Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:58, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы с ответами к зачету по курсу "Психология индивидуальных различий".

Вложенные файлы: 1 файл

листик.docx ответы (1).docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

Преподаватель: Листик Е.М., к.психол.н., доцент

 

Вопросы к зачету для заочной формы обучения по курсу «Педагогика и психология индивидуальных различий»

1.Предмет, цели и задачи психологии индивидуальных различий.

Психология индивидуальных различий - область человекознания, которая анализирует структуру индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа. Наиболее общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Однако это слишком общее определение. Поэтому психологи посчитали целесообразным раскрыть содержание предмета дифференциальной психологии в конкретных задачах, решаемых исследователями индивидуальных различий. Можно назвать четыре таких задачи: 
 
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры. 
 
2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность). 
 
3. Изучение различий между группами людей. 
 
4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Способности человека, его умственное развитие, особенности личностной сферы, определяющие отношения с другими людьми, были и остаются основным объектом изучения психологии индивидуальных различий.

Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств  большинства традиционных групп, - людей  маргинальных и гениальных, различающихся  по признакам пола, расы, национальности и культуры.

Изучение таких групповых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать  современное общество, поэтому их подробное исследование несёт в  себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и в  конечном счёте способствовать улучшению  межгрупповых отношений.

Во-вторых, сравнительное исследование разных групп поможет прояснить  фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах  можно увидеть как проявляются  индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые  различия в поведении, рассматриваемые  совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют  эффективно анализировать причины  различий между людьми.

В-третьих, сравнение того, как некий  психологический феномен проявляется  в разных группах, может способствовать более чёткому пониманию самого феномена. Выводы общей психологии, проверенные на самых различных  группах, иногда оказываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях  позволяет лучше понять его суть.

Таким образом, психология индивидуальных различий занимается поиском и выделением наиболее существенных характеристик, определяющих психологический облик  человека; выяснением пределов и причин изменчивости той или иной характеристики; описанием различий между группами людей; анализом уникальности конкретного  человека.

 

2.Понятия   «Индивид»,   «личность»,   «индивидуальность».   Их основные свойства.

 ИНДИВИД

Человек - не что иное, как понятие  родовое, в котором отражаются общие  черты, присущие всему человеческому  роду. Можно анализировать человека с позиций его возникновения  и как представителя человеческого  рода, но можно рассмотреть с целью  качественной характеристики. Для этого  используются такие понятия, как  индивид и личность.

Лишение индивида общения и возможности  выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается  на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним  из самых суровых наказаний, и  это объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой  сущности личности. Но еще более  отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный  чужой воле и лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью  индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам.

В человеческой среде индивидом  обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими  всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря  которым он отличается от других. Здесь  и природные - рост, цвет глаз, строение тела, и социальные - интеллектуальный уровень развития, психологический  склад, различная степень духовной культуры. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В  этом смысле понятие «индивид» и  «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии  индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно  является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо  каждый человек - индивид.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых  качеств человека, в то же время  является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна  и исчезает вместе со смертью данного  индивида. Но из этого вовсе не следует, что индивидуальное принципиально  противоположно общественному, поскольку  с точки зрения качества индивид  и общество однотипны. Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни  является проявлением общественной жизни.

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, взятый в  аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения), образует понятие  личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная  система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все  же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот  или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для  личности характерны осознание мотивов  своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств  и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего, особенного и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает  как целостность, тип которой  формируется определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в  различных видах социального  общения и действия.

Социальные качества личности проявляются  в ее действиях, поступках, в ее отношении  к другим людям. По этим проявляющимся  вовне поступкам, а также посредством  анкет, тестов и самонаблюдения можно  в известной степени судить о  внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает  возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками - биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и другими.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат  механического внедрения в ее сознание многообразных внешних  воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой  внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается  и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким  образом система воспитанных  и самостоятельно выработанных индивидом  социальных качеств проявляется  в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленности), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости  от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует  человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем  каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет  в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному  классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение  личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и  особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо  зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно  богатых индивидуальностей.

