Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

1.Понятие «анимация», «рекреация», «досуг».

Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в нашевремя зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. В связи с этим, «…развитие личности,всех ее сущностных сил становится не только гуманным идеалом, но и

приобретает характер необходимости закономерного развития общества».Активное освоение личностью общественных и производственныхотношений зависит от интересов и потребностей личности, ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.

В подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

1) деление времени на рабочее  и внерабочее, когда «досуг» и«внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;

2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

3) досуг – часть свободного  времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «человек, свободный отдел, занятий…» До начала XX в. понятие «досуг» означало свободное,незанятое время.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение:

«Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток,недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную)

деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.); спорт и прочее;любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Следовательно, занятия определенными видами деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой дополнительный вид занятий по отношению к основному производственному роду деятельности. При этом не исключено, что на определенных этапах исторического развития какое-то из этих занятий поднимается до ранга основного. Об этом свидетельствует, например,

развитие различных видов интеллектуальной и художественной деятельности от раннеисторических этапов до настоящего времени. Особый интерес представляет русская этнографическая школа в лице

И. Абрамова, А. Афанасьева, А. Болотова, В. Даля, И. Забелина, М.Забелина, А. Ефременко и многих других этнографов. Благодаря их уникальным изысканиям сегодня имеется масса разнообразных сведений о досугово-бытовой жизни русского и других народов.

В работах Н. Ф. Максютина4 отмечается, что «культурно-досуговая деятельность есть подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творческой личности». Современные исследователи, такие, как Д. Генкин, А. Жарков, Е.Клюско, разработали научный подход к технологии культурно-досуговой деятельности. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате

культурно-просветительской работы использовались только понятия «организация» и «методика». С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования. Непосредственное бытие

личности и доминанты культурно-досуговой деятельности обусловлены характерами ментальности, ориентирами духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью технологического процесса. Стержнем технологии культурно-досуговой деятельности служит удовлетворение круга

человеческих потребностей.В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т. д. Возможности досуга, способствующего укреплению социальных групп, были известны уже на

ранней стадии развития цивилизации, в связи с чем были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, т. е. одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха.

Существует много разнообразных современных типологий досуга.

Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный домашний и внедомашний; индивидуально и коллективно организованный.

Культура досуга – это проявление внутренней культуры человека, предполагающее наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Перечислим ряд общих положений, которые позволяют охарактеризовать полноценный туристский досуг:

1. Обязательным «внешним» условием, предопределившим возникновение досуга вообще, а также любых его разновидностей, можно считать наличие свободного времени.

2. Деятельность человека в свободное  время определяется объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью культурно-досуговых учреждений, курортов, гостиниц и т. д

3. Общество заинтересовано в  эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни, поэтому можно утверждать, что досуг является общественно осознанной необходимостью.

4. Вместе с тем досуг является  необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. В этой связи важно, чтобы и сам человек осознавал свою потребность в полноценном и содержательном проведении досуга. Значение данной потребности чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя и определяющих, условий недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека.

5. Кроме того, досуг безусловно подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому туристский досуг рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом заключается социальная роль туристского культурного досуга.

6. Несомненно, досуг должен быть  разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такие условия можно обеспечить предоставлением каждому возможности активно проявить себя в различных видах отдыха и развлечений.

7. Нужно добиваться преодоления  потребительского отношения туристов к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то другой, а не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д.

8. Деятельность туристов в сфере  свободного времени основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к общению и творчеству. В этой связи становятся актуальными вопросы общения в коллективах и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, коллективов и масс. Сегодня туризм становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала человека и общества в целом. Реализуя рекреационную цель, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, организаторы досуга создают такие мероприятия, в которых заложены программы рекреации, саморазвития и творчества. Термин «рекреация» впервые был введен в Америке в конце XIX века в связи с установлением нормированного 8-часового рабочего дня, выходных и отпусков. Это поставило общество перед необходимостью решать вопросы массового досуга населения.

Термин рекреация – производный от латинских глаголов обновлять и восстанавливать. Значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с функциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств человека. С точки зрения производимого эффекта рекреация – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма

Рекреация предполагает включение человека в специфические ,обогащающие личность, виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство).

Таким образом, рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т. е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий.

Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В Энциклопедии туризма рекреация определяется как:

«1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);

2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды» .

Рекреация направлена на:

- оздоровление человека путем снятия производственного и непроизводственного психического и физического утомления через движение;

- удовлетворение и развитие  культурных потребностей, познание окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования;

- повышение общей культуры здоровья человека при занятиях в оздоровительных центрах;

- повышение способности человека к труду, увеличение продолжительности сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваний и повышения жизненного тонуса;

- расширение сферы приложения  труда;

- увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания в учреждениях отдыха и в отраслях, косвенно связанных с рекреацией (производство спортивного оборудования и туристского

снаряжения, строительство объектов рекреации);

- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения за счет организации рекреационных занятий. Энциклопедический словарь дает такое определение: «Отдых –

состояние покоя либо деятельность такого рода, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности»Отдых является неотъемлемой частью социальной, экономической и культурной жизни нации, а также одним из основных компонентов индивидуального и коллективного поведения личности. Это процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию черт, которые делают человека счастливым. Счастье и позитивное мироощущение являются побочными продуктами полноценного отдыха. Другими словами, счастье дается тем, кто умеет хорошо отдыхать. Находясь на отдыхе, люди вместе радуются жизни, и это позволяет им установить более крепкие связи на основе приятных воспоминаний о

хорошем совместном времяпрепровождении. Как известно, существуют пассивный и активный виды отдыха. Основной смысл такого разделения –определение видов передвижения и интенсивности деятельности человека в процессе отдыха.

Выбор активного или пассивного отдыха зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих, а также финансовых возможностей. С течением времени, изменением возраста, уровня образования, жизненного опыта, семейного положения и доходов, а также других факторов образ отдыха постепенно меняется, трансформируется, преобразуется. Пассивный отдых – это состояние бездеятельности. Пассивный отдых и пассивные виды туризма ориентированы на более спокойную и менее напряженную, в смысле физических нагрузок, программу тура или туристского путешествия. Они рассчитаны на лиц, более склонных к спокойному, размеренному времяпровождению, требующему менее напряженного цикла перемещений и физиологических нагрузок. Пассивный отдых необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. На основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью и скуке. Удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик. В процессе активного отдыха происходит не только физиологическая подзарядка организма, но и развитие личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов. Существующей теорией активного отдыха выявлено, что наиболее эффективным способом снятия состояния утомления служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности, т. е. состояния нервных клеток от заторможенного до сильно возбужденного и наоборот. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических

закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

Организация отдыха отличается сложной структурой и разнообразием форм проявления, то есть сильно дифференцирована. Дифференциация потребностей отдыхающих важна для определения

структуры и формы рекреационных занятий и рекреационного обслуживания. Помимо этого для достижения этой цели необходим анализ рекреационных ресурсов. Разнообразные виды отдыха определяют его специфику и различия в рекреационном обслуживании. Фонды размещения могут быть общественные, собственные, арендованные, принадлежащие другим гражданам (частный

сектор) и т. д. К особой группе относятся виды отдыха, не требующие для реализации фондов размещения. По продолжительности отдых подразделяется на длительный (многодневный), отдых выходного дня, или  уик-энд (2-3 дня), и однодневный.Различные виды культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек, обладают определенными характеристиками

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"