Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии

Вложенные файлы: 42 файла

биосфера эволюциясы.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 10.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 11.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 12.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 13.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 14.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 15.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 16.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 17.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 18.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 19.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 2.docx

— 41.93 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 20.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 21.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 22.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 23.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 24.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 25.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 26.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 27.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 28.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 29.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 3.docx

— 16.02 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 30.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 31.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 32.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 33.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 34.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 35.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 36.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Часть этнологических исследований посвящена последствиям травматических ситуаций, происшедших в раннем детстве. События такого рода накладывают отпечаток не только на особенности характера, но иногда приводят к душевным расстройствам. Например, исследования показали, что девочки, потерявшие мать в раннем возрасте, с большей вероятностью могут заболеть депрессией, чем остальные. Очень важное значение для индивидуального становления ребенка в первые месяцы жизни имеет установка родителей на желаемый ими образ его поведения. Этой проблеме посвящены несколько исследований, в которых анализируется, как представляют себе родители США и Японии "нормального" ребенка. В США, например, ребенок с рождения считается личностью со своими потребностями и желаниями, которые должны быть поняты и, по возможности, удовлетворены. В Японии же младенец - часть матери, лишенный психологической самостоятельности. "Она знает, что лучше для ребенка, и нет необходимости с его стороны заявлять ей о своих потребностях". С таким пониманием развития ребенка увязан и желаемый стереотип поведения младенца, прямо противоположный в США и Японии. В США "мама желает видеть его радостным, лепечущим, активным и исследующим мир вокруг себя, а в Японии она хочет, чтобы он был тихий, неактивный и замкнутый". Уже в три-четыре месяца младенцы двух различных культур приучены вести себя в соответствии с моделями, принятыми в этих культурах. “Таким образом, - делает вывод У. Каудилл, - культура может "врасти" в индивида уже трех месяцев от роду”(8).

Особое значение для исследования проблемы раннего опыта имеют общетеоретические вопросы: соотношение культурного и природного, понимание процесса развития и т. д. Исследователи раннего детства пытаются конструктивно решить эти вопросы. Они также ставят вопрос об интерпретации явлений, противоречащих положениям концепции раннего опыта. В качестве таковых крупнейшая английская исследовательница раннего детства Дж.Данн приводит сохранение детьми из детских домов способности к глубокой привязанности, хотя их раннее детство, как правило, травмировано. Факты, не соответствующие концепции раннего опыта, анализируются и объясняются не только и не столько с помощью новых, более тщательных эмпирических исследований, сколько совершенствованием теоретических конструкций, уточнением содержания основных понятий. Наиболее сложной и фундаментальной теоретической проблемой в изучении ребенка в раннем детстве и в последующие периоды является понимание процесса развития. Дж.Данн, например, не согласна с примитивным пониманием развития, до сих пор распространенным в трудах, посвященных раннему детству. Она критикует положение о том, что "развитие ребенка осуществляется аналогично росту дерева, и ранние события, рассматриваемые в качестве основы или ствола дерева, имеют значительно большее влияние, чем более поздние".

Развитие ребенка  с младенчества ряд ученых рассматривают  в качестве социокультурного процесса (У. Каудилл, К. Тревартен, Дж.Данн и некоторые  другие). "Образцы пеленания, кормления, разговора и игры с ребенком, - пишет Дж.Данн, - есть часть культуры, в которой растет младенец". Автор не согласна с положением о том, что, например, общество охотников-собирателей свободно от культуры, что оно более биологично, чем наше, поскольку "люди - создатели культуры .. она есть природа человека". Данн отводит изучению детей определяющую роль в познании человека. "Мы лишь начали понимать человеческое развитие, - пишет она, - когда стали изучать детей в их реальном социальном мире"(9). При этом Дж.Данн, как и другие исследователи, не отрицает существенной роли биологических предпосылок и врожденных факторов индивидуального развития ребенка. В явной или неявной форме в них анализируются общетеоретические проблемы генетических и функциональных аспектов поведения ребенка. Размышления ученых, выбор ими предметных областей концентрируются вокруг нескольких важнейших вопросов: особенности развития в детстве, соотношение врожденных и приобретенных стереотипов поведения и взаимодействие между ними, соотношение биологических и социальных способов действия и, наконец, выяснение специфики человека, ее формирование или развертывание, если она целиком наследственна.

Все перечисленные  вопросы есть конкретное выражение  общетеоретической проблемы соотношения  природного (биологического) и культурного (социального) в применении к воспроизводству человека. В этнологии детства, особенно в этологическом способе его изучения, соотношение культурного и природного - предмет специального анализа, в котором обобщаются многочисленные исследования особенностей развития детей в различных культурах. Не имеет смысла рассматривать концепции, в которых явно односторонне абсолютизируется генетический фактор, а само развитие ребенка представляется как "созревание" тех или иных навыков, стереотипов поведения. Все же большинство ученых, исследующих детей в рамках этнологии детства, с большой осторожностью делают выводы о соотношении природного и культурного в онтогенетическом развитии человека.

Необходимо отметить, что этологи нередко решительно отмежевываются от социобиологов. К.Лоренц резко критикует П. Лейхаузена и Д. Морриса за метафизическую абсолютизацию биологической компоненты человеческого поведения. Солидарен с К.Лоренцом в критике социобиологов и Р.Мастере, который считает, что социобиология не в состоянии дать причинное объяснение альтруизму или любому другому аспекту человеческого поведения.

К. Тревартен, известная  своими исследованиями раннего детства, анализируя соотношение культурного  и природного, высказывает предположение, что "ни теория генетически управляемых  образцов поведения, ни теория социального обучения" не в состоянии объяснить многие явления в онтогенетическом развитии не только человека, но и животных. Она призывает к поискам новых теоретических конструкций на основе синтеза старых. Изучая развитие детей в раннем детстве, Тревартен особое внимание уделяет инстинкту кооперации, который служит основанием для взаимодействия типа ребенок - ребенок в период от рождения до двух лет. По ее мнению, необходимо выделить то обстоятельство, что дети обладают личностными характеристиками даже в самом раннем возрасте, в первый год жизни. Она утверждает, что существует врожденный импульс (потребность), влекущий одного человека к другому. К. Тревартен даже высказала предположение о существовании особого инстинкта, стремления быть индивидуальностью. А это возможно только в обществе. Употребление биологических терминов, например "инстинкт", не мешает К. Тревартен последовательно проводить идею об уникальности человека. Перечень разнообразных подходов и мнений к соотношению культурного и природного в развитии детей можно было бы продолжить, но не в этом автор видит свою задачу. Он стремится показать, что в современной зарубежной науке, изучающей детство в различных формах, идут реальные поиски ответов на многие вопросы, связанные с выяснением соотношения социального (культурного) и природного (биологического) в человеке, становлением социального взаимодействия в раннем детстве.

В исследовании детства наряду с направлениями, выделенными на основании метода изучения, не менее важную роль играют исследования, концентрирующиеся вокруг определенного предмета, а именно форм деятельности, осваиваемой ребенком. При анализе форм деятельности ребенка (особенно таких, как игра и труд) в условиях различных культур в комплексе используются различные методы, рассмотренные ранее.

Анализируя игры, обычно выделяют игры физические, в  которых результат определяется моторной активностью, игры стратегии, детерминируемые выбором возможных  способов действия, и игры случая, удачи, когда итог зависит от каких-либо неконтролируемых обстоятельств. Возможны и другие подходы к классификации игр. Например, Г. Эриксон выделяет три класса игр: аутокосмическая игра, направленная на собственное тело, микросферическая, имеющая предметом игрушки, и макросферическая, направленная в мир играющих.

Изучение игр  предполагает рассмотрение различных  аспектов взаимодействия этого вида деятельности с другими и его  влияние на формирование личности в  определенной этнической общности. Этнологи детства исследуют связь игр  с развитием интеллектуальных способностей, с обучением, со стереотипами поведения, с характером фантазии и воображения. Значительное внимание они уделяют также влиянию игр, характерных для той или иной культуры, на освоение культуры в целом. Например, М. Роберте и Б. Саттон-Смит в статье "Воспитание детей и участие их в играх" выясняют зависимость между различным воспитанием и играми.

На играх в  детстве лежит многообразная  функциональная нагрузка. Одна из важнейших  функций игры у детей, как, впрочем, и у взрослых, - компенсаторная. В играх реализуется и одновременно контролируется агрессивное поведение. В игре дети овладевают многими навыками, имеющими этническое происхождение. Это касается форм общения со сверстниками (отношение дети-дети во всем многообразии), овладения первыми формами трудовой деятельности. Именно в игре дети копируют и воспроизводят мир взрослых определенной этнической общности.

Огромное значение игры имеют для развития фантазии и воображения, их форм проявления и  особенностей содержания. Некоторые  авторы, например Роберте и Саттон-Смит, отмечают связь между игрой определенного типа и фольклором исследуемой этнической общности. Они считают, что игры "имеют своей аналогией в крупном масштабе - социальное поведение, а в малом - фольклор"(10).

Важнейшей формой деятельности, формирующейся в детстве, является труд. Первоначально он существует в рамках игр, хотя с самого раннего детства можно выделить элементы трудовой активности в чистом виде. Возраст, с которого труд становится, по крайней мере, равноправной формой деятельности по сравнению с игрой, сильно различается в культурах. В традиционных обществах ребенок вовлекается в производственную деятельность намного раньше, нежели в современных. Исследователей беспокоит то, что в связи с объективными (переменчивая экономическая конъюнктура) и субъективными причинами (отсутствие четкой цели в приучении к труду в детстве) определенное число детей, а впоследствии и взрослых не участвуют в производственно-трудовых процессах практически ни в каких его формах. Тем самым в человеке остается не сформированной в полном объеме и не реализованной его существенная черта и способность - труд, трудоспособность.

При изучении труда  в детстве анализируются: мотив  трудовой деятельности у детей различных  культур, начало трудовой деятельности, соотношение игры и труда, структура и виды детского труда. На основе разнообразного конкретного материала исследователи делают попытки объяснить специфику участия в нем детей в той или иной культуре. Труду в детстве в различных его аспектах посвящена и обобщающая статья Р. Г. и Р. Л. Монро, а также Г. С. Шиммин "Труд в четырех культурах: детерминанты и следствия" (1984). Путем систематических наблюдений в различных культурных традициях детей от трех до девяти лет выясняются детерминирующие факторы и содержание социопсихо-логического воздействия труда в детстве. В статье развиваются два тезиса. 1. Дети работают там, где имеют экономическую ценность, т.е. где семья и сообщество нуждаются для своего существования в продукте, производимом детьми как в натуральной, так и в товарной формах. 2. Труд влияет на развивающийся характер личности. Во всех четырех рассматриваемых в статье общностях из Кении, Белиза, американского Самоа и Непала дети рано вовлекаются в трудовой процесс. Уже в три года различные обязанности занимают до десяти процентов времени ребенка, а к девяти годам он работает до трети своего внешкольного времени. Выделяются три категории работ: уход за детьми; все категории работ, кроме ухода за детьми и оплаченного труда (домашняя работа и труд по поддержанию существования); общий показатель детского труда. В третью категорию входят две первые и, кроме того, оплачиваемая работа, товарный труд. В соотношении натурального и товарного труда последнему отводится подчиненная роль, и на его долю остается мало времени.

Анализ детского труда в четырех культурах  обнаружил существенные и интерпретируемые корреляции между вовлеченностью в  тот или иной тип труда и  видами поведения детей. Из них наиболее часто употребляемы три; "социабельность", т.е. способность вступать в социальное взаимодействие, "потребность в помощи" и "способность взять ответственность на себя". Анализ труда и видов поведения детей показал, что работающие дети предпочитают образцы взаимодействий, аналогичные типам труда, в которые они преимущественно вовлечены. Например, девочки, ухаживающие за детьми, переносят часть выработанных в этом процессе поведенческих стереотипов на всех детей младше себя. Было замечено также, что мальчики, занятые тяжелым трудом, чаще проявляют готовность брать ответственность на себя. Эта же связь проявляется и при выборе игр. Окончательный вывод авторов статьи: ".. уровень детского труда детерминирован экологическим окружением и, в свою очередь, является одним из источников формирования характера ребенка", "труд детей может влиять на их социальное поведение"(11).

Авторы рассматриваемого исследования доказывают тезис о  наличии связи между типами труда  и предпочитаемыми детьми моделями взаимодействия друг с другом. Это  положение можно сформулировать по-другому: в процессе труда ребенок в традиционных обществах овладевает формами социального взаимодействия, которые затем использует вне трудового процесса в различных формах поведения. В современных обществах социальный опыт взрослых в большинстве случаев осваивается в играх, когда моделируются различные ситуации социального взаимодействия, а труду здесь, особенно в возрасте от трех до девяти лет, отводится, как правило, минимальная роль.

Вопрос № 37.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 38.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 39.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 4.docx

— 18.77 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 40.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 41.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 42.docx

— 49.92 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 5.docx

— 18.14 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 6.docx

— 15.95 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 7.docx

— 15.99 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 8.docx

— 15.69 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопрос № 9.docx

— 16.56 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по культурологии