Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

Также многофункциональной была магическая практика, которая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других – связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволяло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удачной.

Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму.

В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окружающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обычаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.

Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться все – и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.

Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.

Существовал еще один вид коллективной активности – праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от природных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.

5.Отдых, свободное время и досуговые занятия в Древнем мире

В Древнем мире, в III–IV тысячелетиях до н. э. отмечаются заметные изменения в жизни людей и в развитии отдыха. Появились постоянные поселения, государственные образования. Люди зани-

маются земледелием, ремеслом, вступают в товарно-рыночные отношения, и как результат – развивается частная собственность и социальное расслоение населения.

Интенсивный рост городских поселений приводит к исчезновению социального равноправия. Появляются новые занятия и профессии, в том числе артисты, художники, музыканты и сказители.

Домашние занятия связаны с играми, спортивными состязаниями, которые требовали участия человека, либо наблюдения за их ходом. Появились настольные игры. Например, в Древней Индии зародилась настольная игра типа лото. Выигрыш зависел от удачи, наблюдательности и умения. В первые века нашей эры одна из таких игр разыгрывалась на доске, поделенной на 64 квадрата, с участием разных фигур – слона, коня, колесницы, четырех пехотинцев. Позже она стала известна как игра в шахматы. Из древнеиндийской литературы известно о музыкантах, акробатах, жонглерах, фокусниках, заклинателях змей, которые путешествовали по дорогам Древней Индии. Древнейшими из известных игральных принадлежностей являются кости. Люди играли в кости самых разнообразных форм. Артефакты игр в кости были найдены в Египте; игра существовала в Древней Греции и Риме. Этрусским костям, найденным возле Рима, около трёх тысяч лет, и они мало чем отличаются от современного варианта. Археологические находки свидетельствуют, что в древнем Египте в кости играли и фараоны, и беднота. Король Рам-

зес III (ок. 1182–1151 гг. до н. э.) велел изобразить себя на вратах храма Мединет Хабу играющим в кости с двумя дамами из гарема. Египетские манускрипты повествуют об играх в кости между духами усопших в потустороннем мире. Историк Тацит писал об игре в кости: «Они упражняются игрой в кости с таким неподдельным благоговением, как будто это какое-то чрезвычайно серьезное дело, с таким рвением к победе и, в случае полного проигрыша, ставят на кон свою свободу. Проигравший сознательно и добровольно отдается в рабство или услужение до конца дней своих, даже если служить придется молодому человеку – столь велика их решительность и воля в этой игре».

Существует предположение, что кости изобрели шаманы, как магический инструмент предсказания будущего, ворожбы, гадания.

Были и групповые игры на открытом пространстве. Слушали предания, музыкальные песнопения. Была танцевальная «самодеятельность», которая носила массовый характер. Для представителей аристократии формировались свои формы досуга. Для этой цели богатые не жалели средств и времени. Зарождается коллекционирование редких предметов. Посещаются общественные бани – как способ оздоровления, социального общения и развлечения. Начинает развиваться индивидуальное художественное творчество – поэзия, проза, драматургия. Пиры становятся местом демонстрации гастрономических изысков. В красочном описании подобного пира в романе «Сатирикон» есть перечисление всего многообразия блюд и развлекательных эффектов их подачи. Живые дрозды вылетали сразу после надреза туши кабана, а блюдо под названием «Знаки зодиака» отличалось изобретательностью: над каждым, расположенным по окружности знаком зодиака помещалось подходящее кушанье. Так над Тельцом – кусок телятины, над Близнецами – яички и почки, над Рыбами – две красноперки, над Весами помещали весы, на одной чаше которых лежал сырный пирог, на другой – медовый. Людей объединяли общие праздники – религиозные или народные, связанные с календарно-трудовыми обычаями. В Древних

Греции, Риме, Индии появились театры, развивалась драматургия, основанная в основном на мифологии. Греки и римляне первыми начали проводить массовые театральные и спортивно-цирковые зрелища. Греция стала родиной Олимпийских игр. А Рим – городом развлечений. Здесь проводились бои гладиаторов, устраивались гонки на колесницах, потешные морские сражения, триумфальные шествия в честь победы над врагом. Таким образом, уже в те далекие времена труд и развлечения стали самостоятельной сферой жизни человека. Элита углублялась в философию, искусство, а широкие слои населения находили развлечения в народных играх и праздниках

6.Досуговые занятия в Средние века

В Средние века дальнейшее развитие получили философская мысль, наука, искусство. Христианский мир регламентировал дни труда и дни, свободные от работы – воскресенье и христианские праздники. Досугпредписывалось проводить осмысленно – в чтении канонических текстов и размышлении над догмами жизненно важных проблем христиан. Христианами были заложены традиции паломнических путешествий в Иерусалим, совершаемых в основном представителями церкви, состоятельными людьми и особо набожными людьми. Люди из феодально-рыцарской среды и богатые горожане пировали, занимались танцами и охотой. Проводили турниры представители знатных родов, обладающие рыцарским званием. Бой устраивался на огороженном открытом пространстве, с одной стороны которого возводились трибуны для судей и зрителей. Поединки были групповые и одиночные. Проведение боя было оговорено множеством условий, а действия участников строго нормировались.

Однако это не мешало кровопролитию. На турнирах предусматривались призы, подарки, иногда поцелуй знатной дамы. Подарками участникам боев могли быть меха, породистые жеребцы, деньги, дорогая одежда. Азартные игры церковью осуждались. Массовые праздники Западной Европы – подвижные игры, хождение на ходулях, катание на качелях, различные состязания – борьба, перетягивание каната, метание камней и прочее объединяли сословия. Популярны были петушиные бои. Жители северных регионов катались зимой на коньках. Массовые праздники объединяли все сословия. Масленица превращалась в карнавал. Шествие по городу, сопровождаемое пышной театрализацией с показом живых картин. В процессе этого карнавала можно было увидеть фольклорных персонажей, олицетворявших человеческие пороки – жадность, алчность. Двигались корабль или повозка, набитые демонами и шутами, которые в итоге сжигались. У христиан в средние века получили развитие массовые народные праздники, объединяющие все сословия. Переход Западной Европы к капиталистическим отношениям – развитию торговли и денежного обращения повлиял на организацию досуга в обществе. Духовное пространство поглощала идея Реформации, личной ответственности перед Богом, важности трудовой активности как проявления любви к Богу. На первый план выходят наука, производство, техника. С середины XV в. возрастает роль просвещения и утверждение веры в силу научных знаний. В западных странах повышается уровень грамотности населения. Более доступными становятся книги. Растет городское население, появляются новые профессии, связан-ные с изменениями в социальной структуре и расслоением общества. Это не могло не сказаться на проведении свободного от работы времени населением. Мифы и эмоционально-чувственные отображения окружающей действительности, романтические устремления

уступают место более прагматичному взгляду на мир. Человек повышает своё общее и профессиональное образование, нормирует рабочее и свободное время. В быту и на отдыхе человек старается компенсировать свою усталость. Помогают бытовые приборы и механизмы. Полноценный досуг в сфере общественного сервиса и отдых приобретают огромное значение. Восстановление физических и моральных сил требует уже основательного и затратного подхода, создавая тем самым предпосылки для роста в экономике значительного сегмента сервиса –сферы рекреации и досуга, игровой деятельности и развлечений.

7.Сфера жизнедеятельности людей Нового времени

В Новое время получают развитие общественные формы досуга. Происходит дифференциация. Участники мероприятий подразделяются на зрителей, слушателей и исполнителей. Проведение досуга опирается не только на традиционные формы организации свободного времени. Появляются специальные организации, предоставляющие зрелищные мероприятия в специальных помещениях, разрабатываются законодательные постановления,

регламентирующие организацию и проведение досуга. По мере развития новых форм досуга, часто ориентированных на утонченный вкус и мнение знатоков, происходили изменения и в обществе, менялся сам человек. Досуг все в большей степени становился самостоятельной сферой бытия человека, превращаясь в светское занятие.

8.Культурно-досуговая деятельность в индустриальном обществе

В индустриальном обществе культурно-досуговая деятельность человека получает интенсивное развитие. Вырабатываются новые направления, виды и формы организации в соответствии с новыми реалиями жизни. Досуг утрачивает связь с народными традициями, древними обрядами, домашними формами. Он в большей мере появляется в общественных формах, в виде массовых мероприятий. Даже индивидуально-домашние занятия заметно связываются с товарами культурно-досугового назначения – книгой, журналом, и техникой для отдыха – велосипедом, компьютером, автомашиной. Мощный поток информации отодвигает на второй план народное искусство и религиозное творчество. Человек получает возможность самостоятельно использовать свободное время на соб-ственное развитие и внутренние запросы.На первый план выходит массовое искусство. Творчество, художественная практика приобретают коммерческий характер. XX в. – век зарождения индустрии развлечений, в основе которой находится массовое искусство и технические возможности. Они

дают развитие аудиовидеопродукции, различным эстрадным шоу, представлениям, развлекательным тематическим паркам, многообразию видов и жанров телепрограмм. Свою нишу в индустрии развлечений занимает наиболее сложное по структуре и продолжительное досуговое занятие – туристическое путешествие. Время досуга, проводимое в домашней обстановке, уменьшается и увеличивается доля досуговых занятий вне дома и в общественных формах на коммерческой основе. Естественно, такие изменения увеличивают личные материальные расходы, а со стороны экономики растет сегмент сервисных учреждений, заинтересованных в привлечении больших групп людей. Во второй половине XX в. создается система производств, которую называют «индустрия досуга» – система, заимствующая от промышленного производства способы организации труда, технику, методы управления для осуществления обслуживания отдыхающих. Организаторы считаются с конкретными индивидуальными пожеланиями в проведении различных видов массовой досуговой деятельности. С одной стороны, они направлены на внутреннее развитие человека, расширения его кругозора. С другой стороны – досуговые потребности унифицируются и требуют постоянного обновления, поскольку подвержены моде. Новое наполнение приобрели и индивидуальные досуговые запросы и потребности в камерных, спокойных и уединенных видах отдыха.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"