Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

 

16. Характеристика средств, используемых  для административно-правового влияния  на экономические отношения.

Возможность свободного использования своих  способностей и имущества для  предпринимательской и другой, не запрещенной законом, экономической  деятельности, имеет пределы своей  реализации, определенные необходимостью обеспечения прав других субъектов  права. Если взаимоотношения в границах частноправовых связей возникают для  удовлетворения отдельных материальных потребностей личности, а интересы субъектов связаны с получением прибыли, то, с другой стороны, в социуме  всегда существуют публичные интересы, которые должны обеспечить целостность, стабильность и нормальное развитие организаций, государства в целом.

Поэтому все  средства, используемые при реализации административно-правового влияния  на экономические отношения, имеют  определенную специфику. Эти средства:

— используются органами исполнительной власти;

— применяются  на основе правовых норм;

— связаны  с определением пределов хозяйственной  деятельности;

— их предназначением  является определение статуса субъектов  предпринимательской деятельности и установление возможного для них  вида поведения;

— контроль за осуществляемой деятельностью, своевременность применения средств обеспечения и принуждения в случае уклонения от выполнения установленных обязанностей и запретов;

— часто связаны с установлением регистрационного, уведомительного или разрешительного административно-правового режима;

— формой их выражения, как правило, являются индивидуальные правоприменительные акты исполнительной власти, административные договоры, акты регистрации и т. п.;

 

17. Средства защиты публичных интересов  в экономической сфере.

Средства  защиты публичных интересов в  экономической сфере определяют правила посредством установления общих для всех субъектов коммерческой деятельности экономических параметров. Роль государства в регулировании  экономики при построении рыночной экономики значительно отличается от той, которую оно играет в условиях функционирования уже стабильной рыночной экономики. Самоорганизация — а рынок является классическим образцом самоорганизации — характерна для довольно прочных систем. В условиях же переходных процессов, трансформации одной экономической системы в другую, самоорганизация может выполнять консервативную, защитную функцию, возвращая систему к ее предшествующему состоянию, избегая внешних препятствий.

 

18. Основные направления государственной  экономической политики.

На стадии формирования рыночной экономики можно  выделить несколько направлений  активной государственной экономической  политики.

Первое —  формирование новой системы отношений  собственности, которая присуща  многоукладной экономике. На этом этапе  государство может создать все  условия для быстрой и всеохватывающей  приватизации государственного имущества.

Второе —  становление малого предпринимательства, в том числе фермерских хозяйств. Этот процесс требует государственной  поддержки, применения таких средств, как льготные ставки кредитов, временное  освобождение от налогов и т. п.

Третье —  при активном содействии государства  происходит формирование основных элементов  рыночной экономики, в частности  финансового и фондового рынка, институтов регулирования рынка  труда и занятости — инфраструктуры рыночной экономики вообще. Объектом государственного регулирования в  данном случае является экономика, или  экономические отношения.

19. Понятие Экономики как системного  хозяйственного комплекса

В наиболее общем  виде экономика определяется как  системный хозяйственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и  взаимозависимых звеньев, во-первых, общественного производства, во-вторых — распределения и в-третьих  — обмена произведенного продукта в масштабах всего государства.

Экономика является сложной полиструктурной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы.

Термин «отрасль экономики» закреплен на законодательном  уровне и встречается почти во всех нормативных актах, регулирующих взаимоотношения государства с  экономической сферой.

20. Основные элементы экономической  системы Украины.

Основными элементами экономической системы Украины являются: промышленность, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, строительный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, связь, жилищное хозяйство, бытовое обслуживание населения, сфера использования и охраны природных ресурсов, сфера оборота финансовых ресурсов.

21. Основная цель государственного  регулирования экономики.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая  и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых  не может быть достигнута главная  цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование  отраслевой и региональной структуры  хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

 

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшими, центральными целями неизменно  являются формирование наиболее благоприятных  условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух.

