Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

Согласно  Закону Украины «О государственной  налоговой службе в Украине» от 5 февраля 1998 года она представлена тремя  уровнями: первый уровень — Государственная  налоговая администрация Украины; второй уровень — государственные  налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах  Киеве и Севастополе; третий уровень  — государственные налоговые  инспекции в районах, городах (кроме  городов Киева и Севастополя), районах в городах. Государственной налоговой администрации Украины предоставлено право в случае необходимости в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий создавать межрайонные (на два и больше района) и объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции.

 

112. Основными задачами государственной налоговой службы являются: ведение учета налогоплательщиков — юридических и физических лиц; осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; предотвращение налоговых правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях; принятие в предусмотренных законом случаях нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения; внесение предложений относительно усовершенствования налогового законодательства; разъяснение среди налогоплательщиков законодательства по вопросам налогообложения.

Для выполнения поставленных задач Законом предусмотрена  координация деятельности органов  государственной налоговой службы Украины с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственными таможенной и контрольно-ревизионной  службами, другими контролирующими  органами, учреждениями банков, а также  с налоговыми службами других государств.

 

113. Государственная контрольно-ревизионная служба является специальным органом финансового контроля, созданным при Министерстве финансов Украины и ему подчиненным.

 

114. Структура государственной контрольно-ревизионной службы состоит из таких звеньев: Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах.

 

Деятельность  государственной контрольно-ревизионной  службы регулируется Конституцией Украины, Законом Украины от 26.01.1993 г. «О государственной  контрольно-ревизионной службе в  Украине» (с изменениями и дополнениями), другими законодательными актами, а  также актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов.

 

115. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление контроля за сохранением и расходованием средств и материальных ценностей, за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.

 

При осуществлении  своих полномочий государственная  контрольно-ревизионная служба координирует свою деятельность с местными советами, органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

 

116. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Государственной таможенной службе Украины. В соответствии с Законом Украины «О таможенном деле в Украине» контрольные функции таможенных органов в сфере финансов имеют два направления:

а) осуществление  контроля за соблюдением налогового законодательства при перемещении через таможенную границу Украины;

б) осуществление  вместе с Национальным банком Украины  комплексного контроля за валютными операциями.

Финансовый  контроль осуществляется таможнями  при перемещении через таможенную границу денежных средств, соответствующих  документов, в том числе валютных, и ценностей, при начислении и  взыскании таможенной пошлины и  предусмотренных законодательством  таможенных сборов. Таможни контролируют уплату налога на добавленную стоимость  и акцизного сбора субъектами внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через  таможенную границу Украины.

 

117. Государственная политика в сфере финансового контроля направлена на обеспечение законности.

Содержанием законности является суровое, неуклонное соблюдение и выполнение правовых норм всеми участниками общественных отношений: как контролирующими  органами и их должностными лицами, так и подконтрольными. Любая  из сторон имеет определенные законодательством  субъективные права и обязанности, составляющие содержание правоотношений. Законные интересы каждой стороны должны быть надежно защищены.

С этой целью  принят ряд нормативных актов, создающих  соответствующие механизмы защиты интересов каждой из сторон.

Конституция Украины в ст. 55 гарантирует каждому  право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Кроме судебного  порядка, законодательство предусматривает  и административный порядок обжалования.

 

118. Основанием какой-либо юридической ответственности, в том числе и административной, в сфере финансов является финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение — это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.

119. Установление административной ответственности за нарушения в сфере финансов имеет целью защиту интересов государства в правоотношениях, связанных с обеспечением режима функционирования государственных денежных фондов, а также с обеспечением экономической безопасности государства вообще. Такие правонарушения совершаются при осуществлении финансовой, валютной, банковской деятельности.

120. Административная ответственность за указанные правонарушения наступает в случае, если они не влекут за собой ответственность, предусмотренную УК Украины.

122. Перечень правонарушений в сфере финансов, за которые наступает административная ответственность, предусмотрен Кодексом Украины об административных правонарушениях в ст:

- ст. 162 (Нарушение правил о валютных операциях);

- 164 (Уклонение от представления декларации о доходах);

- 164 (Нарушение законодательства по финансовым вопросам);

- 164 (Несвоевременная сдача выручки);

- 164 (Реализация, принятие на комиссию или сохранение с целью продажи алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца);

- 165 (Уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушение порядка начисления и выплат на социальное страхование);

- 165 (Нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов);

- 166 (Невыполнение законных требований Национального банка Украины относительно устранения нарушений банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка Украины) и т. п.

 

123.

Построение  суверенного демократического государства  в Украине и переход ее на рыночную экономику обусловили необходимость  проведения финансовых реформ во всех институтах, обеспечивающих финансовую деятельность. Прежде всего, это относится  к разработке и внедрению новой  финансовой политики, включающей новые  методы управления финансовой деятельностью  и в том числе управления бюджетной  деятельностью.

Управление  бюджетной деятельностью осуществляется органами и должностными лицами, наделенными  бюджетными полномочиями.

В процессе управления бюджетной деятельностью устанавливается  бюджетное устройство и осуществляется бюджетный процесс — составление, рассмотрение, утверждение бюджетов, их исполнение и контроль за их исполнением, рассмотрение отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему.

До начала составления проекта Государственного бюджета на следующий планируемый  год правительство разрабатывает основные направления бюджетной политики, с которыми не позднее 1 июня выступает Премьер-министр Украины или по его поручению министр финансов Украины на пленарном заседании Верховной Рады Украины.

 

124. Правовой базой регулирования  бюджетных отношений в Украине  являются:

1. Конституция  Украины;

2. Бюджетный  кодекс Украины, принятый 21 июня 2001 года;

3. Ежегодные  законы Украины о Государственном бюджете Украины;

4. Нормативные  акты, регулирующие бюджетный процесс  и акты, принятые на основе норм Бюджетного кодекса.

Управление  бюджетной деятельностью осуществляется органами и должностными лицами, наделенными  бюджетными полномочиями.

 

125. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода (года).

 

Бюджетная система  Украины, состоящая из государственного бюджета и местных бюджетов, базируется на основе самостоятельности. Каждая административно-территориальная  единица всех уровней имеет свой бюджет с правом самостоятельного формирования и использования его. Причем, государство  не несет ответственности средствами государственного бюджета за бюджетные  обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Последние, в свою очередь, не несут ответственности за бюджетные обязательства государства.

Совокупность  государственного и всех местных  бюджетов представлены сводным бюджетом Украины, данные которого используются при оценке экономического состояния  страны, при разработке макроэкономических показателей, необходимых для составления  проектов бюджетов всех уровней и  разграничения бюджетных полномочий между государством и органами местного самоуправления.

Единство  бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единым регулированием бюджетных отношений, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

 

126. Государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности – это направление государственной политики, ориентированное на усовершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, которая осуществляется в пределах, в порядке и способом, установленными Конституцией и законами Украины.

 

127. Большое значение для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеет создание эффективных систем обеспечения легализации доступа предприятий на рынок. Процессом легализации предпринимательской деятельности являются государственная регистрация (легитимация) и лицензирование. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности в Украине может включать:

— один элемент  — государственную регистрацию (для занятия теми видами деятельности, которые не требуют лицензирования или патентования);

— два элемента — государственную регистрацию  и лицензирование (для занятия  теми видами деятельности, которые  требуют лицензирования);

— три элемента — государственную регистрацию, лицензирование и патентование (для  занятия видами деятельности, требующими и лицензирования и патентования).

 

128. Развитие свободного предпринимательства на правовой основе в Украине началось в начале 90-х годов после принятия законов «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятии».

С принятием  Конституции Украины и этих законов  частная собственность, предпринимательская  деятельность приобрели четкие правовые основы, но проблема развития свободного предпринимательства, в особенности  в правовом поле, и сейчас остается острой и актуальной. В законодательном  порядке было принято 32 Закона, 22 Постановления  Кабинета Министров и 14 Указов Президента Украины, которые регламентируют предпринимательскую  деятельность. В них было внесено  около 1000 изменений и дополнений, которые часто или противоречили  уже действующим нормам, или совсем их перечеркивали, что вносит путаницу, дезорганизацию в процесс нормального  развития предприятия. С учетом этого  возникла необходимость внедрения  единой государственной регуляторной политики, которая положила бы конец  этой путанице, на законодательном  уровне дала бы возможность устранения внутренней противоречивости многочисленных ведомственных нормативных актов.

 

129. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ УКРАИНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ:

1. Конституция  Украины;

2. Налоговый  кодекс Украины;

3. Таможенный  кодекс Украины;

4. Хозяйственный  кодекс Украины;

5. Гражданский  кодекс Украины;

5. Закон Украины  «О государственной регистрации

юридический лиц и физических лиц-предпринимателей»;

6.Закон Украины  «О лицензировании некоторых  видов

хозяйственной деятельности».

 

131.

С целью закрепления  на законодательном уровне правовых способов защиты развития предпринимательства  в последнее время принято  ряд важных изменений в некоторые  законы Украины и указы Президента. Важная роль отведена Указу Президента Украины «О внедрении единой государственной  регуляторной политики в сфере предпринимательства» от 22 января 2000 года, которым обеспечение  проведения единой государственной  регуляторной политики в сфере предпринимательства  определяется как один из главных  приоритетов в деятельности органов  исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"