Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Рзаевой18.06.doc

— 188.85 Кб (Скачать файл)

Проведение вечеров также относится к массовым формам внеклассной работы по иностранному языку. Вечера проводятся не более двух раз в учебном году. С целью привлечения большего количества учащихся к участию в таких вечерах учителя включают их проведение в годовой план работы и план школы. При подготовке к вечеру учителя помогают членам комиссии составить и подготовить программу, подобрать материал, проверяют, как учащиеся готовятся к вечеру.

К программе общих вечеров на иностранных языках предъявляется ряд требований. Прежде всего, она должна быть разнообразной. Во-вторых, вечер должен проводиться в торжественной, праздничной обстановке. В-третьих, языковой материал, на базе которого реализуется тема вечера, должен быть понятным учащимся, он должен обогащать их языковой опыт. Успеху вечера должны способствовать другие способы активизации учащихся: проведение игр, конкурсов, викторин на иностранном языке.

Проведение конкурсов и викторин на иностранных языках получило распространение в практике школ. Эти конкурсы могут проводиться как в одной школе, так и в районном, городском и республиканском масштабе. Проведение конкурсов сопровождается выставками материалов по урочной и внеурочной работе школы (например, конкурс стихов духовно-нравственного содержания).

На школьных вечерах могут проводиться также викторины, включающие различного рода задания и вопросы на иностранном языке, выявляющие владения языком. Школьная декада искусств на иностранном языке проводится по заранее составленной программе.

К массовым постоянным мероприятиям можно отнести «Неделю иностранного языка в школе», регулярно и ежегодно проводимую в школе в определенное время. В этом мероприятии участвует большинство учащихся всех классов по заранее разработанной программе для каждого класса, которая завершается заключительным вечером-концертом.

Так, в дни «Недели» могут проводиться такие внеурочные мероприятия, как радиопередачи на иностранных языках, изучаемых в данной школе, вечер сказок, вечер конкурсов, литературно-музыкальный вечер, открытое заседание кружка иностранного языка (например, вечер, посвященный святой княгине Елизавете Федоровне).

К групповым формам внеклассной работы относятся кружковая и клубная работа.Кружковая форма внеклассной работы является, согласно программе, основной организационной формой и отличается стабильностью состава учащихся, целенаправленностью и планированием работы на занятиях.

Различают кружки устной речи (разговорные кружки), драматический (включая кукольный театр), страноведческий, литературно-переводческий, кружок внеклассного чтения и др.В рамках духовно-нравственного воспитания учащихся можно организовать кукольный или драматический театры с постановками пьес, посвященных Пасхе, Рождеству, святой княгине Елизавете Федоровне, Антуану де Сент-Экзюпери и т.п..

Содержание и форма кружковой работы во многом зависит от типа кружков, его целей и уровня знания языка учащимися. Так, кружок устной речи ставит своей задачей развитие и совершенствование речевых навыков и умений, приобретенных учащимися данного класса на уроках иностранного языка, в условиях более естественного общения на языке – во время экскурсий, при проведении ситуативных речевых игр и т. д. Эти кружки целесообразно комплектовать по принципу примерно равного уровня владения языком.

Клубная форма внеклассной работы имеет много общего с кружковой. Ее отличие состоит в том, что она как бы объединяет все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы, являясь организующим и координирующим ее центром. Клубы строят свою работу на основе занятий секций (кружков), объединяемых единым школьным планом работы, каждая из которых создана на основе общих интересов ее членов для совместной деятельности в рамках интернационального клуба. Эти секции могут быть самыми разнообразными, в зависимости от интересов учащихся: филателистов, экскурсоводов, «переводчиков», «любителей искусства», «информации и связи» и т.д.

Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей по уровню духовно-нравственной воспитанности учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность и способность повысить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся. Как правило, ученики, занятые во внеурочной работе в индивидуальном порядке, участвуют и в других ее формах. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм.

В практике определились следующие виды индивидуальной формы внеклассной работы: заучивание наизусть отрывков прозы или стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

1) информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических, воспитательных и общеобразовательных целей внеклассной работы;

2) коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

3) ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым и духовно-нравственным поступкам;

4) ориентация задач на повышение языковой активности учеников; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности и проблемам духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, мы рассмотрели пути формирования духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка, которые непосредственно связаны с формами проведения самой внеклассной работы. В методической литературе различают три вида форм внеклассной деятельности, таких как массовая, групповая и индивидуальная. Каждый вид внеклассной работы должен иметь определенные характеристики для обеспечения оптимальных результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

2.2. Опытное обучение

 

Наше  опытное обучение проходило на базах  средней школы № 27 и гимназии №26 им. Андре Мальро. Рассмотрим подробно ход опытного обучения.

В ходе нашего опытного обучения на базе средней школы № 27 в 2 классе мы провели внеклассное мероприятие, посвященное духовно-нравственному воспитанию учащихся на тему «Животные».

Целью мероприятия  было воспитание любви к животным. Поэтому, прежде всего, мы провели анкету под названием “Любишь ли ты животных”, в которой были представлены вопросы  по данной проблеме.

Само  мероприятие подразделялось на 2 подтемы: «Названия животных» и «Цвета». Оно включало ряд интересных конкурсов, в которых дети участвовали с удовольствием. Конкурсы были связаны с названиями животных, их свойствами.

В начале мероприятия мы провели лингвострановедческую  минутку, в которой рассказывалось о галльском петухе. На доску была вывешена наглядность в виде черно-белого петуха, которого учащиеся должны были раскрасить по мере выполнения заданий.

В ходе мероприятия  учащиеся делились на две команды  и придумывали им названия животных на французском языке. За каждое правильное выполненное задание команды получали по баллу. Затем мы провели конкурс, в котором каждая команда называла по очереди животных. С этим конкурсом ученики справились хорошо. Следующим заданием было разгадать загадки про животных. Группа полностью справилась с этим конкурсом. Затем командам раздавались карточки с названиями животных, но буквы в  самих названиях были перепутаны. Успешность выполнения такого задания не была высокой, но ученики увлеченно пытались разгадать слова. Следующим заданием было распределить животных на домашних и диких. Так как была представлена наглядность в виде животных, учащиеся с интересом и оживленно справились с заданием. Не менее интересным было для команд следующий конкурс, в котором нужно было необходимо прочитать правильно по буквам названия животных. Ребятам нравилось работать хором, задание было выполнено быстро. И последним конкурсом были карточки со словами, из которых нужно было составить предложения. Групповая работа сплотила ребят, несмотря на то, что задание не было выполнено отлично. После конкурсов галльский петух был полностью раскрашен. В конце мероприятия каждая команда получила грамоты и призы.

Наше  опытное обучение проходило также на базе гимназии №26 им. Андре Мальро в 11 классе, где мы провели внеклассное мероприятие, посвященное духовно-нравственному воспитанию учащихся на тему «Бородинское сражение».

Целью мероприятия  было осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории. Данное мероприятие имело интегрированный характер, так как проводилось на русском и французском языках. Оно содержало в себе выступление ведущих, театральные сценки, чтение стихов, просмотр видеосюжетов, презентаций. Выступления ведущих сопровождались музыкальными композициями, каждый этап мероприятия имел логические мостики в виде  выступления ведущих. Музыка, презентации и видеосюжеты соответствовали тематике мероприятия.

Перед подготовкой  к мероприятию мы провели анкетирование  под названием «Бородино», чтобы проверить уровень знаний учащихся по данной проблеме.

В начале мероприятия ведущие приветствовали гостей на русском и французском  языках и вводили их в сюжет  мероприятия под музыкальное сопровождение. Ведущие представляли вниманию зрителей цель мероприятия – Бородинское сражение, важное событие в истории государства российского. Ученики в роли ведущих вводили зрителей в ситуацию сложившихся отношений двух империй – французской и российской времен 1812 года.Затем ученица рассказывала стихотворение «Два великана» чтобы подвести зрителей к биографии «одного из них» - Наполеона. Зрителям была представлена презентация, сюжет которой был связан с приближением Наполеона к границам Российской империи. После презентации ученики выступали с предысторией сражения. Затем была представлена хронология войны в России до Бородинского сражения. После хронологии ведущие подводили зрителей к биографии Кутузова, рассказ о которой далее повествовала одна ученица. Вслед за этим выступлением последовал отрывок из фильма «Бородино», со сценой войны. Далее учениками была блестяще разыграна сценка«Военный совет в Филях». Затем один ученик представил хронологию окончания войны под сопровождение презентации. Мероприятие закончилось подведением итогов ведущими, которое не забыли упомянуть произведения, отражавшие народное видение войны российских поэтов и писателей, а также повествованием стихотворения «Бородино» одной ученицей. Каждое выступление логически переходило в другое. Ученики ответственно подошли к подготовке мероприятия. Учащиеся с удовольствием готовились, разучивали свои роли, стихотворения, высказывали свои идеи по поводу подбора костюмов, оформления. Каждый ученик отлично проговаривал свою речь как на русском, так и на французском языках. Класс хорошо подготовлен в языковом произношении, поэтому особых трудностей во время репетиций не было. А те ученики, которые не принимали в нем участие, охотно посетили его, побывав в роли зрителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведение внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся, способствует повышению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся.

 

 

2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)

 

В конце  опытного обучения мы провели анкетирование  на базе школы № 27 во 2 «Ж» классе, и на базе школы №26 им. Андре Мальро в 11 «Б» классе, выявляющее результаты духовно-нравственной воспитанности  учащихся. 

Рассмотрим  результаты анкетирования, проведенного во 2 «Ж» классе. Мы проводили анкету под названием «Любишь ли ты животных?», которая содержала девять вопросов, и затем повторно провели ее после внеклассного мероприятия. В исследовании принимали участие 14 человек.

По первому  вопросу «Кормил(а) ли ты когда-либо каких-нибудь животных (собак, кошек, голубей?)» процент ответов не изменился, 71% учащихся ответили положительно, 17% ответили отрицательно, 22% ответили «иногда».

На второй вопрос «Есть ли у тебя дома животные? (Или хочешь ли ты завести любимца?)» до опытного обучения положительно ответили 78% учащихся, после 85%.

На следующий  вопрос «Случалось ли тебе бить собаку?»  учащиеся отвели так же, как и  до опытного обучения – 100% отрицательно.

Вопрос  «Любишь ли ты смотреть по телевизору передачи о животных?» показал нам изменения, 71% учащихся до опытного обучения ответили положительно, после 93%.

На вопрос «Животных иногда называют братьями нашими меньшими. Согласен (согласна) ли ты с этим?» до опытного обучения 85% учеников ответили положительно, а после 93%.

Следующий вопрос «Ты очень боишься собак?» не показал нам изменений, 21% учащихся ответили положительно, 36% ответили отрицательно, 43% – «иногда».

На вопрос «Если тебя клюнет твой собственный попугай, поцарапает кот или цапнет зубами собака — будешь ли ты давать сдачу?» до опытного обучения 29% школьников ответили положительно, после опытного обучения – 21%. Желаемый ответ был отрицательный, до опытного обучения 71%, после – 79%.

Вопрос  «Подбирал(а) ли ты бездомных животных?» показал, что изменения в ответах не произошли, до и после опытного обучения 21% учащихся ответили положительно, 64% ответили отрицательно, 15% ответили «иногда».

Последний вопрос «Знаете ли вы, какая птица является символом Франции?» показал значительные изменения, до опытного обучения 7% учеников дали правильный ответ, после – 100%.

Таким образом, мы можем наблюдать видимые изменения  в проведенном нами опытном обучении, и констатировать, что уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 2 «Ж» класса повысился. Результаты проведенного анкетирования после опытного обучения мы представили в диаграмме 3.

Информация о работе Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся