Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

Эффективность

Государство призвано создать такую экономическую  ситуацию, используя различные экономические  инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка  справедливым считается получение  высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров  и услуг, капиталов и рабочей  силы, и наличие низких доходов  у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе  не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет  на себя функцию перераспределения  доходов через налоги, а также  поддержание нетрудоспособных, престарелых . Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может  осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование  дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных  странах выбраны проверенные  опытом разнообразные методы регулирования  экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения  купли-продажи производителей и  потребителей. Эти методы должны постоянно  обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий  развития всей экономики, не сковывать  инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование  плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем  эффективного сочетания.

 

33. Первая функция государственного регулирования экономикой состоит в анализе и оценке экономических процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и непосредственного исследования экономических процессов на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования. При этом используются первичные и производные показатели: валовый внутренний продукт, рентабельность, соотношение спроса и предложений, капитальные вложения и их структура, удельный вес убыточных предприятий, численность трудовых ресурсов, численность безработных и т. п.

 

34. Ко второй функции государственного регулирования экономикой относится прогнозирование тенденций развития экономических процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых изменений состояния экономики на этом уровне ведется в два этапа. На первом — рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционного регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений); на втором — с учетом возможных изменений. Каждый из прогнозов может сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий.

 

35. Третья функция государственного регулирования экономикой (основная) — стратегическое планирование развития экономики. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений по избранию приоритетных направлений положительного изменения динамики экономических процессов путем осуществления мероприятий антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, то есть переориентация на выпуск продукции, пользующейся спросом, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.

 

36. Четвертая функция государственного регулирования экономикой состоит в организации процессов экономического регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании экономических механизмов. Экономические механизмы выражают экономическую технологию, то есть последовательность операций влияний на процессы в экономике.

 

37. Пятая функция государственного регулирования экономикой — это реализация проектных (принятых) решений, основной формой которой является разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая функция в порядке обратной связи служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции — анализа и оценки экономики.

 

38.Методы  государственного управления экономикой.

Под методами государственного регулирования экономики  понимают способы влияния государства  в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической  политикой. Относительно классификации  методов регулирования экономики  существует несколько точек зрения, например, распределение методов  на административные и экономические, внеэкономические и экономические, административные и правовые и т. п.

Представляется  целесообразным классифицировать методы по характеру влияния на экономические и внеэкономические.

 

39. Классификация методов гос-го регулирования экономикой.

 Теория ГРЭ использует системный подход при выборе средств и методов влияния государства на субъектов экономических отношений. Результативность государственного регулирования возрастает, если инструменты применяются системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач социально-экономического развития, а не под давлением отдельных специальных интересов и конъюнктуры.

Стратегические  ориентиры и конкретные условия  социально-экономического развития, связанные  с изменением конъюнктуры на рынке, обусловливают использование различных  методов ГРЭ.

Под методами ГРЭ необходимо понимать способ влияния  государства через законодательные  и исполнительные органы на сферу  предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики  с целью создания или обеспечения  условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой. Каждый метод базируется на применении совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

По форме  влияния методы ГРЭ делятся на методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия непосредственно  действуют на функционирование субъектов  рынка. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов административно-правового  характера, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, и экономических  инструментов прямого влияния. Последние направлены на регулирование темпов роста и структуры экономики, объемов производства и непроизводственного потребления, масштабов деятельности общественного сектора экономики и др. Таким образом, основными инструментами прямого влияния государственного регулирования являются:  нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованное установление цен, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные расходы, лимиты и т.д.

Методы  косвенного регулирования – это  методы, регламентирующие поведение  субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической  среды, которая заставляет их действовать  в необходимом государству направлении. Косвенное регулирование – это  влияние на экономические интересы, путем мотивации субъектов. К  методам косвенного воздействия  относятся инструменты фискальной, денежно-кредитной, бюджетной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и  других направлений экономической  политики, а также методы морального убеждения.

В зависимости  от средств воздействия методы ГРЭ  делятся на правовые, административные, экономические и пропагандистские.

Правовое  регулирование – это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Юридические нормы должны быть понятные людям, должным образом обоснованны, системно организованы и удобны для практической реализации.

Правовое  регулирование экономики имеет  свой предмет, так как связано  с юридическим определением средств, инструментов и процедур реализации государственной власти. Предметом  правового регулирования экономики  является:

- отношения  между государством (государственными  органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

- отношения  «внутри» государства, между ее  органами по поводу распределения  полномочий, определения их правового  статуса;

- отношения  между субъектами хозяйственной  деятельности (производитель – посредник,  заказчик – подрядчик, должник  – кредитор, собственник – арендатор  и др.);

- экономические  отношения между людьми, привлеченными  в государственно-управленческие  процессы, как для профессионального  исполнения обязанностей государственных  служащих, так и для обращения  в государственные органы для  решения каких-либо собственных  проблем.

Стержнем  правового  регулирования является разработка и юридическое закрепление  норам (правил) поведения субъектов  экономических отношений. Качество правового регулирования зависит  от того, как законодательные органы формируют юридические нормы. Основными  требованиями являются: своевременность, стабильность, полнота, внутренняя согласованность.

нормативные акты местных государственных администраций  и органов местного самоуправления.

 

40.методы  прямого влияния государства  на экономику

К методам  прямого влияния на экономику  относится деятельность государства  в границах государственного сектора. В условиях рыночной экономики это, в первую очередь, те области, которые  вследствие низкой рентабельности не представляют интереса для частного капитала или требуют больших  капиталовложений без надежды на быстру Среди методов прямого государственного влияния следует назвать такие, как:

— государственные  заказы и контракты на поставку продукции;

— определение  стратегических целей развития экономики, их отображение в индикативных планах, государственных программах;

— лицензирование операций по экспорту и импорту товаров;

— государственная  поддержка программ, контрактов и  заказов;

— установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции.

Прямые методы государственного регулирования не предусматривают создания дополнительного  материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются  на силу государственной власти.

ю отдачу (фундаментальная  наука, оборона).

 

41.  К методам прямого влияния на экономику относится деятельность государства в границах государственного сектора. В условиях рыночной экономики это, в первую очередь, те области, которые вследствие низкой рентабельности не представляют интереса для частного капитала или требуют больших капиталовложений без надежды на быструю отдачу (фундаментальная наука, оборона). Сюда же можно отнести области, в которых частные инвестиции связаны с высокими рисками и дорогостоящими проектами (атомная энергетика, космос), а также области инфраструктуры и такие, которые производят нематериальные общественные блага (здравоохранение, образование). За счет средства государственного бюджета государство не только финансирует отдельные области хозяйства, но и поддерживает депрессивные области и предприятия, которым угрожает банкротство.

 

42. Среди методов прямого государственного влияния следует назвать такие, как:

— государственные  заказы и контракты на поставку продукции;

— определение  стратегических целей развития экономики, их отображение в индикативных планах, государственных программах;

— лицензирование операций по экспорту и импорту товаров;

— государственная  поддержка программ, контрактов и  заказов;

— установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции.

Прямые методы государственного регулирования не предусматривают создания дополнительного  материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются  на силу государственной власти.

 

43. Особенности  прямого метода  государственного влияния на  экономику.

Прямое воздействие  предполагает использование административных методов.

Особенности административных методов:

Они не связаны  с созданием доп материальных стимулов для их реализации

Базируются  на силе и авторитете государственной  власти

Включают  меры запрета, разрешения и принуждения

Предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности.

 

44. Особенности косвенного метода  государственного  влияния на  экономику. 

Косвенное воздействие  предполагает использование только экономических методов.

Особенности косвенных методов: являются видом  методов государственного управления; воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий  его функционирования; у объектовуправления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом; результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия; обеспечиваются системой гарантий.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"