это способность  чел-ка, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Преодоление препятствий  и трудностей требукет так называемого  волевого усилия. Это особоесостояние  нервно-психического напряжения, мобилизующего  физические. Интеллектуальные и моральные силы чел-ка.

Воля чел-ка выполняет  следующие функции:

1. побуждающую – волевое усилие обеспечивает выбор из различных мотивов и целей наиболее важные, значимые;

2. регулятивную – благодаря воле чел-к управляет своим поведением в ситуации недостаточной или избыточной мотивации;

3. организационную – воля позволяет осознанно планировать, организовывать и реализовывать задуманное или должное;

4. мобилизационную – волевое усилие обеспечивает концентрацию физических или психических ресурсов в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей;

5. тормозную – воля позволяет сдерживать нежелательное поведение.

В36. Структура  волевого акта. Интернальный – экстернальный  локус контроля.

 Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Волевой акт может  иметь разную структуру, в зависимости  от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым  действиям относятся те, при осуществлении  которых человек без колебаний  идет к намеченной цели.

В сложном волевом  акте можно выделить, по крайней  мере, четыре фазы:

Первая фаза - возникновение  побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза - обсуждение и борьба мотивов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части  действия или поступка.

Третья фаза - принятие решения.

Четвертая фаза - исполнение решения и достижение цели.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что  механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление  волевого акта всегда связано с ощущением  нервно-психического напряжения.

Люди склонны приписывать ответственность за собственные действия. Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля или локусом контроля.

Существует два крайних  типа локуса контроля: интернальный и  экстернальный. В первом случае человек  считает, что происходящие с ним  события прежде всего зависят  от таких его личных качеств, как  компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом внешних сил, таких как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п.

37. Понятие о характере. Структура характера.

Характер –  целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся  устойчивым отношением к различным  сторонам действительности.

В характере  личность раскрывается со стороны своего содержания.

Характер –  система отношений человека к  различным сторонам действительности 

Характер возникает  и формируется в обществе. Человек  рождается с  определенным типом  нервной системы и с определенным комплексом задатков.

Структура характера:

Выделяют несколько  групповых черт, которые выражают различное отношение личности к  различным сторонам действительности.

1) отношение к деятельности – инициативность, трудолюбие, работоспособность

2) отношение к другим людям – тактичность, отзывчивость, чуткость, агрессивность

3) отношение к самому себе – скромность, гордость, самоуверенность, самокритичность

4) к предметному миру – щедрость, аккуратность, скупость

5) к животным

Каждая из этих групп называется СИМПТОМОКОМПЛЕКСАМИ!!!!

41. Понятие о чувствах и эмоциях, их физиологический механизм.Чувствами или эмоциями называют переживание человеком сво¬его отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

В обыденной  речи часто слово «чувства» употребляют  в смыс¬ле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю ра¬дость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами. Рассмотрим тот же самый пример. Человек радуется аромату цветка. Цветок со всеми его свойствами существует вне челове¬ка, независимо от него, и, если бы человек не видел цветка, тот все равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ¬ник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен¬ным удовлетворением потребностей).

   
 

38. Акцентуации и патология характера.

Акцентуация характера–преувеличенное развитие отдельных св-в хар-ра в ущерб другим.Леонгард выде-ляет 12 типов акцентуации.

Краткая харак-ка особен.поведения в зависим.от типов  акцентуации:1)гиперактивный–чрезмерно  припод-нят.настроение,всегда весел,очень  энергичен, само-стоятел,стремиться к лидерству;2)дистимичный –постоянно пониж.настроение,грусть,замкнутость, тяготится шумным обществом;3)циклоидный– общи-тельность циклически меняется;4)эмотивный (эмоцио-нальный)–чрезмер.чувст-ть,раним,глубоко пере-жив.малейш.неприятности;5)демонстративный – выра-жено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой;6)возбудимый –повыш.раздражит,агрессивность,угрюмость,склонн к хамству или молчаливости;7)застревающий– «застревает» на своих чув-ах,мыслях,не может забыть обид;8)педантичный–выражен.занудливость в виде «переживания» подробностей,изнуряет чрезмерной аккуратностью;9)тревожный–понижен. фон настрое-ния,опасения за себя,близких,робость; 10)лабильный–очень изменчивое настроение,эмоции ярк.выражены;11)интровертированный (шизоидный) –малая общительность,замкнут,погружён в себя, свои переживания не раскрывает;12) экстравертирован-ный(конформный)–высок.общител, своего мнения не имеет,очень не самостоятелен, стремиться быть как все,неорганизован.Определить тип акцентуацииили её отсутствие можно с помощью спец.психол.тестов(тест Шмишека)

39. Понятие о способностях и задатках. Виды способностей.

Способности - это такие психологические особенности  человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условиями  успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата являются существенными  предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

40. Уровни способностей. Факторы развития способностей.

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный  к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень  развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря  своим индивидуально-психологическим  особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант».

Талант - это  сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется  в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые  открывают новую эпоху в жизни  общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"