Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

 

24. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночные отношения

Необходимость вмешательства государства в  экономику обусловлено прежде всего возникновением и обострением тех экономических и социальных проблем, которые не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. А также существуют такие области и отрасли экономики, которые вообще не смогут функционировать эффективно без регулирования и поддержки со стороны государства, которое должно выполнять свои функции, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма.

Это касается так называемых «общественных благ». «Общественными благами» называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются на­циональная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры, такие, как маяки. На «общественные блага» не распространяется принцип исключения, то есть потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом.

Рынок не в  состоянии производить «общественные  блага», потому что невозможно (а  точнее, очень сложно) измерить «полезность», получаемую каждым членом общества при  потреблении «общественного блага». Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек  за пользование «общественным благом». Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты этого «общественного блага» и получать прибыль от предоставления «общественных благ» частными лицами или организациями. Очевидно, что  государство должно брать на себя заботу об их производстве, должно поддерживать и регулировать это производство и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

К числу проблем, которые  не решает рыночный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities2). Экстерналии — это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов стало исключительно результатом деятельности других субъектов рынка, например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии1 (издержки, потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.

При отсутствии вмешательства государства  две стороны – источник и получатель экстриналий – не смогут прийти к взаимоприемлемому решению о том, как распределить между собой дополнительные выгоды или издержки. Но на практике такие договоренности возможны очень редко. Как могут договориться, например, химическая компания, загрязняющая атмосферу выбросами вредных веществ, и страдающее от этого население близлежащих городов и деревень? Хотя теоретически такое соглашение возможно, в реальности требуется вмешательство государства, которое запретило бы вредные выбросы или наложило штраф на компанию. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

В стремлении максимизировать прибыль  каждый субъект экономической деятельности стремится подавить конкурентов. Поэтому  конкурентная среда может перерасти  в олигопольный или даже монопольный рынок. Не существует таких самостоятельных внутренних экономических механизмов, которые противодействовали бы тенденции к монополизации рынка.

Принимая  экономические решения, субъекты экономической  деятельности должны принимать во внимание данные о спросе потребителей, ценах, конкурентах, будущем развитии конъюнктуры  и многом другом. Однако информация распространяется в экономической  среде неравномерно. Одни субъекты рынка владеют большей информацией, чем другие.

Получение информации, необходимой для принятия экономических решений любого уровня — от покупки овощей у уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране,— требует специальных усилий и затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные затраты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективность своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной — доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи и обработки информации это ограничение теряет силу). А в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто располагает большими знаниями о ситуации на рынке.

Неравномерность распространения информации ведет  к тому, что  некоторые из  субъектов  рынка, располагающие  большей информацией, получают преимущество перед другими  и возможность принимать субъективно  более выгодные решения. Поэтому  результаты экономической деятельности (прибыль) будут распределяться в  пользу именно этих субъектов рынка. Таким образом, величина прибыли  будет зависеть не только от ресурсных  вложений, как следует из неоклассической  доктрины, но и от информации. Возможна ситуация, когда благодаря владению информацией субъект, рынка получит  больше прибыли, чем конкуренты, при  равных или даже меньших ресурсных  вложениях. Государство должно заботиться о равномерном распределении «экономической» информации, чтобы достичь гармоничного развития экономики страны.

Рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Рынок (по крайней мере, в его «идеальной» классической модели) нейтрален к социальным и моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности — на другом полюсе. Самые несправедливые пропорции распределения богатства, противоречащие общечеловеческой справедливости и морали, не противоречат принципам рынка, если накопление богатства на одном «полюсе» общества происходит на основе нормальных рыночных операций.

Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов  рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда  рыночное распределение не  устраивает  большинство населения,  это чревато  серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое  обеспечивает рынок,  должно государство. Вмешательство государства требует  и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или  смягчению ее последствий, если она  все же неизбежна.

Эти неоптимальные или нежелательные  для общества явления, вытекающие из самой природы рынка, устраняются  с помощью регулирования и  поддержки со стороны государства. Превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность  производить общественные блага, компенсируются государственной социальной политикой  и работой государственного сектора  экономики.

24.

Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства  в экономику

Рыночная  система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования  и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной  фор­мой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспе­чивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организа­ции и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономиче­ских системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адап­тивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутрен­ним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены);  обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь макси­мизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.

Вместе с  тем, как показывает практика, рынок  как саморегу­лирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, ре­шение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, ко­гда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся ме­ханизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыноч­ных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «про­валы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательст­ва в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упо­мянуть: воспроизводство значительного неравенства в распреде­лении доходов; ориентация в основном не на производство соци­ально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо про­изводятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служ­ба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ре­сурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с прису­щими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкурен­ции (возникают олигополистические и монополистические рын­ки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходи­мые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).

Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи  возни­кает необходимость стороннего осуществления внешней кор­рекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициа­тор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой.    В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.

К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических  систем смешанно­го типа требует  упомянуть и о недостатках  государственного ре­гулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так на­зываемых «провалах» государства, когда через государственные органы принимаются решения нежелательные или неоптималь­ные с точки зрения общественных интересов.

В частности:

• государство  не всегда обладает полной и объективной  ин­формацией для принятия оптимальных  с точки Зрения общества экономических решений;

• бюрократизм  в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между  отдельными ведомствами оборачиваются  неспособностью государства принять  свое­временные и необходимые меры по корректировке теку­щей экономической ситуации;

• недостаток контроля общества за деятельностью  государ­ственных подразделений часто приводит к тому, что ре­шения, принимаемые государственными органами, отра­жают интересы государственного аппарата, а не общества в целом.

Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функ­ционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, го­сударству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок об­наруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет ос­новные экономические функции государства.

 

25. Опасность монополизма государственного  управления экономикой.

Особенность современного состояния экономики  Украины заключается в том, что  без эффективной конкуренции здесь сформировался своеобразный и опасный тип монополизма. В бывшем СССР идея монополизма изначально была заложена в модели хозяйственного механизма.

Самое опасное  то, что в Украине пока что есть причины, которые дают почву для  монополизма: сохранены некоторые  принципиальные черты административно-командной системы, устойчивый и массовый дефицит товаров, который превращает производителей дефицитной продукции на монополистов подобное.

Главные принципы антимонопольного регулирования деятельности субъектов хозяйствования определены в Законах Украины «О ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», «О защите от недобросовестной конкуренции». Законами запрещается следующее:

-ограничение или прекращение производства товаров, нужных для рынка;

-навязывание контрагенту невыгодных ему условий договора;

-отказ от сбыта или закупки, которые дискриминируют участников хозяйственного оборота в случае отсутствия альтернативных источников поставки или сбыта;

-навязывание гражданам принудительных мер продажи товара;

-нарушение порядка использования свободных цен или завышения государственных и верхней границы регулируемых цен:

-нарушение объема сбыта или закупки, которые дискриминируют участников хозяйственного оборота при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта товаров, услуг.

Для государственного контроля за развитием конкуренции и ограничении монополистической деятельности в Украине создан Антимонопольный комитет.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"