Анализ и планирование оптового товараоборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Пути увеличение оптового товарооборота.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация;
- изучить значение и методика проведения анализа оптового товарооборота;
- проанализировать экономическую характеристику и структуру основных показателей ООО «Карат-Альфа»;
- провести анализ динамики оптового оборота;
- провести анализ прогнозирования оптового товарооборота на 2013 год;
- разработка рекомендации по увеличению товарооборота

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические и методические основы прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли.docx

— 105.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что планирование - важная функция управления любым предприятием. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о продажах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки мощностей предприятия и их использовании с учетом ожидаемых продаж. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Оптовая торговля - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам.

Показатель оптового оборота - важнейший на предприятии оптовой торговли. От него зависят все остальные - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время планируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия - стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

 Объектом данной работы является ООО «Карат-Альфа», а предметом анализ и планирование оптового товарооборота.

Период исследования составляет с 2011-2012 гг.

Цель работы: Пути увеличение оптового товарооборота.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить  оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация;

-  изучить  значение и методика проведения  анализа оптового товарооборота;

- проанализировать  экономическую характеристику и  структуру основных показателей  ООО «Карат-Альфа»;

-  провести  анализ динамики оптового оборота;

- провести  анализ прогнозирования оптового товарооборота на 2013 год;

- разработка  рекомендации по увеличению товарооборота

 

 

      1. Теоретические и методические основы прогнозирования и планирования оптового товарооборота

 

      1. Оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация

 

В соответствие с Общероссийским классификатором видов экономии-ческой деятельности, продукции, услуг оптовая торговля представляет собой деятельность по перепродаже всех видов товаров для профессионального использования.

Оптовая торговля является связующим звеном между производством и розничной торговлей. Таким образом, основной функцией оптовой торговли является регулирование оптового рынка потребительских товаров, планомерное поддержание текущего соответствия между спросом и предложением [17; с.6].

Кроме этого, оптовая торговля выполняет ряд следующих функций:

- преодоление  пространственного разрыва между  производителями и потребителями;

- преобразование  производственного ассортимента  в торговый;

- формирование  товарных запасов;

- хранение, доработка, подсортировка товаров;

- фасовка  и упаковка;

- организация  рекламных кампаний и маркетинговых  исследований рынка и т.д. [16; с.53].

Выполнение оптовой торговлей присущих ей функций способствует становлению и развитию региональных рынков потребительских товаров, а также созданию здоровой конкурентной среды не только на оптовом рынке, но и в сфере обращения, а, следовательно, и в экономики в целом.

Основным показателем, характеризующим деятельность оптовой организации является оптовый оборот, в свою очередь торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой оборота.

Оборот оптовой торговли представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населения, промышленным и другим предприятиям и учреждениям - для производственных целей и внерыночного потребления [6; с.21].

Таким образом, в отличие от розничного товарооборота, отражающего продажу товаров непосредственно населению, оптовый оборот характеризует движение потребительских товаров из сферы производства в сферу обращения и внутри ее.

Сущность оптового оборота заключается в реализации потребительских товаров крупными партиями для дальнейшей их перепродажи или переработки. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают [12;с.116].

В составе оборота оптовой торговле учитываются:

- стоимость  отгруженных (переданных) товаров на  сторону, приобретенных ранее на  стороне для целей перепродажи:

- комиссионное  вознаграждение оптовых посредников (комиссио-неров), совершающих сделки по купле-продаже от имени или за счет других лиц, фирм (комитетов).

Оборот оптовой торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета по отгруженным (переданным) товарам в фактических продажных ценах, включающих снабженческо-сбытовую надбавку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы. Каждая отгрузка товара (выполнения работы, оказания услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. Таким образом, обязательным признаком операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара. Суммарные данные оптовой торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 «Продажи» [8. С.436].

Оптовый оборот в соответствие со спецификой оптовой торговли классифицируется по ряду признаков:

1. Оптовый  оборот по направлениям продажи (по видам) включает в себя обороты  по реализации, межрегиональный, межгосударственный  и внутрисистемный:

1.1. Оптовый  оборот по реализации направлен  на обслуживание потребностей  внутреннего потребительского рынка, прежде всего потребностей предприятий  розничной торговли и общественного  питания.

1.2. Межрегиональный оптовый оборот представляет собой оптовую реализацию потребительских товаров между различными предприятиями регионов страны и характеризуется перемещением товарной массы между отдельными регионами в основном в связи с неравномерностью территориального размещения и сезонностью производства и потребления товаров, а также в связи с объемом и структурой спроса региональных клиентов оптового предприятия [12; с.20].