Во многих научных и учебных публикациях  на Западе выделяются четыре главные  цели госрегулирования (цели первого  порядка), объединяемые понятием «магический  четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое  равновесие, выражающееся в бездефицитном  или умеренно-дефицитном платежном  балансе. О «магическом четырехугольнике»  говорится в том смысле, что  одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения  посредством дополнительных государственных  расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные  цели 2го порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями НТР, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей  первого и второго порядка  вытекают цели 3го порядка и т.д. Число  таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

 

22. Задачи государственного регулирования  экономики.

Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.

К задачам государственного регулирования  экономики Украины в условиях ее перехода к рыночному отношению относятся:

— обеспечение справедливого налогообложения;

— оказание содействия оптимальному ограничению  суммы налогов, которые взимаются  с предприятий, без резкого уменьшения доходной части бюджета;

— активизация  производства товаров народного  потребления с помощью экономических рычагов;

— обеспечение  рационального природопользования;

— обеспечение  социальной защиты населения;

— обеспечение  сбалансированности всех отраслей хозяйственного комплекса;

— обеспечение  повышения уровня занятости населения;

— стимулирование развития ресурсе- и энергосберегающих производств;

— защита экономических  интересов украинской экономики, отечественного товаропроизводителя;

— поощрение  конкуренции;

— ограничение  монополизма;

— оказание содействия удовлетворению первоочередных потребностей населения в товарах и услугах;

— создание разветвленной инфраструктуры и т. п.

Функции можно  определить как основные направления  деятельности субъекта, осуществление  которых приводит к достижению целей деятельности.

Необходимость решения указанных задач обусловливается такими факторами:

— необходимостью чрезвычайных мер, направленных на финансовое оздоровление хозяйства;

— необходимостью адаптации экономики и системы управления;

— необходимостью проведения активной социальной политики с целью смягчения экономических последствий изменения системы хозяйствования;

— необходимостью проведения структурной политики;

— необходимостью проведения антимонопольной политики.

В частности, серьезную обеспокоенность вызывает недостаточная защищенность прав человека в условиях перехода к рынку, необходимость  определенной адаптации значительной прослойки населения (пенсионеров, работников невысокой квалификации и т. п.).

В целом можно  сделать вывод, что вмешательство  государства в рыночные отношения  необходимо и оправдано — если речь идет о разумных пределах.

 

23. Функции государственного регулирования  экономических процессов.

 Реализация целей и задач государственного управления осуществляется с помощью целой системы функций, то есть взаимосвязанной совокупности стандартизированных действий субъекта управления, которые нормативно регулируются и контролируются уполномоченными государственными и социальными институтами.

Функции государственного регулирования экономики — это  та роль, которую выполняет государственный  аппарат (управляющая система или  ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для  достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность.

Функции государственного регулирования экономических процессов определяются с учетом тезиса о возрастании значения этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий решений, которые принимаются.

Первая  функция государственного регулирования в этой сфере состоит в анализе и оценке экономических процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и непосредственного исследования экономических процессов на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования. При этом используются первичные и производные показатели: валовый внутренний продукт, рентабельность, соотношение спроса и предложений, капитальные вложения и их структура, удельный вес убыточных предприятий, численность трудовых ресурсов, численность безработных и т. п.

Ко  второй функции относится прогнозирование тенденций развития экономических процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых изменений состояния экономики на этом уровне ведется в два этапа. На первом — рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционного регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений); на втором — с учетом возможных изменений. Каждый из прогнозов может сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий.

Третья  функция — стратегическое планирование развития экономики. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений по избранию приоритетных направлений положительного изменения динамики экономических процессов путем осуществления мероприятий антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, то есть переориентация на выпуск продукции, пользующейся спросом, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.

Четвертая функция состоит в организации процессов экономического регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании экономических механизмов. Экономические механизмы выражают экономическую технологию, то есть последовательность операций влияний на процессы в экономике.

Пятая функция — это реализация проектных решений, основной формой которой является разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая функция в порядке обратной связи служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции — анализа и оценки экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"