Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

1. Понятие управленческого влияния на экономические отношения.

Каждая страна старается определить свое направление  развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.

Последние годы характеризуются для Украины  тем, что определенные изменения  претерпевает характер управленческого  влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны  государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

2. Сущность  общего регулирования экономических  отношений со стороны государства.

Сущность  государственного регулирования экономики  и его место в хозяйственном  механизме современного капитализма

Необходимость и сущность госрегулирования

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе (см. 5.6). При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность  конкуренции, выражающаяся в том,  что на некоторых отраслевых  и региональных рынках могут  возникать (и возникают) монополии,  которые, если этому не противодействует  государство, своим ценообразованием  наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие  многочисленных товаров, жизненно  необходимых обществу, которые либо  не предлагаются рынком, либо, если  и могли быть предложены, то  в недостаточном количестве. Таких  товаров (главным образом в  форме услуг) много в сферах  образования, здравоохранения, науки,  культуры, обороны и др.

3. Внешние  эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные  рынки, одним из типичных примеров  которых является рынок страховых  услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство  информации, во многих отношениях  представляющей собой общественный  товар, который в более или  менее достаточном количестве  при соответствующем качестве  не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица,  инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне  неравномерное распределение доходов,  которое, если государство не  принимает мер для «социальной  компенсации» малоимущим и обездоленным  слоям населения, ставит под  угрозу общественную стабильность.

8. Наличие  обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять  которые общество может заставить  только государство, но никак не рынок.

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством  такого регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

 

3. Соотношение  государственного управления и  государственного регулирования.

Вопрос о  соотношении государственного управления и государственного регулирования  имеет свою историю. Прежде всего, она  связана с тем, что в науке  существуют два противоположных  подхода к участию государства  в регулировании экономических процессов — классическая и кейнсианская теории.

С точки зрения классиков, рыночный механизм автоматически  обеспечивает равенство спроса и  предложений, что делает невозможными нарушения в экономике, в частности  инфляцию, безработицу, спад производства.

Теория Дж. М. Кейнса, в отличие от классической, обосновывает объективную необходимость и большое практическое значение государственного регулирования экономики.

Понятия государственного управления и государственного регулирования.

Государственное управление экономикой - предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, которое выражается в том, что государство принимает на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль за ее эффективным осуществлением.

 

В таком значении государственное управление экономикой присуще СССР — авторитарному  государству, экономика которого основывалась на государственной собственности  на средства производства и преобладающее  количество произведенной продукции, на труде, незначительное экономическое  стимулирование которого омрачалось малоэффективным  идеологическим. В таких условиях управление хозяйственной деятельностью предприятий, основывающихся на государственной и квазигосударственной (так называемой колхозно-кооперативной) формах собственности, целиком возлагалось на соответствующие органы государственной власти, а именно — органы управления экономикой. Попытки осуществлять централизованное управление экономикой, недоверие к самостоятельности и инициативности (вернее, недопущение такой самостоятельности и инициативности) субъектов хозяйственной деятельности, приводили к созданию громоздких общесоюзной и республиканских систем управления экономикой с дублированием управленческих функций звеньями системы как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это влекло неэффективность управленческих решений, промедление с их принятием, многоразовую «перестраховку» и т. п. Все это отрицательно влияло на экономику в целом.

 

Таким образом, органы государственного управления экономикой осуществляли комплекс действий, практически  определяющий базовые параметры  функционирования предприятия. При  таких условиях руководство предприятия  действовало безынициативно, постоянно  стараясь переложить ответственность  на руководящие органы и избегая  новаторских решений в стратегии  и тактике работы предприятия.

 

В условиях изменения  общественного порядка и перехода к другой системе хозяйствования в экономической сфере произошли  серьезные изменения, повлекшие  ее осложнение. Плюрализм и равноправие форм собственности на средства производства, свобода предпринимательской деятельности, свободное движение товаров, услуг и финансовых средств на территории Украины и новые возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, приватизация значительной части государственного сектора экономики послужили причиной появления и динамического роста частного сектора экономики, оживления товарооборота, появления конкуренции, свободного рыночного ценообразования, осложнения экономической инфраструктуры, значительной информатизации экономической деятельности. Изменение структуры собственности приводит к изменению структуры государственного управления. Это требует постепенного перехода от государственного управления экономикой к государственному регулированию экономических процессов.