1.3. Межгосударственный  оптовый оборот представляет  собой оптовую продажу товаров  за пределами государства (экспортный  товарооборот) в соответствие с  международными соглашениями различного  организацион-ного уровня (как на уровне государства, так и на уровне отдельных оптовых предприятий, организаций).

1.4. Внутрисистемный  оптовый оборот представляет  собой продажу потребительских  товаров между самими предприятиями  оптовой торговли и возникает  в случае территориального размещения  предприятий оптовой торговли  по стране или в результате  ошибок в проведении закупок  оптового предприятия и необходимости  пополнения товарных запасов  для удовлетворения потребностей  своих клиентов [12; с.22].

2. Оптовый  оборот по формам продажи - отражает  способ перемещения товаров при  посредничестве опта и его  партнеров-производителей и поставщиков - клиентам: розничной торговле, общественному  питанию, промышленности, бюджетным  организациям и т.д.

2.1. Складской  оптовый оборот представляет  собой продажу товаров со складов  оптовых баз, для чего оптовое  предприятие закупает и концентрирует  товары на своих складах, обеспечивает  их хранение и формирование  товарного ассортимента по заказам  покупателей.

2.2. Транзитный  оптовый оборот представляет  собой продажу товаров непосредственно  клиентам оптового предприятия, минуя различные промежуточные  звенья, то есть без завоза  на свои склады. Выделяют следующие  виды транзитного оборота:

2.2.1. Транзитный  оборот без участия в расчетах  оптовой базы, то есть оптовое  предприятие получает вознаграждение  за организацию продвижения товаров, организацию посреднических услуг; [12; с.24].

3. Оптовый  оборот по формам собственности:

3.1. Оптовый  оборот государственных (муниципальных) предприятий;

3.2. Оптовый  оборот частных предприятий;

3.3. Оптовый  оборот предприятий смешанной  формы собственности.

4. Оптовый  оборот по масштабу:

4.1. Национальный  оптовый оборот;

4.2. Оптовый  оборот регионов, субъектов РФ;

4.3. Оптовый  оборот городов, районов;

4.4. Оптовый  оборот отдельных предприятий, организаций.

5. Оптовый  оборот по товарной структуре:

5.1. Оптовый  оборот по реализации продовольственных  товаров;

5.2. Оптовый  оборот по реализации непродовольственных  товаров;

5.3. Смешанный  оптовый оборот [12; с.25].

 

 

1.2. Значение  и методика проведения анализа  оптового товарооборота

 

Анализ оптового товарооборота позволяет торговым предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров [8; с.164].

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ - бизнес-план предприятия.

Оптовые базы самостоятельно составляют планы складского и транзитного товарооборота, определяют структуру товарооборота, размер товарных запасов.

Оптовые предприятия составляют план товарооборота самостоятельно на год с поквартальной разбивкой, а затем уточняют план товарооборота на каждый месяц квартала [10; с.108].

Цель анализа - объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Задачи:

- дать  оценку выполнения плана оптового  товарооборота и поставки товаров  покупателям;

- изучить  их в динамике;

- выявить  и измерить влияние основных  факторов на оптовый товарооборот;

- установить  причины недостатков торгово-коммерческой  деятельности и различные меры  по их устранению [10; с.109].

Этапы анализа:

1. Анализ  выполнения плана и динамики  оптового товарооборота:

- оценивается  степень выполнения плана и  динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и  структуры товарооборота по отдельным  покупателям;

- выполнение  плана оптового товарооборота  по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием в расчётах;

- проводится  оценка выполнения плана оптового  товарооборота по товарным группам  и по формам оптовой реализации (например, обувь

- оптовый  товарооборот может изучаться  также и по направлениям реализации  товаров (по рыночным и внерыночным  фондам) [14; с.77].

Рыночные фонды - отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению.

Внерыночные фонды - отпуск предприятиям для производственных нужд.

2. Анализ  равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.

3. Анализ  рациональности товародвижения (с  помощью методов математического  программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, т.е. транспортная задачи).

4. Анализ  влияния факторов на выполнение  плана и динамику оптового  товарооборота [14; с.78]

Факторы:

- от обеспеченности  и использования товарных ресурсов:

- от обеспеченности  требуемыми ресурсами и повышения  эффективности труда;

- от состояния, развития и эффективности использования  МТБ оптового предприятия.

5. Проводят  оперативный анализ поставки  товаров и оптового товарооборота.

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики [6, с.98].

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок.

Информация о работе Анализ и планирование оптового товараоборота