Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:22, шпаргалка

Краткое описание

1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.
Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук
Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.
Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы и ответы к зачету по культурологии.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

Вопросы к зачету по культурологи.

1.Культурология  как наука: формирование, место  среди других наук, предмет, методы  научного исследования, основные  разделы культурологи.

Термин культурология  ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук

Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.

Культурология, как наука  о культуре возникла в середине 20в

С 60-х годов 20в- конец 80-х в университетской и академической среде идут дискуссии о возможностях комплексного подхода к изучению культуры.

Культурология является частью обширного  комплекса знаний, часть гуманитарных и общественных (социальных) наук. Она возникла на стыке философии, социологии, этнографии и др. наук. Гуманитарные науки - это науки о человеке, а общественные науки - науки о человеке, обществе и культуре. Культурологию можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

Культурология- наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.

Предмет культурологи: исследование феномена культуры, как историко-социального  опыта людей, который воплощается  в специфических нормах, законах  и чертах их деятельности и передачи из поколения в поколение в  виде ценностных ориентаций и идеалов.

Методы культурологи:

1.Системный- культура как система, элементы системы в единстве, каждый элемент имеет смысл.

2.структурно-функциональный: выделяет элементы составляющих культуру, выявляет роль каждого элемента в функциях культуры

3.аналитический: рассмотрение культуры  в чистом виде, анализ

4. компаративный: сравнительный, при сравнении культур.

5. общенаучный

6. диалектический- любое явление культуры в развитии.

В состав культурологи входит 5 разделов:

  1. История мировой и отечественной культуры
  2. История культурологических учений
  3. Социология культуры- функционирование культуры в обществе
  4. Культурная антропология
  5. Прикладная культурология

 

2. Исторические  корни понятия «культура». Многообразие  современных подходов. Основные  определения в обыденном и  научном языках.

Понятие культура принадлежит  к числу фундаментальных понятий. Оно происходит от латинского языка  древних римлян. Первоначально слово  культура означало  «обработка, уход, возделывание земли». Оно было близким  по значению к слову культ.

Начиная с 1 века до н.э. стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование

В эпоху поздней римской  империи понятие «культура» сблизилось со словом «цивитас», которым обозначали общество граждан, государство живущее по справедливым законам. Значение воспитание, образование закрепилось на долгий период. В период возрождения с понятием культуры стали связывать личностное совершенствование. «Культура» одно из наиболее многозначных понятий литературного и научного языка. То или иное видение культуры, осмысление зависит от подхода к её изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения с которой исследуется культура.

Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической или иной деятельностью.

Семиотический-(знак) подход, который видит в культуре сложно организованную систему знаков

Аксеологический-(ценность)-подход, который позволяет изучать культуру как систему ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающей среды, позволяют ориентироваться в нем.

Современное научное определение  культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы.

Обыденные представления  о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью  и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным  значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории.

3.Материальная  и духовная культура. Основные  функции культуры в жизни человека  и общества

 

Понятие культура включает в  себя два аспекта, соответствующих  двум органически взаимосвязанным  сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается  в процессе материального производства,  духовная включает процесс творчества и созданные при  этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны  между собой.

К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с  содержанием производительных сил  и производственных отношений.

К духовной культуре относят  достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную  и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций  в жизни общества и человека.  
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция - возделывание, взращивание духа.  Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.  
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана  с первой (человекотворческая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.  
4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак). Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность)  Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

4.Формирование  понятия «цивилизация», его современные  значения. Взаимосвязь понятий «культура»  и «цивилизация».

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов. Истоки слова цивилизация восходят к античным временам, культуре Древней Греции, Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан- город- госудрство, которое греки называли «полис», римляне «цивитас». Цивитас у римлян ассоциировался с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, с разумными и справедливыми законами. Само понятие «цивилизация» появляется в 18 веке, -разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые являются основой жизни людей. Деятели просвещения считали что всему этому противостоит тёмный мир варварства, невежества, именно как противоположность была выдвинута концепция цивилизации.

Цивилизация (от лат гражданский)- межэтническая культурно-историческая общность людей, которая выделяется по различным критериям и основаниям.

Цивилизация- единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса

Цивилизация- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

Вся история «цивилизации»  теснейшим образом связана с  понятием культура. Последнее время  эти два понятия выступают  чаще как синонимы. Так же как  и культура, цивилизация отражает совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком, оба понятия  являются антонимами понятиям дикость, варварство, невежество. Оба понятия  применяются для обозначения  определенных исторических типов культуры, эпох в истории. Однако как правило культура мыслится как нечто, возникшее раньше чем цивилизация.

5. Типология культур и цивилизаций, критерии типологии. Западный и восточный типы культуры- сравнительная характеристика. Историческая типология культур.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для определения  культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные  для многих обществ. В основу типологии  положены четыре основных критерия:  
1) общие фундаментальные черты духовной жизни;  
2) общность экономического развития;  
3) взаимопереплетение культур;  
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.  
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:  
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);- племена Африки 
2) восточный тип цивилизации;  
3) западный тип цивилизации;  
4) современный тип цивилизации.

Типология культур— классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию, присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность. (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.)

В качестве критерия классификации  Данилевский использовал тип  человеческой деятельности. Он выделял 4 типа деятельности: релиозная (характерна для еврейской одноосновной культуры), культурная (характерна для древнегреческой одноосновной культуры), политическая (характерна для древнеримской одноосновной культуры), общественно-экономическая. Он выделял одноосновные, двухосновные, трехосновные, четырехосновные культуры. По его мнению, четырехосновной культурой должна была стать славянская культура.

Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу.

Восточный тип цивилизации— исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:  
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.  
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.  
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.  
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.  
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.  
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.  
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.  
 
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — тип цивилизационного развития, Европы и Северной Америки. Особенности: 
1) динамизм, ориентация на новизну;  
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;  
3) индивидуализм, установка на автономию личности;  
4) рациональность;  
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;  
6) уважение к частной собственности;  
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"