                                                                                        ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

С понятием индивид тесно связано  понятие индивидуальность. Индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

С индивидом их объединяет то, что  их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у  индивидуальности она является более  сложной и разносторонней. Прежде всего, индивидуальность проявляет  себя в природных и психических  качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки  имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее, для  индивидуальности характерно кое-что  свое, отличное от других.

Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем  в обществе спокойно, другой - с усмешкой, а третий - со скепсисом.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной  деятельности, индивидуальная форма  общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она  индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его  особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в  самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой  среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные  задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных  свойств человека, формирующихся  в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается  индивидуализация человека и его  отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в  историческом плане представляет собой  одно из необходимых условий социального  прогресса.

 

3.Методы исследования в психологии индивидуальных различий.

 

Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных  процедур. Из всего арсенала психодиагностических методов наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты, включающие в себя опросники, проективные методы и объективные методы. Именно психологические тесты и составляют основной измерительный инструментарии дифференциальной психологии. Выбор метода конкретного дифференциально-психологического исследования целиком определяется задачами, на решение которых оно направлено. Одной из отличительных особенностей тестов является количественная оценка измеряемого признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных.

Наибольшую ценность представляют личностные тесты — методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, его интересов и предпочтений. 
 
По мнению одного из ведущих специалистов в области психодиагностики, А. Анастази (1982), большинство из нескольких сотен существующих психологических тестов следует рассматривать либо как средство для клинической оценки, либо как инструмент научного исследования. 
 
Традиционно выделяется три основные разновидности тестов личности: личностные опросники, проективные методики и объективные методы исследования личности. Рассмотрим каждую из них. 
 
а) Личностные опросники. Этот вид тестов личности относятся к измерительным методикам типа «карандаш-бумага», что позволяет использовать их при групповом обследовании. Личностные опросники представляют собой серии стандартных вербальных стимулов —вопросов или утверждений, ответы на которые рассматриваются как поведенческие реакции человека. 
 
Классическим примером личностного опросника является миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММРI). Он содержит 550 утверждений с вариантами ответов «верно», «неверно», «не могу сказать» и дает показатели по следующим 10 основным диагностическим шкалам: 
 
1. Шкала ипохондрии — определяет близость обследуемого к астеноневротическому типу личности. («У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем».) 
 
2. Шкала депрессии — оценивает степень субъективной депрессии, морального дискомфорта. («У меня беспокойный, прерывистый сон».) 
 
3. Шкала истерии—разработана для выявления склонности к использованию симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций. («Я часто ощущаю комок в горле».) 
 
4. Шкала психопатии — направлена на диагностику склонности к асоциальным поступкам. («Иногда мне хочется уйти из дома».) 
 
5. Шкала мужественности—женственности — измеряет степень отождествления с половой ролью, предписываемой обществом. («Я очень люблю охоту».) 
 
6. Шкала паранойи — оценивает склонность к подозрительности, наличие сверхценных идей. («Я думаю, что за мной следят».) 
 
7. Шкала психастении — устанавливает склонность к навязчивым страхам, действиям. («Меня беспокоит, что я могу сойти с ума».) 
 
8. Шкала шизофрении — направлена на диагностику аутичного, погруженного в себя типа личности. («Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи».) 
 
9. Шкала гипомании — определяет склонность к навязчивым идеям. («Я — значительная личность».) 
 
10. Шкала социальной интроверсии — оценивает направленность на себя или на внешний мир. («Мне нравится ходить туда, где шумно и весело».) 
 
Тест используется как для диагностики психиатрических заболеваний, так и в исследовательской работе. 
 
При создании этого опросника 8 из 10 шкал были разработаны эмпирически, с использованием критериальной оценки утверждений — их значения существенно различались в группах больных и нормальных испытуемых. В качестве критерия выступал психиатрический диагноз в однородных группах больных. 
 
Утверждения для шкалы «мужественность—женственность» отбирались по частоте ответов на них у мужчин и женщин. Шкала социальной интроверсии создавалась по результатам обследования двух контрастных групп студентов, отобранных по крайним значениям теста на экстраверсию—интроверсию. 
 