 

Под государственным  регулированием понимают лишь общее  упорядочение общественных отношений  в конкретной сфере экономики, которая  осуществляется в соответствии с  требованиями законодательства путем  прямого влияния на хозяйственную  деятельность субъектов экономических  отношений — установление общих  правил, нормативов, стандартов того или  иного вида деятельности, которых  должны придерживаться в равной мере все участники общественных отношений  в данной сфере, равно как и  правовых основ ответственности  за их нарушение, контроля за их выполнением и реального привлечения нарушителей к ответственности; размещение государственных заказов на основах равноправной конкуренции субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, создание и обеспечение эффективного функционирования финансовой и налоговой систем, тарифного и внетарифного регулирования товарооборота, ограничение монополизма, — с целью обеспечения стабильного функционирования и последовательного развития той или иной сферы экономики в направлении расширения производственных мощностей, внедрения новейших технологий и информатизации производственного процесса, создания гарантий осуществления социально-экономических прав человека (например, увеличение количества рабочих мест и обеспечение достойных условий труда), более широкого и качественного удовлетворения потребностей потребителей продукции, товаров, работ, услуг.

 

В условиях конкурентной экономики рынок менее ограничен, чем при плановой. Основу обмена товарами и услугами составляют не личный статус индивида, производство товаров отвечает потребительскому спросу и измеряется возможностью граждан платить за них деньги, которые являются безличным посредником при любом обмене. В условиях рыночной конкуренции в экономических операциях принимает участие огромное количество покупателей и продавцов. И ни одна из фирм не имеет власти, позволяющей ей диктовать цену товара или решать, в каком количестве его вырабатывать. Но сложная, многоукладная экономика содержит в своем составе и государственный сектор, который играет в ее функционировании не последнюю роль. Пребывание имущества в государственной собственности предусматривает необходимость существования соответствующей разветвленной системы органов государственного управления, на которые возлагаются исполнительные и распорядительные функции в отношении использования этого имущества, управления им. Здесь государство реализует все свои полномочия как собственник имущества, применяя как экономические, так и внеэкономические, административные методы.

4. Классическая  теория управления экономикой.

Классическая  теория невмешательства в экономику. Важной ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство».

В соответствии с классическим подходом государство  должно обеспечивать безопасность жизни  человека и его собственности, разрешать  споры, иными словами, делать то, что  индивидуум либо не в состоянии выполнить  самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в   конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.

Наиболее  глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики  изложил К.Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Маркс обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта.

Главным недостатком марксистской теории с  позиции современной политэкономии  считается именно вывод о необходимости  революционного пути изменения способа  воспроизводства и социально-экономической  системы.

5. Кейнсианская теория регулирования экономических процессов.

Кейнсианская  концепция получила распространение  в 30-е годы ХХ в. После глубочайшего спада экономики США. Дж.Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Предлагаются следующие основные инструменты: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.   

Модель  государственного регулирования, предложена Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания вплоть до 70-х годов ХХв.  Примерно в это же время, стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой  только в условиях высоких темпов роста. Высоки темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

Однако  в 70-е годы ХХв. условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

6. Роль государства  в регулировании экономических  процессов.

Государство, в лице его органов и должностных лиц, осуществляет регулирование, но это не означает, что государство при этом теряет свой властный характер.

Регулирование со стороны государства применяется  для обеспечения безопасности граждан  от возможных неблагоприятных последствий  ведения хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей от неправомерных  действий коммерческих организаций, стабилизации макроэкономических процессов, формирования материального государственного резерва.

7. Сущность государственного управления  экономикой.

Государственное управление экономикой предусматривает  прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих  субъектов, непосредственное руководство  ею путем оперативно-распорядительных действий, которое выражается в том, что государство принимает на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль за ее эффективным осуществлением.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"