Внеклассная работа по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр.4
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы………………………..стр.6
1.1 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………. стр.6
1.2 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………...стр.9
Выводы по главе I……………………………………………………………....стр.16
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………………....стр.17
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку…………………стр.17
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку…………………...стр.19
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку……………………стр.25
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку………………...стр.28
2.5 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы……………..стр.30
2.6 Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы……..стр.34
2.7 Олимпиады по русскому языку……………………………………………стр.35
2.8 Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы…………………………………………………………………………...стр.37
Практическая часть ………………………………………………………….....стр.41
Заключение……………………………………………………………………...стр.54
Список литературы……………………………………………………………..стр.56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………стр.4

Глава I. Теоретические основы избранной проблемы………………………..стр.6

1.1 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………. стр.6

1.2 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………...стр.9

Выводы по главе I……………………………………………………………....стр.16

Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………………....стр.17

2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку…………………стр.17

2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку…………………...стр.19

2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку……………………стр.25

2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку………………...стр.28

2.5 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы……………..стр.30

2.6 Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы……..стр.34

2.7 Олимпиады по русскому языку……………………………………………стр.35

2.8 Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы…………………………………………………………………………...стр.37

Практическая часть ………………………………………………………….....стр.41

Заключение……………………………………………………………………...стр.54

Список литературы……………………………………………………………..стр.56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
    Урок не может вместить  все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для  практического овладения русским  языком. Благоприятные условия для  удовлетворения индивидуальных  интересов учащихся и для привития  речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке. 
   Актуальность: Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа. 
  Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. К сожалению, в настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. 
   "Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы, и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое другое. Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое.  
  Проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н. Н. Ушакова, Г. И. Суворовой, Л. И. Пастушенковой, Б. Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Все перечисленные аргументы обуславливают значимость изучения данной проблемы и определяют выбор темы: внеклассная работа по русскому языку в начальной школе.

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.

Задачи:

-   проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

- выявить цели и  задачи внеклассной работы

- определить содержание  внеклассной работы

- рассмотреть методические  приемы проведение внеклассных  мероприятий

-   разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы

 

Глава I. Теоретические основы избранной  проблемы

 
1.1 Дидактические  принципы организации внеклассной  работы по русскому языку

 
  Организуя внеклассные занятия  школьников по русскому языку,  учитель в своей работе должен  опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие. 
  В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета [31, 126]. 
  Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения. 
  Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем. 
  Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания (особенно на первом этапе работы) давались бы с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было все просто, а слабым - слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса. 
  Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения. 
  Руководитель внеклассных мероприятий всегда выступает в роли воспитателя. На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять [41, 53]. 
  Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

  Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом, начальном этапе, не имея закономерного продолжения. 
  Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. 
  Осуществление принципа наглядности на внеклассных занятиях имеет огромное значение. Наглядность, используемая учителем в организации учебно-воспитательного процесса, облегчает восприятие преподаваемого материала, является, одним из важных средств создания занимательности - необходимого компонента внеклассной работы. 
  Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности; нацеливает на более тесную связь внеклассных занятий с классными, когда, например, теоретический материал урока получает во внеклассной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу. 
  Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников внеклассной работой и творческую удовлетворённость её результатами. Участники внеклассных занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой учеников, снижает сознательность усвоения знаний. Заинтересованность школьников должна, поэтому проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность. 
  Принцип научности требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным.

 
1.2 Методический  аспект организации внеклассной  работы по русскому языку

 
Помимо общедидактических, внеклассная  работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. 
  Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.

Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед нею, требую ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности. 
  Сказанное обусловливает действие во внеклассной работе принципа избирательности.  
  Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы. Поскольку оба направления - теоретическое и практическое - тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Имеется в виду, что во внеурочной работе учитель усиливает внимание к выбранному направлению, не пренебрегая другим. Предпочтение того или иного направления, однако, не означает завершение действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот выбор, определив не только направление, но и тему (чаще - темы) работы. Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, характерно преобладание массовых форм. Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Последние служат и формой отчета о деятельности кружка или клуба. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия тоже определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.). Так, трудно представить создание в школе клуба любителей русского языка, если в ней не было активно действующего кружка. Организация "Недели русского языка" большого школьного праздника – по-настоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в проведении вечеров, массовых соревнований и т.п. [53, 49] 
  Таким образом, принцип избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая и содержание (выбор направления, конкретной темы, определение её объема и аспекта подачи материала), и форму.

Принцип научной  углубленности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу - возможность участия школьников в факультативных занятиях. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную углубленность. 
  Действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные ("Ономастика", "Этимология", "История обучения русскому языку" и др.), но и в том, например, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы. Так, тема "Фразеология русского языка" может стать сквозной, составляя программу целого года. 
  Научная углубленность выражается и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике, или теоретическое обоснование изучаемых на уроках правил, в частности, орфографических и пунктуационных. Принцип научной углубленности осуществляется также в результате установления разнообразных межпредметные связей. Наконец, научная углубленность требует использования на внеклассных занятиях современных методов обучения, а также методов лингвистической науки (с учетом возраста и особенностей учащихся).

Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения русского языка на внеклассных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности. Этот принцип воплощается, прежде всего, в связи классных и внеклассных занятий, которая не сводится к узкопрактическому аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные, в придаток к уроку. Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения школьников русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков (практического владения языком, правописания). 
  Реализация принципа практической направленности проявляется и в тесной связи изучения русского языка (в урочной и внеурочной работе) с жизнью: показ учащимся роли русского языка в разных ее областях, практической значимости получаемых знаний о родном языке, для чего учитель находит убедительные примеры конкретного приложения не только языка в целом или каких-то его разделов, но и самых разных явлений, отдельных фактов. Но зависимость интересов учеников от осознания ими практической значимости сообщаемых сведений по русскому языку обращалось внимание много раньше. Так, выступая на первом съезде преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях, Ф.Ф.Фортунатов говорил: "Нельзя ждать, понятно, от учеников низших классов чисто теоретического интереса к изучению грамматических явлений родного языка, и потому необходимо вести преподавание русской грамматики в этих классах так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых ими сведений…" [54, 68]. 
  С указанным выше принципом тесно связан принцип добровольного участия школьников во внеклассной работе. Он предполагает наличие у детей "определенного круга интересов, что и позволяет им среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы". 
  В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, внеклассная работа строится и проводится на добровольных началах. Учащиеся принимают участие в различных внеклассных мероприятиях не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. 
  Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. 
  Организатору внеклассных занятий необходимо помнить, что при выборе того или другого вида внеклассной работы, например кружка, учащиеся руководствуются самыми различными соображениями. Одни из них идут в кружок потому, что интересуются этим предметом или вопросами, которые будут рассматриваться на кружковых занятиях; другие выбирают не кружок, а руководителя кружка, т. е. своего любимого учителя, так как считают, что если у него на уроке интересно, то во внеурочное время будет еще интереснее; третьи преследуют чисто практические цели: занимаясь в кружке, можно ликвидировать отставание; четвертые вступают в кружок потому, что в нем будет и его товарищ, и т. д. Бывают и такие, которые вступают во все вновь организованные кружки без разбора, ради любопытства и стремления во всем участвовать. 
  Из этого следует, что в кружке (как и в любом внеклассном мероприятии) могут принимать участие школьники разной успеваемости; интересующиеся языком - это, как правило, сильные по данному предмету учащиеся; записавшиеся для восполнения пробелов это обычно слабые и т. д.

Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку