Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение возможностей внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) определить понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть роль внеклассной работы в процессе духовно-нравственного воспитания;
4) изучить положительный опыт учителей ИЯ по проблеме исследования;
5) провести опытное обучение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка….8
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современном общеобразовательном пространстве………………………………………………8
1.2. Внеклассная работа как обязательный компонент ФГОС в области духовно-нравственного воспитания учащихся………………………………16
1.3. Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе французского языка……………………………………….26
1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка……………………………………………………………………………..33
1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)…………………………………………………………38
II. Методические основы духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка………………47
2.1. Пути организации духовно-нравственного воспитания учащихся посредством внеклассной работы в курсе французского языка……………47
2.2. Опытное обучение…………………………………………………..52
2.3. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (контрольный срез)……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………63
Список использованных источников………………………………………….65
Приложение 1. Анкета на тему «Любишь ли ты животных?»………………70
Приложение 2. Анкета на тему «Бородино»…………………………………72
Приложение 3. Внеклассное мероприятие на тему «Les animaux»…………78
Приложение 4. Внеклассное мероприятие на тему «Бородинское сражение»………………………………………………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Рзаевой18.06.doc

— 188.85 Кб (Скачать файл)

И, конечно, не последнюю роль играют тематические внеклассные работы. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплексу В.П. Кузовлева даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей используются самые разнообразные формы и приёмы внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться во Францию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга; воспитательный аспект - осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение  местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют  на изучаемом языке.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны”  мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и  нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Франции и России”, “Образование”  и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по французскому языку имеет большое образовательно-воспитательное и духовно-нравственное значение и способствует овладению французским языком как средством общения. Предметом нашего исследования является внеклассная работа в рамках духовно-нравственного воспитания. Рассмотрим опыт учителей иностранных языков, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания.

 

1.4. Положительный опыт учителей, использующих внеклассную работу как средство духовно-нравственного воспитания в курсе французского языка

 

В системе  воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися французским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. Особый психологический микроклимат внеклассной работы – без отрицательных эмоций, без оценок – способствует созданию атмосферы непринуждённости и раскованности, что в свою очередь содействует наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и всестороннего развития учащихся. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народы, язык которого изучается.

Г. Кинкович формулирует принципы организации  внеклассной работы по анализу опыта  ее проведения:

1) внеклассная  работа должна быть органически  связана с учебной работой;

2) внеклассная  работа по иностранному языку  должна строиться на основе учёта возрастных особенностей, а так же знаний и навыков учащихся;

3) внеклассная  работа по иностранным языкам  должна строиться на основе сочетания индивидуальной, кружковой и массовой форм;

4) успех  внеклассной работы находится  в зависимости от того, насколько умело учитель сочетает активность и самостоятельность учащихся со своей руководящей ролью.

Мы проанализировали положительный опыт учителей ИЯ, способствующий приобщению школьников к духовным ценностям.

Так, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края Некрасова Татьяна Михайловна разработала мероприятия к 70-летию Хабаровского края на английском языке по использованию регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности [31]. Данные мероприятия способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине и малой Родине, воспитывают в детях бережное отношение к живой и неживой природе. Специально для мероприятий были подготовлены мультимедийная презентация и приложение, содержащие материалы краеведческого характера, усиливающие воспитательную, развивающую, социокультурную направленность обучения иностранному языку.

Целями данного мероприятия являлись, во-первых,социокультурный аспект, то есть знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости; во-вторых, развивающий аспект, то есть развитие таких качеств ума, как самостоятельность, доказательность, способность к самооценке, развитие произвольного внимания; в-третьих, воспитательный аспект, в который входят воспитание любознательности, желания развивать кругозор, любовь к Родине и родному краю, воспитание бережного отношения к природе; и, наконец, в-четвертых, учебный аспект, в который входят развитие речевых умений, расширение словарного запаса. Оборудованием данного мероприятия послужили карта края, медиа-проектор, дидактический материал в виде приложения, наглядность.

Ход мероприятия включал в себя организационный момент. Ученики познакомились с планом урока. Учитель говорил о том, что сегодня школьники узнают больше о родном крае, о тех местах, которые стоит посетить, по достоинству их оценят и также смогут рассказать о достопримечательностях родного края гостям из других регионов. Затем учитель представил презентацию, где подробно рассказал о природных и культурных объектах, которыми славится Хабаровский край. Далее ученикам задавались вопросы по презентации: какую новую для себя информацию они почерпнули, какие места они хотели бы посетить, чтобы они хотели добавить или о чем поспорить. И в конце мероприятияподводились итоги, учащимся предлагалось принять участие в акции «Чудеса Хабаровского края» и выбрать свои 7 чудес. На следующих уроках учащиеся готовились к выполнению презентации по данной теме. К примеру, учащиеся 8 класса с углубленным изучением английского языка средней школы № 1 г. Комсомольск-на-Амуре заинтересовались проблемой спасения тигров, как редкого исчезающего подвида. Учащиеся подготовили презентацию для научно-практической конференции, которая проходит в школе ежегодно.

Во время подготовки подобных проектов учащиеся, занимаясь исследованием выбранных ими проблем, лучше знакомятся с родным краем, в них воспитывается бережное отношение к живой и неживой природе, уважение к культуре и традициям местного населения, воспитывается патриотизм и гордость за свою страну. Все эти качества являются одновременно и компонентами духовно-нравственного воспитания и также предпосылками для дальнейшего воспитания и самовоспитания в них высоконравственных личностей.

Учитель английского языка Арапова Елена Михайловна, также занимающаяся проблемой духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка, разработала урок по теме “Милосердие”.

Целями урока являлись, во-первых, обучающая, в которую входили развитие монологической речи, развитие восприятия речи на слух, умения выделять главное. Во-вторых, развивающая, в которую входили развитие мышления, памяти, речи, развитие умения аргументировано защищать свое мнение, использовать элементы дискуссии. Далее воспитательная, то есть развитие умения понимать человека, стараться ему помочь в сложных для него случаях, воспитание вежливости, нравственности, духовности.

Ход урока включал в себя организационный момент. После организационного момента преподаватель задал учащимся вопросы: Какие традиции существуют в Оксфордском и Кембриджском университетах? Какие из них связаны с благотворительностью? Учащиеся должны были упомянуть традицию «РэгДэй». Если это вызывало у них затруднение, преподаватель помогал.

Далее учащиеся отвечали на вопросы преподавателя, связанные непосредственно с благотворительностью: Что такое милосердие, благотворительность? Хотели бы вы принять участие в благотворительной акции? Какие благотворительные акции проводятся в нашем обществе? Какие позитивные черты таких акций?

Затем ученики читали тематический текст. Учащимся предлагалось прочесть небольшой текст и дать ему свое собственное заглавие. Текст назывался «Никогда не забудем: 9/11-Максу». Речь в тексте шла о художнике Питере Максе, который хотел продать 11 плакатов о кровавом дне 11 сентября. Его целью было: собрать деньги для спасателей, работавших там. «Никогда не забудем»–это его красочное толкование тех событий. Выручка была бы направлена в интернациональную ассоциацию спасателей, которая обеспечивает необходимое обслуживание этих людей и их семей. Нью-Йорк потерял 343 спасателя, когда был разрушен Всемирный Торговый Центр. После этого нападения Макс начал продажу 6 плакатов, чтобы поспособствовать фондам помощи. Ему удалось собрать 200000 долларов. Новые плакаты появились уже через месяц. «Я хотел нарисовать всех, кто умер, но это невозможно. По крайней мере, я могу нарисовать плакаты» - сказал он.

Далее учащимся предлагалось обсудить текст, ответив на некоторые вопросы: Когда Питер Макс начал продавать свои плакаты? Кто изображен на этих плакатах? Как Питер использует деньги, полученные за плакаты? Почему он распоряжается деньгами именно так, а не иначе? Хотели бы вы помочь окружающим вас людям каким-нибудь образом? Затемв парах проводилось обсуждение вопросов: Кому я могу помочь? Что я могу сделать для этих людей? Затем идеи презентовались остальным учащимся, при этом использовались следующие выражения: по моему мнению; мне кажется; лично я; я верю; я могу; я хотел бы; необходимо; так как; с тех пор как.

На следующем этапе преподаватель вместе с учащимися выбрал лучшую презентацию, обосновывая в нескольких предложениях свой выбор. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось обсудить данную проблему с родителями и написать мини-сочинение: «Я могу помочь людям». При этом внимание должно было быть уделено следующим пунктам: важность благотворительности в современном обществе; возможные благотворительные акции; акция, о которой я хотел бы рассказать.

Данный урок может быть проведен в рамках изучения темы «Проблемы молодежи», ведь позитивные изменения в обществе сопровождаются и рядом негативных тенденций, к числу которых относятся нравственная деградация личности, рост преступности вообще и молодежной в частности и другие. Урок может способствовать приобретению учащимися нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение такого урока - помочь учащимся разобраться в сложных вопросах нравственности, привить умение вырабатывать нравственные взгляды. Ребята должны активно участвовать в обсуждении проблемы, сами подходить к определенным выводам, учиться отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Обсуждая конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов можно добиться того, что у учащихся будут вырабатываться нравственные представления и понятия.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что внеклассная работа является эффективным способом приобщения школьников к духовным и нравственным ценностям благодаря правильно поставленной цели мероприятия и его проведением. Одной из задач нашего исследования является провести опытное обучение, чтобы проанализировать на собственном опыте связь внеклассной работы с процессом духовно-нравственного воспитания.

 

 

1.5. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся (констатирующий срез)

 

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Информация о работе Возможности внеклассной работы по французскому языку в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся