Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Рзаевой18.06.doc

— 188.85 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

 

Факультет иностранных  языков

 

Кафедра французского языка

 

Специальность: 050303.65 Иностранный язык (французский)

с дополнительной специальностью (английский)

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки очной  формы обучения, 5 курса, группы ФА-57

 

 

 

Рзаевой Анны Владимировны

 

 

на тему: «Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите       Научный руководитель

Зав. кафедрой       канд. пед. наук, доцент

канд. пед. наук, доцент      _______ Н.Г. Баженова

_______ Ф.Я. Хабибуллина     

«__» ____________2013 г.      Рецензент:

канд. пед. наук, доцент

_______ Г.Б. Хлыбова

 

Студентка:

_______ А.В. Рзаева

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8

1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8

1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16

1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26

1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33

1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38

II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47

2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47

2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52

2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………………63

Список использованных источников………………………………………….65

Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70

Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72

Приложение  3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78

Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87

Введение

 

 

Духовность и нравственность являются одними из самых высокогуманных характеристик, закрепленных веками и тысячелетиями у людей и воодушевляющих их на усердную деятельность во благо интересов своей Родины и своего народа.

События, явления и процессы последнего десятилетия XX века вызвали существенные изменения в социально-политическом и экономическом строе нашей страны. Духовно-нравственное воспитание школьников является важнейшей педагогической задачей в настоящее время.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив  к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое  и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В настоящее  время концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания личности, систему  базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Современный национальный воспитательный идеал  – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Современная школа должна ориентироваться на духовно-нравственные ценности, она должна прививать молодежи любовь к Родине, к своему народу, так как благосостояние, процветание, прогрессивное развитие любой нации зависят от эффективности духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Как известно, именно подрастающее поколение становится первой жертвой резких социальных переломов. В условиях недостаточных экономических возможностей досуга, духовного дискомфорта, безнравственности большой части кино, видео, печатной продукции, молодежь может стать либо жертвой преступного мира, либо правонарушителями, поэтому работа школы, родителей и общественности должна быть организована таким образом, чтобы по возможности предотвратить подобные перспективы.

Необходимо отметить, что в современных  условиях преобразования общества при  наблюдающейся переоценке ценностных ориентаций существенно возрастает важность серьезного осмысления ценностей образования, прежде всего духовно-нравственных, где действенный гражданский патриотизм является одной из ведущих. Следовательно, современная школа, которая выполняет важнейшую задачу по формированию гражданского общества, должна воспитывать, в первую очередь, личность настоящего гражданина России.

Истинный высоконравственный гражданин готов встать на защиту своей Родины, своего народа, принимает активное участие в культурном и экономическом развитии общества, бережет честь и достоинство Родины. Он имеет нравственную, духовную и правовую культуру, чувство собственного достоинства, дисциплинирован, законопослушен, способен выполнять свои гражданские обязанности, трудиться на благо личности и общества, быть терпимым в межнациональных отношениях.

Таким образом, воспитание подрастающего поколения с ориентацией на духовно-нравственные ценности является, на наш взгляд, залогом духовно-нравственной чистоты общества, его жизнеспособности и процветания.  Национально-нравственное сознание, являющееся в настоящее время наиболее важным элементом гуманитарной культуры, формируется, прежде всего, в процессе знакомства и осмысления окружающего мира, родной природы и людей, а также ознакомления с природой других стран, с культурой других народов. И наиболее эффективным средством подобного знакомства и осмысления, а также формирования духовно-нравственных чувств и убеждений, проявляющихся в практической деятельности учащихся, является, на наш взгляд, внеклассная работа.

Проблема  формирования духовно-нравственного  воспитания учащихся посредством внеклассной  работы по французскому языку рассматривается  в работах  В.А. Сухомлинского, А.А. Коростелевой, Г.П. Савкиной, Т.Е. Колупаевой, В.В. Григораш, В.И. Новиковой, М.Г. Яновской, С.А. Смирновой, Н.А. Трофимовой, И.И. Макаровой, В.Г. Манджиевой, В.Ч. Ревазова, И.К. Шквону, а также сборниках, пособиях известных ученых, таких как Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского, Б.3. Вульфова, Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой и др.

Рассматривая проблему духовно-нравственного  воспитания учащихся в процессе внеклассной работы, мы считаем необходимым отметить, что формирование духовно-нравственных чувств и убеждений является длительным и сложным процессом, который, прежде всего, предполагает усвоение определенных знаний о духовности и нравственности, затем характеризуется отношением индивидуума к духовно-нравственным ценностям, после чего можно говорить о деятельности школьников, исходя из их ориентации на ценности духовности и нравственности, усвоенные в результате внеклассной деятельности.

Все вышесказанное  определяет актуальность поставленной в данной выпускной квалификационной работе проблемы использования внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание школьников посредством внеклассной работы в курсе французского языка.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по французскому языку в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования – использование в курсе французского языка внеклассной работы, несущей духовно-нравственный потенциал, способствует повышению духовно-нравственной воспитанности школьников.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;

3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;

4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;

5) провести опытное обучение.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения опытного обучения применялись следующие методы исследования:

- анализ литературы по проблеме  исследования;

- изучение и обобщение передового  опыта учителей по исследуемой  проблеме;

- анкетирование;

- беседа;

- наблюдение;

- опытное обучение.

Научная значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут послужить материалом для дальнейших исследований проблемы использования внеклассной работы как средства духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка.

Практическая значимость заключается в том, что нами разработаны два внеклассных мероприятия по французскому языку с целью духовно-нравственного воспитания школьников. Материалы исследования могут быть использованы в курсе теории и методики в обучении французскому языку, а также в практической деятельности учителей иностранных языков.

Апробация работыосуществлялась на Дне студенческой науки (Йошкар-Ола, 2012, 2013), Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» (Йошкар-Ола, 2012), I Республиканском научно-практическом семинаре «Формирование духовно-нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе по французскому языку» (Йошкар-Ола, 2013). По материалам исследования опубликованы 2 статьи:

1) «Внеклассное мероприятие как средство духовно-нравственного воспитания учащихся в курсе французского языка» (сборник «Студенческая наука и XXI век», Йошкар-Ола, 2011);

2) «Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся» (по материалам II заочной Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования и преподавания французского языка»).

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованных источников, содержащих 53 наименования.

В первой главе мы рассмотрели понятие «духовно-нравственного воспитания», роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся, положительный опыт учителей в области духовно-нравственного воспитания, описали уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся до опытного обучения.

Вторая глава посвящена путям формирования духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы, опытному обучению, изучению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся после опытного обучения.

 

 

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯУЧАЩИХСЯПОСРЕДСТВОМВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

 

1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве

 

Обращение государства и системы образования  к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения  современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

С одной  стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

Информация о работе Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся