Духовно-нравственное воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:33, реферат

Краткое описание

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Вложенные файлы: 1 файл

материал для сочинения.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)


.. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. На рубеже XX – XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.           Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми

. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству".

    В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции

        укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

     Семейные реликвии - документы и предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Семейные реликвии - уникальные материальные носители, отображающие конкретные исторические события эпохи.

Семейные реликвии и связанные с ним события играют значительную роль в передаче семейных традиций.

Семейные реликвии - катализатор социализации и самоидентификации подрастающего поколения.

           Какие же уроки может вынести современный человек, наверняка имеющий неспокойствие и проблемы в семейной жизни, из примера благочестивого жития святых князей?

     Повесть о Петре и Февронии начинается с битвы со змеем для того, чтобы в очередной раз напомнить нам о роли и предназначении мужчины. Божие повеление Адаму – возделывать сад, то есть заботиться о целом мире, а заботиться об Адаме призвана Ева. Мужчина ориентирован на внешнее, женщина – на внутреннее. Для мужчины важнее дело, для женщины – отношения и состояния. Любое внешнее делание в мире, будь то работа, война или творчество, всегда в той или иной степени битва со змеем, потому что его двигателем служит агрессия. Так уж человек устроен, что, не выплескивая агрессию, гнев, не будучи бойцом, он ничего не выстроит, не разведает, не сочинит, не образует. Но, как змееборчество является опасным занятием, несущим в себе риск быть израненным или погибнуть, так и борьба за победу, за успех в любой деятельности зачастую озлобляет, ожесточает человека, делает его бессердечным и гордым. Убить чудовище – дело благое, но, пребывая в постоянных схватках с монстрами, не делаешься ли на них похожим ты сам, не заразительны ли для тебя их повадки?

     Одержав победу над змеем, Петр нуждается в ком-то, кто победил бы змеиную заразу в нем самом. И его помощницей, одновременно лекарем и лекарством, становится Феврония. Почему вещая дева обещает исцелить Петра только в том случае, если молодой князь женится на ней? Их брак – это не плата за лечение, а, скорее, дальнейшие предписания врача – вот что ты должен изменить в своей жизни, чтобы больше не оказываться в такой ситуации. Причина петровой болезни – не просто змеева кровь, а неполнота существования молодого князя: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). Легко ли биться со змеями, если после боя никто тебя не ждет, не спешит утешить, смазать твои раны и вдохновить на новые подвиги?

     Феврония исцеляет Петра, восполнив его неполноту. Но всякая ли жена обладает лечебными свойствами? Конечно, не всякая, а только ведущая жизнь созерцательную. Именно поэтому в старину и прятали девиц в теремах да высоких башнях – чтобы не нахватались мирской грязи и лечебные свойства не утратили. В наши же дни многие девушки, испытывая потребность пребывать в высокой башне на вершине одинокого утеса, и не имея реальной возможности укрыться за каменными стенами, возводят вокруг себя стены психологические...

     Почему же Петр не сразу решился взять в жены свою идеальную невесту? Нет, даже не из-за «классовых противоречий» – как раз брак с девушкой низкого происхождения предполагает меньше ответственности. Крестьянка рядом с князем – существо бесправное, если что не так, всегда можно указать жене-простолюдинке на дверь, и за нее не вступится клан влиятельных родственников. По мнению психологов, наибольший страх у мужчин вызывает наличие у женщин ума. Петра испугала февроньина мудрость – а вдруг она, обладая таким умом, будет все поворачивать по-своему, манипулировать мной и всем княжеством? Но истинная женская мудрость состоит в том, чтобы, служа для супруга зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, никогда не посягать на его свободу! Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак.

     Невесты бывают трудолюбивыми и приятными, но оба этих качества редко удается обнаружить одновременно в одном и том же человеке. Мало кто из нас выбирает супруга, имея смирение праотцев Исаака и Ревекки, искавших только Божией воли – скорее мы стремимся «отхватить» кого-нибудь по своим страстям. Пьяница мечтает о любительнице выпить, свободолюбивый – о готовой составить ему компанию, скряга – о себе подобной скопидомке... А Господь ради нашего исправления посылает нам тех, кто на нас непохож, противоположен и тем самым, обличая, вразумляет.

     Жизнь Петра и Февронии являет собой прекрасный пример духовного единения в скорбях, поддержки и ободрения друг друга в трудностях. А еще это удивительный пример соединения двух совершено разных людей – людей, воспитанных по-разному, принадлежащих к разным сословиям, усвоивших от своих родителей разные привычки. Тем не менее, именно эти люди явили поразительный пример кроткой, единомысленной и спокойной жизни. Смеем предположить, что таковая жизнь была не данностью. Скорее, она явилась результатом их упорной работы над собой, тщательной уступчивости и снисхождения. И как тогда на этом фоне рассматривать всем известное «не сошлись характерами», столь часто употребляемое сегодня для оправдания крайнего эгоизма и неумения сносить недостатки другого?

     А еще жизнь святых наглядно показывает и посмертную неразрывность брачного союза, как о том и учит Церковь. И как же это, к сожалению, контрастирует с современным легкомысленным отношением к супружескому союзу, мол, не понравится – уйду, найду другого спутника жизни...

          

 

 

 



Информация о работе Духовно-нравственное воспитание подростков