Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка

Краткое описание

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГУЭ шпаргалки.docx

— 128.16 Кб (Скачать файл)

 

45. Области экономики, где используются  косвенные рычаги влияния государства. 

Государственное, экономическое прогнозирование. Оно  основано на результатах анализа  реальной ситуации в экономике и  в его процессе исследуются различные  варианты развития социально-экономической  системы и формируется экономическая политика государства.

Государственное экономическое программирование. Экономические  программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и  т. д.

Бюджетно-налоговое  регулирование. Оно представляет собой  одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета  создают реальные возможности влияния  на социально-экономические процессы.

 

46 Характеристика косвенных  методов  государственного влияния на  экономику

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение,  уровень обложения налогами и  систему налоговых льгот;

- регулирование  цен, их уровня и соотношений;

- платежи  за ресурсы, ставки процента  за кредит и кредитные льготы;

- таможенное  регулирование экспорта и импорта,  валютные курсы и условия обмена  валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно  расширяется, сужая возможности  прямого вмешательства государства  в процессы расширенного воспроизводства.

47.Сочетание  прямых и косвенных  экономических   методов в государственном регулирование.

 

44-46.

Методы косвенного влияния, наоборот, используют такие  рычаги, с помощью которых влиянию  подвержено поведение хозяйствующих  субъектов, их интересы и стимулы. Это рычаги налоговой, кредитной, внешнеэкономической, валютной, амортизационной политики. Действие косвенных регуляторов является безадресным, имеет автоматический характер.

Эти методы определяют правила игры в рыночном хозяйстве. Сфера их применения в процессе развития рыночной экономики значительно расширяется.

Так, с помощью  налоговой политики государство  влияет на инвестиционную активность субъектов хозяйствования, поддерживает отдельные области, стимулирует  или сдерживает развитие отдельных  производств. Используя широкие  возможности кредитной политики, государство влияет на развитие отдельных  областей, влияет на инвестиционный процесс. Ценовая политика служит недопущению  монополизма и т. п. При посредстве политики ускоренной амортизации государство  регулирует ту часть прибыли, которая  может быть освобождена от налогообложения  и направлена на новые капиталовложения.

 

47. Единство прямых и косвенных экономических методов позволяет направлять экономические ресурсы на развитие перспективных отраслей. Поэтому важным в механизме регулирования является не только бюджетное финансирование, но и платежи в бюджет, которые осуществляются субъектами через налоги, льготы или санкции.

 

48. К внеэкономическим методам относятся такие, которые не требуют прямых расходов государственных средств и не создают дополнительных материальных стимулов. Они основываются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения.

Эти методы предусматривают  создание правовой базы, которая регулирует взаимоотношения субъектов экономических  отношений. Любой субъект обязан придерживаться правил экономического поведения, установленных государством. Государство издает законы о защите прав собственности, ограничивает монополизм и некоторые виды экономической  деятельности, пересекает недобросовестную конкуренцию и т. д.

 

49.Государственное  регулирование экономических процессов  с помощью правовой базы.

 Государственное  управление любой сферой общественных  отношений осуществляется посредством  права. Поэтому правовой инструментарий, который используется государством  для регулирования экономики,  гармоничность его структуры  и сбалансированное распределение  прав и обязанностей между  различными уровнями о Нормативно-правовые  акты, определяющие различные методы  регулирования экономики, можно  разделить на следующие группы:

1) правовые  акты о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Украины и субъектов Украины,  в том числе в экономической  сфере, а также о статусе  региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе;

2) тематическое  законодательство, регулирующее отдельные  направления в сфере экономики;

3) договоры  и соглашения по вопросам межрегионального  взаимодействия и отношений с  АРК.

4) Нормативно-правовые  акты о разграничении компетенции  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

 

50.  Отдельные виды государственного  влияния на экономику с помощью  налогов, предметной  и ценовой  политики.

Налоги позволяют  государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы  оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. На уровне экономической системы  устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно  или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может  вмешиваться в ценообразование  отдельных предприятий как в  рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания  стабильности цен (ценовые ограничения).

Ценовая политика, направленная на регуляцию государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения  эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдения необходимой паритетности цен между  отраслями и видами хозяйственной  деятельности, а также обеспечения  стабильности оптовых и розничных  цен

 

51.Содержание  ст. 116 Конституции Украины.

Стаття 116. Кабінет Міністрів України:

1) забезпечує державний суверенітет і економічну самостійність України, здійснення внутрішньої і зовнішньої політики держави, виконання Конституції і законів України, актів Президента України;

2) вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина;

3) забезпечує проведення фінансової, цінової, інвестиційної та податкової політики; політики у сферах праці й зайнятості населення, соціального захисту, освіти, науки і культури, охорони природи, екологічної безпеки і природокористування;

4) розробляє і здійснює загальнодержавні програми економічного, науково-технічного, соціального і культурного розвитку України;

5) забезпечує рівні умови розвитку всіх форм власності; здійснює управління об'єктами державної власності відповідно до закону;

6) розробляє проект закону про Державний бюджет України і забезпечує виконання затвердженого Верховною Радою України Державного бюджету України, подає Верховній Раді України звіт про його виконання;

7) здійснює заходи щодо забезпечення обороноздатності і національної безпеки України, громадського порядку, боротьби зі злочинністю;

8) організовує і забезпечує здійснення зовнішньоекономічної діяльності України, митної справи;

9) спрямовує і координує роботу міністерств, інших органів виконавчої влади;

10) виконує інші функції, визначені Конституцією та законами України, актами Президента України.

 

52. Организационный механизм государственного  воздействия на экономику. 

Государство для выполнения своих функций  и регулирова¬ния экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предприни¬мательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и по¬становлений, а также путем проведения определенной экономи-ческой политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования эконо-мики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного прави¬ла — так воздействовать на предпринимательскую деятель¬ность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на пред¬принимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская де¬ятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

 

53.Формальная  согласованность и соподчинённость  блоков нормативно-правовых актов  по регулированию экономических  процессов.

 

54.Содержательная  согласованность нормативно-правовых  блоков  регулирования экономических  процессов. 

 

55.Различия  в реализации государственного  контроля за экономикой в условиях административно-командной системы и рыночной экономики.

Основная  цель рыночной экономики - извлечение максимума прибыли из любого вида деятельности. Основная цель плановой экономики - создание интеллектуальных и материальных ценностей для  удовлетворения потребностей общества.

Основной  стимул НТП и роста производства рыночной экономики - конкуренция субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынке по извлечению прибыли.

Основной  стимул развития плановой экономики - выполнение перспективных и текущих  государственных планов.

Основополагающий  блок рыночной экономики - финансовый.

В конечном итоге  принципиально плановая модель экономики  отличается от принципиально рыночной:

конечной  целью: вместо обеспечения максимальной прибыли - обеспечение максимального  удовлетворения материальных и культурных потребностей общества;

характером  развития производства: вместо чередования  подъемов и кризисов, чередования  предпочтений высоких технологий и  ручного труда, чередования подъема  производительных сил общества и  их разрушения - непрерывный рост и  совершенствование производства на базе науки и высоких технологий.

 

56.Программа  правительства «Навстречу людям».

Со сменой власти в Украине в основу деятельности новосозданного правительства было положено программу «Навстречу людям» (февраль 2005 p.), Которая обозначила его базовые принципы (вера, справедливость, гармония, безопасность и т.д.), первые реформаторские шаги новой власти, долговременные стратегические планы. В сфере экономики правительство определило приоритетными задачами обеспечения свободного и равноправного доступа субъектов предпринимательской деятельности во все сферы рынка, создание системы противодействия «теневой» приватизации; реализацию региональной политики на принципе перераспределения ресурсов в пользу территорий, нуждающихся в поддержке формирование конкурентного на внутреннем и внешнем рынках производственного потенциала, укрепление продовольственной безопасности государства путем приоритетного развития аграрного сектора; техническое обновление и модернизацию энергетических предприятий, ослабление налогового давления.

В социальной сфере предполагалось преодоления  бедности путем создания экономико-правовых условий для увеличения доходов, рост экономической активности населения  и уменьшения его расслоения по уровню доходов, совершенствование социально-трудовых отношений, повышение уровня занятости; преобразование бюджета из инструмента  обслуживания корпоративно-клановых интересов  в инструмент обслуживания интересов  общества и др..

Программа предусматривает  судебную, пенсионную, административную реформы.

 

57.Правовое  закрепление экономической политики  в Хозяйственном кодексе Украины.

Правовое  закрепление экономической политики осуществляется путем определения  принципов внутренней и внешней  политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития Украины и отдельных ее регионов, программах деятельности Кабинета Министров Украины, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах.

Статья 10. Основные направления экономической политики государства

1. Основными  направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

структурно  отраслевая политика, инвестиционная политика, амортизационная политика, политика институционных преобразований, ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, бюджетная политика, налоговая политика, денежно-кредитная политика, валютная политика, внешнеэкономическая политика,

Основными формами  государственного планирования хозяйственной  деятельности является Государственная  программа экономического и социального  развития Украины, Государственный  бюджет Украины, а также другие государственные  программы по вопросам экономического и социального развития, порядок  разработки, задания и реализация которых определяются Законом о  государственных программах. Органы власти Автономной Республики Крым, местные  органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Украины разрабатывают  и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих  административно-территориальных единиц и осуществляют планирование экономического и социального развития этих единиц.

 

58.Полномочия  ВРУ в области  экономического  развития.

утверждение Государственного бюджета Украины  и внесение в него изменений, контроль за исполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении;

определение основ внутренней и внешней политики;

утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного  развития, охраны окружающей среды;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"