Отличительной особенностью MMPI является наличие в его структуре трех «контрольных» шкал — лжи, надежности и коррекции. Эти шкалы позволяют оценить степень небрежности, непонимания или симуляции при выполнении теста. Шкала лжи основана на утверждениях, побуждающих испытуемого представить себя в благоприятном свете в ущерб правдивости ответа. Шкала надежности состоит из утверждений, на которые большинство людей отвечают одинаковым образом. Причинами высоких показателей по этой шкале могут быть ошибки при обработке результатов, небрежность при ответах, выраженная эксцентричность или преднамеренная симуляция. Шкала коррекции позволяет определить отношение испытуемого к ситуации тестирования. Высокие показатели могут означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку приукрасить себя. Низкие показатели свидетельствуют о повышенной честности или самокритичности, либо о попытке показать себя в невыгодном свете. 
 
На примере MMPI можно рассмотреть проблемы, возникающие при использовании опросникового метода исследования личности. Основные из них связаны с надежностью получаемых показателей. 
 
Во-первых, это установка на социально одобряемые ответы. Социальная желательность ответов, названная А. Эдвардсом «эффектом фасада», связана с часто неосознаваемым стремлением людей выдвигать на первый план свои хорошие стороны. В случае MMPI этот источник ошибки частично устраняется за счет введения контрольных шкал — протоколы тестирования с высокими значениями по первым двум контрольным шкалам рассматриваются как ненадежные и не интерпретируются. 
 
Во-вторых, это предпочтение ответов. В специальных исследованиях было показано, что существует целый ряд установок, искажающих ответы испытуемых. Одна из них получила название «молчаливое согласие» — предпочтение утвердительных (или отрицательных) ответов. При разработке опросников влияние этой тенденции снимается за счет того, что число вопросов, утвердительный ответ на которые является позитивным признаком измеряемого свойства, должно быть равно числу вопросов, для которых таким ответом будет отрицательный. Помимо этого, результаты тестирования могут зависеть от таких условий, как восприятие испытуемым экспериментатора, его желание сохранить представление о себе, понравиться экспериментатору и др. 
 
В-третьих, это низкая воспроизводимость результатов тестирования. В исследованиях, проведенных методом повторного тестирования выборок испытуемых, было показано, что даже при непродолжительных интервалах между двумя тестированиями их результаты слабо коррелировали между собой. Как правило, такие результаты получаются при диагностике психологических характеристик с высокой интраиндивидуальной вариативностью. Исследование таких характеристик для дифференциальной психологии не представляет интереса ввиду их низкой временной и межситуативной устойчивости. 
 
Помимо изложенных способов снижения неоднозначности тестовых показателей в дифференциальной психологии используется общий методический прием, направленный на устранение потенциальных источников смещения показателей — стандартизация всех переменных ситуации тестирования. 
 
Наряду с рассмотренным тестом в исследовательских целях широко используется созданный на его основе Калифорнийский личностный опросник (СРI), состоящий из 480 утверждений и позволяющий получить оценки по 20 шкалам (Тарабрина Н. В., Графинина Н. А., 1992). 
 
К этой же группе психологических тестов относятся опросники, разработанные с использованием метода факторного анализа, а также многочисленный класс опросников, направленных на изучение интересов, ценностей, мнений и установок. 
 
б)Проективные методики. Этот вид личностных тестов объединяется по признаку слабой структурированности предлагаемой испытуемому задачи. При этом предполагается, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый «проецирует» свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты. Для того чтобы не ограничивать активность испытуемого, процедура тестирования минимально регламентирована. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Как правило, внимание акцентируется на общей картине личности, а не на отдельных ее свойствах. 
 
Одной из самых известных, методик этого вида является Тест чернильных пятен Роршаха . Используемый преимущественно в клинике, он состоит из 10 карточек с двухсторонне симметричными пятнами, как черно-белыми, так и цветными. Испытуемого просят рассказать, что он видит на каждой из карточек. Кроме ответов испытуемого при тестировании фиксируются время, эмоциональные проявления, положение, в котором испытуемый держит карточку, и др. 
 
 
 
 
 
Формальная обработка результатов тестирования заключается в классификации ответов по содержанию. Выделяются такие категории, как фигуры человека и животных, неодушевленные предметы, географические карты, растения, пятна крови и т. д. Для исследовательских целей интерес могут представлять такие показатели, как разнообразие, популярность или уникальность ответов, а также некоторые другие. 
 
Другая популярная проективная методика — Тематический апперцепционный тест (ТАТ), характеризуется большей структурированностью стимульного материала. Этот тест включает в себя 19 черно-белых сюжетных картинок неопределенного содержания и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказ по каждой картинке, объяснив, что предшествовало изображенному событию, что чувствуют и думают изображенные люди и чем все кончится. При предъявлении пустой карточки предлагается представить, что и на ней изображена какая-то картинка, описать ее и составить рассказ по той же схеме. Процедура регистрации и интерпретации ответов сходна с используемой в тесте Роршаха. 
 
ТАТ и родственные тесты (их существует огромное количество) применяются в самых разнообразных целях: изучение потребностной, межличностных отношений, агрессивности и т. д. В исследовательских целях возможно групповое проведение тестирования в письменной форме. 
 
Другим классом этого вида тестов являются вербальные проективные методики. К ним относится Тест словесных ассоциаций — первая из примененных в психологии проективных методик, систематизированная Ф. Гальтоном в 1879 г. Процедура проведения этого теста заключается в предъявлении испытуемому серии не связанных по смыслу слов, на каждое из которых просят сказать первое пришедшее на ум слово. Первоначально тест использовался в целях исследования умственной деятельности; в последующие годы методика получила широкую популярность в среде психоаналитиков и клинических психологов. Данный метод используется и при проверках на «детекторе лжи». 
 
 
 
 
 
Другой вербальной проективной методикой является Тест незаконченных предложений. Обычно начальные слова предложений подбираются так, чтобы не ограничивать разнообразие возможных предложений («Меня беспокоит...», «Женщины...» и т. п.). При использовании этого метода часто незаконченные предложения формулируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. 
 
Своеобразной комбинацией вербальных и перцептивных проективных методик является Tecт фрустрации Розенцвейга (рис. 17-6). 
 
 
 
 
 
Отдельную группу образуют экспрессивные проективные методики. Эта достаточно широкая категория проективных методик объединяет большое количество техник интерпретации свободного самовыражения. Несмотря на то что в качестве диагностических средств исследовались почти все виды художественной, технической и других разновидностей человеческой деятельности, наиболее широко распространены рисуночные методики — «нарисуй человека», «несуществующее животное» и др. 
 
Проективные методики имеют ряд достоинств (простота процедуры, свободная форма взаимодействия испытуемого с экспериментатором), но их широкое использование в исследовательских целях затруднено по причине низкой стандартизации, трудности формализации результатов тестирования, высокой степени субъективности получаемых показателей. 
 
в) Объективные методы исследования личности. К этой группе личностных тестов относится достаточно большая и неоднородная группа процедур, требующих от испытуемого перцептивных, когнитивных или оценочных ответов. Выполнение этих тестов предполагает ориентацию на задачу, а не на ответ, как в личностных опросниках. Цель теста замаскирована, испытуемый не осознает, какой аспект его поведения оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому в этих тестах, структурированы, что выгодно отличает их от проективных методик. 
 
 
 
 
 
Первые попытки разработки объективных тестов были предприняты Р. Кеттеллом при разработке факторного опросника личности в целях получения Т-данных. Разработанный Кеттеллом набор измерительных процедур охватывал довольно широкий круг индивидуальных особенностей — от физиологических показателей до музыкальных предпочтений и понимания юмора. 
 
Другая группа объективных тестов личности была разработана в рамках исследований когнитивного стиля, понимаемого как предпочитаемые данным человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения проблемных ситуаций. Данная группа тестов носит перцептивный характер, наиболее известными среди них являются тесты «скорость узнавания» и «фигуры Готшальда». 
 
Наряду с рассмотренными характеристиками личности в дифференциально-психологических исследованиях используются показатели ситуационных тестов, личностные конструкты, а также оценки средовых параметров.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"