Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Рзаевой18.06.doc

— 188.85 Кб (Скачать файл)

Мы рассматриваем  осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы посредством внеклассной работы. В начале опытного обучения мы провели исследование, которое показало нам уровень духовно-нравственной воспитанности школьников.

Наше  исследование проходило на базе средней  школы № 27 во 2 “Ж” класса, и на базе гимназии № 26 имени Андре Мальро в 11 “Б” классе. В начальной школе во 2 “Ж” классе нами было проведено опытное обучение на тему “Любишь ли ты животных?”, поэтому вопросы анкетирования затрагивали проблему отношения детей к животному миру. В 11 “Б” классе мы изучали уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся посредством анкеты, посвященной Бородинскому сражению, которая показала нам знания учащихся об этом событии и уровень их духовно-нравственного воспитания в отношении к нему.

Так, анкета, проведенная в начальных классах, содержала девять вопросов [приложение 1]. В анкетировании принимало участие 14 учащихся 2 класса.На каждый вопрос ученики должны были ответить либо «да», либо «нет», либо «иногда».

На первый вопрос анкеты «Кормил(а) ли ты когда-либо каких-нибудь животных (собак, кошек, голубей?)» 57% учащихся ответили положительно, 14 % – отрицательно, 29% – «иногда».

На второй вопрос анкеты «Есть ли у тебя дома животные? (Или хочешь ли ты завести любимца?)» 78% учащихся ответили положительно и лишь 22% – отрицательно.

На третий вопрос анкеты «Случалось ли тебе бить собаку?»все учащиеся 2 «Ж» класса ответили отрицательно.

На следующий  вопрос «Любишь ли ты смотреть по телевизору передачи о животных?» 71% школьников ответили положительно, и 29% –  отрицательно.

На вопрос «Животных иногда называют братьями нашими меньшими. Согласен (согласна) ли ты с этим?» 85% школьников ответило положительно, и лишь 15% ответили отрицательно.

На вопрос «Ты очень боишься собак?» 21% анкетируемых ответили положительно, 36% группы ответили отрицательно, 43% ответили «иногда».

На следующий вопрос«Если тебя клюнет твой собственный попугай, поцарапает кот или цапнет зубами собака — будешь ли ты давать сдачу?» учащиеся ответили следующим образом – 29% ответили положительно, а 71%  – отрицательно.

На вопрос «Подбирал(а) ли ты бездомных животных?» 21% ответили положительно,64 % ответили отрицательно, 15% – «иногда».

На заключительный вопрос анкеты «Знаете ли вы, какая птица является символом Франции?» учащиеся 2 «Ж» класса ответили следующим образом – 7% ответило положительно, а 93% ответили отрицательно.

Исходя  из результатов анкетирования мы распределили учащихся по уровням духовно-нравственной воспитанности: высокий, средний и  низкий.

К высокому уровню духовно-нравственной воспитанности  мы отнесли учащихся, которые имеют духовно-нравственные знания и имеют положительное отношение к поставленной проблеме.

К среднему уровню духовно-нравственной воспитанности  мы отнесли учащихся, которые имеют  недостаточно духовно-нравственных знаний и посредственное отношение к поставленной проблеме.

К низкому  уровню духовно-нравственной воспитанности  мы отнесли учащихся, которые имеют  немногочисленные духовно-нравственные знания и равнодушное отношение  к поставленной проблеме.

Результаты  анкетирования представлены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1.

 

Рассмотрим  исследование, проведенное нами на базе гимназии №26 им. Андре Мальро в 11 «Б» классе. Наша анкета содержала 25 вопросов на тему «Бородинское сражение». Данное анкетирование было направлено на выявление уровня знаний по теме внеклассного мероприятия и духовно-нравственной воспитанности учащихся на старшем этапе обучения. В нашем исследовании принимало участие 11 человек. Вопросы данной анкеты содержали четыре варианта ответа.

На первый вопрос анкеты «Какой император правил Россией во время Отечественной войны 1812 года?» 54% учащихся дали правильный ответ, остальные 46% – неправильный.

На следующий вопрос анкеты «За сколько дней Наполеон надеялся победить Россию?» 36% ответили правильно, а 64% ответили неправильно.

На третий вопрос «Через какую реку переправилась «Великая армия Наполеона», вторгаясь 12 июня 1812 года в пределы Российской империи?» 72% ответили правильно и остальные 18% ответили неправильно.

Четвертый вопрос звучал так: «Как называли Отечественную войну 1812 года французы?». На данный вопрос 54% ответили правильно, 46% – неправильно.

На следующий  вопрос «В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?» 90% учащихся 11 «Б» класса ответили правильно и лишь 10% ответили неправильно.

На вопрос «В каком месяце 1812 года пост главнокомандующего занял М.И. Кутузов?» 72% группы ответило правильно, а остальные 18% ответило неправильно.

Вопрос  «Кого сменил князь Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 года?» показал следующие ответы: 45% учеников ответили правильно, а 55% ответили неправильно.

На следующий вопрос: «Сражение за какой российский город происходило на Бородинском поле?» 90% ответили правильно, и 10% ответили неправильно.

На вопрос «Самое главное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось…» 72% дали правильный ответ, а 18% – неправильный.

На десятый вопрос «В скольких километрах от Москвы находится село Бородино?» 36% школьников ответили правильно, 64% – неправильно.

На вопрос «В каком районе Московской области находится Бородинское поле? » 63% учащихся знают правильный ответ, а 37 % – не знают.

На вопрос «Сколько часов продолжалась Бородинская битва?» правильный ответ дали 72% учащихся, а 18% правильный ответ не знали.

На следующий вопрос «Кто из русских генералов был смертельно ранен в Бородинском сражении и похоронен на Бородинском поле?» 54% дали правильный ответ, а 46% не правильный.

36% группы  ответило правильно на вопрос  «Как называли французы Бородинскую битву?», а остальные 64% правильный ответ не дали.

На пятнадцатый вопрос «Бородинская (Замоскворецкая) битва считается самой … битвой позапрошлого века. Вставьте пропущенное слово» лишь 36% знали правильный ответ, 64% правильный ответ не дали.

На вопрос «За какое сражение М. И. Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала? » 72% учащихся ответили правильно, а 18% ответили неправильно.

На вопрос «Кто из участников Бородинского сражения стал первым (в истории ордена Св. Георгия) полным Георгиевским кавалером?» ученики ответили правильно почти всей группой – 81%. 19% дали неправильный ответ.

На следующий вопрос: «На совете в каком подмосковном селе в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам с целью сохранения армии?» 45% ответили правильно и 55% – неправильно.

На девятнадцатый вопрос: «Пожар, вызванный пребыванием французов в этом городе, был назван «великим». Он вынудил Наполеона отступать. Название этого города:…» 100% ответило правильно.

На следующий  вопрос «Во время войны 1812 года в среде русского дворянства возросла потребность в преподавателях этой дисциплины. Какой?» 45% ответило правильно, а 55% – неправильно.

Вопрос  «В сражении у посёлка с каким названием (в Смоленской области) в ноябре 1812 года русские войска нанесли тяжелые потери отступавшей наполеоновской армии?» показал нам, что 63% учеников знают правильный ответ, а остальные 37% не знают.

Следующий вопрос «Назовите единственного из всех маршалов и генералов Наполеона, кто был против похода в Россию» показал 72% знающих ответ на данный вопрос. 18% не знали правильного ответа.

На вопрос «В каком месяце Александр I известил об окончании войны 1812 года?» 81% дали правильный ответ, 19% не дали такового.

На двадцать четвертый вопрос «Освобождая Европу, русские войска в 1812 году дошли до ...» вся группа ответила правильно.

На последний вопрос «На каком поле стоит памятник французским солдатам?» процент правильных ответов составил 90%. 10% правильного ответа не дали.

Таким образом, проведенная анкета содержала ряд  вопросов, ответы на которые показали уровень духовно-нравственной воспитанности  школьников. Данные анализа результатов анкетирования представлены в диаграмме 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.

 

Таким образом, на основе выделенных показателей духовно-нравственной воспитанности, учащиеся были условно  распределены на 3 группы с разными  уровнями духовно-нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий (таблица 1).

Таблица 1.

Уровни  духовно-нравственной воспитанности  учащихся

Уровень

Характеристика учащихся

Количество учащихся (до опытного обучения)

Младший этап

Старший этап

Высокий

Учащиеся, которые имеют духовно-нравственные знания и имеют положительное отношение к поставленной проблеме

9

Средний

Учащиеся, которые имеют недостаточно духовно-нравственных знаний и посредственное отношение к поставленной проблеме

5

4

Низкий

Учащиеся, которые имеют немногочисленные духовно-нравственные знания и равнодушное отношение к поставленной проблеме

7


 

Проведенная работа – выявление уровней духовно-нравственной воспитанности учащихся позволила определить неиспользованные резервы в организации духовно-нравственного воспитания учащихся и наметить дальнейшие пути опытного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

 

2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка

 

Внеклассной работой называются «различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время» [15, с. 363].

В преподавании всех школьных предметов внеклассная  работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой каждого предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Внеклассная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в средней общеобразовательной школе.

Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня, а также духовно-нравственному воспитанию школьников. В методической литературе указывается на то, что в старших классах заметную роль играют занятия, связанные с чтением художественной литературы (кружки переводов, постановка пьес на иностранном языке, художественное чтение  прозы и стихов на иностранном языке).

Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка осуществляется различными путями при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. 

Пути  организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка напрямую связаны с формами проведения внеклассной работы. В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые.

К массовым формам работы относятся:

1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;

2) постоянные массовые формы работы.

К эпизодическим массовым мероприятиям внеклассной работы относятся вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН. Эти формы не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями их проведения.

По своему содержанию вечера, утренники и сборы могут быть:

  1. тематические, посвященными красным датам календаря (например, Пасха, Рождество, 9 мая, День защиты детей);
  2. посвященными встрече с кем-либо из лиц, представляющих интерес в повышении уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся и владеющих иностранным языком (например, зарубежные студенты, интересующиеся проблемами духовно-нравственного воспитания);
  3. творческими отчетами классов, групп, кружков и отдельных учащихся, посвященными итогам какой-либо выполненной работы (например, кружковой, факультативной –в рамках патриотического или православного клуба);
  4. литературными вечерами, посвященными творчеству того или иного писателя, композитора (например, Антуана де Сент-Экзюпери);
  5. школьными декадами искусств на иностранном языке, расширяющими и углубляющими знания учащихся по вопросам искусства, культуры и географии страны изучаемого языка (например, религиозная живопись французских и русских художников; православные и католические храмы России и Франции).

Информация о работе Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся