Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

Сегодня сфера  непосредственного государственного управления экономикой сужается, так как уменьшается количество объектов, которые функционируют на базе государственной формы собственности. Исполнительные и распорядительные функции по использованию государственного имущества возложена на соответствующую разветвленную систему органов государственного управления.

При доминировании  частной собственности государство  должно проводить соответствующую  политику в экономической сфере, реализуя в нем свою хозяйственно-организаторскую, социальную и другие функции, с преобладанием не диктатора, а регулирования, контроля, координации, методов экономического характера.

Антимонопольный комитет Украины согласно Закону Украины от 18 февраля 1992 г. «Об ограничении  монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции» и ряда нормативных актов осуществляет контроль за приобретением крупных пакетов акций предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также пакетов акций других предприятий , суммарная стоимость приобретения которых превышает 100 тыс. долларов США (контроль за экономической концентрацией). Кроме того, Антимонопольный комитет Украины контролирует вопросы соблюдения антимонопольного законодательства в процессе осуществления совместного инвестирования инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями, а также другими участниками рынка.

 

26. Особые виды конкуренции между  государственными ведомствами в авторитарном государстве.

 

27. Способы преодоления монополизма государственного управления.

Условием создания и функционирования рынка является преодоление монополизма производителей, предпосылкой чего, в свою очередь, служит конкуренция, экономическое соревнование.

Кроме монополизма производителей, при системе хозяйства, основывающейся на государственной собственности на средства производства и соответственно — на монопольной системе управления производством, распределением и перераспределением материальных благ, возникает монополизм особого рода — монополизм на управление или монополизм государственного управления экономикой.

Этот особый вид монополизма породил и особый вид конкуренции. Это не конкуренция между товаропроизводителями за то, чтобы произвести товаров больше и лучшего качества, а конкуренция между ведомствами за капитальные вложения, за дополнительные средства и фонды. В условиях государственной монополии на организацию управления, планирования и т. п. предприятия-производители соревнуются не за покупателя товаров и услуг, а за то, чтобы органами государственного управления был установлен невысокий план, а также высокие цены, которые разрешают при минимальной производственной и коммерческой активности выполнить поставленную задачу. Вследствие такой конкуренции между производителями, возникает еще один противоестественный вид конкуренции, характерный для ситуации, когда «рынок» работает не на потребителя, а на производителя. Это — конкуренция между покупателями товара, продукции и между потребителями услуг.

Безусловно, такой вид «конкуренции» не может считаться нормальным.

Преодоление монополизма государственного управления может осуществляться двумя способами. Один из них связан с плюрализмом субъектов предпринимательской деятельности, расширением реальных прав государственных предприятий, созданием равных условий для предприятий (предпринимателей) всех форм собственности. Причем, если государственные предприятия требуют реального расширения прав, то для негосударственных предприятий необходимости в этом нет, поскольку они с самого начала должны быть свободны в определении круга своих прав в пределах действующего законодательства.

Другой способ преодоления монополизма гос-го управления экономикой состоит в создании реальных альтернативных возможностей для конкуренции предприятий государственного и негосударственного секторов экономики.

- Создании альтернативных систем материально-технического обеспечения, рынка ценных бумаг и ресурсов.

- Изменении системы планирования государственного сектора экономики, изменении системы государственных заказов — переводе их на принцип установления реальных прав и обязанностей государственных органов-заказчиков и производителей.

 

28. Экспериментальные попытки преодоления  государственного монополизма в  80-е г.г. ХХ в.

Попытки преодолеть монополизм управления экономикой или  смягчить его отрицательные последствия  в истории Советского государства  осуществлялись неоднократно, причем не только в периоды «реформации», но и в так называемые, «застойные времена».

В частности, неоднократно говорилось о необходимости  расширения прав хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы смягчить централизацию управления (то есть, фактически, хотя бы немного уменьшить монопольные начала в этой сфере), в свое время были созданы хозяйственные системы.

Однако само по себе включение управленческого  аппарата в состав хозяйственных  систем ничего практически не дало, разве что деятельность органов  управления систем начали причислять к производственно-хозяйственной.

Указанная проблема обострялась тем, что монополизм государственного управления, объединенный с делегированием государством тех  или других полномочий определенным государственным органам, соединялся с коллизией «узковедомственных»  и «местнических» интересов, которые  не мог преодолеть и «политический  подход» к решению хозяйственных вопросов.

В середине 80-х годов шел поиск путей выхода из сложившейся ситуации, но следует отметить, что и широкомасштабный экономический эксперимент, и введение «полного хозяйственного расчета», и ряд мер, направленных на повышение качества продукции, и усовершенствование структуры управления, и попытка соединить централизованное управление с расширением самоуправления не дали желаемого результата.

 

Унаследованная  политическая система, сам тип управления делали невозможными кардинальные реформы  по преодолению старых основ деятельности государства в этой сфере. Не оправдались  общественные ожидания результатов  государственного управления и реформ в этой сфере, что обусловливалось  недостаточной последовательностью  осуществляемых мероприятий. В качестве таких недостаточно завершенных  шагов можно привести, например, Закон СССР о государственном  предприятии (объединении) 1987 года, на который возлагалось немало надежд, но который так и не повлиял существенным образом на правовое положение предприятий.

Причиной этих неудач, является то, что при сохранении центральных органов государственного управления экономикой (то ли в масштабах СССР, как это было раньше, то ли в масштабах Украины или даже в масштабах отдельных регионов или отдельных областей) сохраняется монополия управления. Причем эта монополия сохраняется независимо от того, реализуются ли властные полномочия непосредственно министерством, или они делегированы органу министерства, ведомства определенного регионального уровня.

 

29. Основные направления преодоления государственного монополизма.

Условием  создания и функционирования рынка  является преодоление монополизма  производителей, предпосылкой чего, в  свою очередь, служит конкуренция, экономическое  соревнование.

Кроме монополизма  производителей, при системе хозяйства, основывающейся на государственной  собственности на средства производства и соответственно — на монопольной  системе управления производством, распределением и перераспределением материальных благ, возникает монополизм особого рода — монополизм на управление или монополизм государственного управления экономикой.

Этот особый вид монополизма породил и  особый вид конкуренции. Это не конкуренция  между товаропроизводителями за то, чтобы произвести товаров больше и лучшего качества, а конкуренция  между ведомствами за капитальные  вложения, за дополнительные средства и фонды. В условиях государственной  монополии на организацию управления, планирования и т. п. предприятия-производители  соревнуются не за покупателя товаров  и услуг, а за то, чтобы органами государственного управления был установлен невысокий план, а также высокие  цены, которые разрешают при минимальной  производственной и коммерческой активности выполнить поставленную задачу. Вследствие такой конкуренции между производителями, возникает еще один противоестественный  вид конкуренции, характерный для  ситуации, когда «рынок» работает не на потребителя, а на производителя. Это — конкуренция между покупателями товара, продукции и между потребителями  услуг.

Безусловно, такой вид «конкуренции» не может  считаться нормальным.

Преодоление монополизма государственного управления может осуществляться в двух направлениях. Одно из них связано с плюрализмом субъектов предпринимательской деятельности, расширением реальных прав государственных предприятий, созданием равных условий для предприятий (предпринимателей) всех форм собственности. Причем, если государственные предприятия требуют реального расширения прав, то для негосударственных предприятий необходимости в этом нет, поскольку они с самого начала должны быть свободны в определении круга своих прав в пределах действующего законодательства.

Другое направление  преодоления монополизма гос-го управления экономикой состоит в создании реальных альтернативных возможностей для конкуренции предприятий государственного и негосударственного секторов экономики.

- Создании альтернативных систем материально-технического обеспечения, рынка ценных бумаг и ресурсов.

- Изменении системы планирования государственного сектора экономики, изменении системы государственных заказов — переводе их на принцип установления реальных прав и обязанностей государственных органов-заказчиков и производителей.

 

30. Преодоление монополизма государственного управления может осуществляться плюрализмом субъектов предпринимательской деятельности, расширением реальных прав государственных предприятий, созданием равных условий для предприятий (предпринимателей) всех форм собственности. Причем, если государственные предприятия требуют реального расширения прав, то для негосударственных предприятий необходимости в этом нет, поскольку они с самого начала должны быть свободны в определении круга своих прав в пределах действующего законодательства.

 

31. Преодоление монополизма государственного управления может осуществляться в создании реальных альтернативных возможностей для конкуренции предприятий государственного и негосударственного секторов экономики.

- Создании альтернативных систем материально-технического обеспечения, рынка ценных бумаг и ресурсов.

- Изменении системы планирования государственного сектора экономики, изменении системы государственных заказов — переводе их на принцип установления реальных прав и обязанностей государственных органов-заказчиков и производителей.

 

32. Функции государственного регулирования экономики

Реализация  целей и задач государственного управления осуществляется с помощью  целой системы функций, то есть взаимосвязанной  совокупности стандартизированных  действий субъекта управления, которые  нормативно регулируются и контролируются уполномоченными государственными и социальными институтами.

Функции государственного регулирования экономики — это та роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система или ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность.

 

Рыночный  механизм управления является потенциально эффективным методом координации  и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую  и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают  принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Но нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в  силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство  в экономику становится необходимым  и оправданным. Причем чем выше уровень  развития производительных сил, тем  выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренции, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

В XX в. главным  идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики  является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию.

Выделяют  три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"