Анализ и планирование оптового товараоборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Пути увеличение оптового товарооборота.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить оборот оптовой торговли: понятие, сущность, виды и их классификация;
- изучить значение и методика проведения анализа оптового товарооборота;
- проанализировать экономическую характеристику и структуру основных показателей ООО «Карат-Альфа»;
- провести анализ динамики оптового оборота;
- провести анализ прогнозирования оптового товарооборота на 2013 год;
- разработка рекомендации по увеличению товарооборота

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические и методические основы прогнозирования и планирования оборота оптовой торговли.docx

— 105.14 Кб (Скачать файл)

Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов [16; с.132].

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы - экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

При разработке прогноза показателей оптового товарооборота используют балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):

Зн + Пр + Пи + Пд + Пдр = Ор + Во + Мп + Др + Зк,

где Зн и Зк - запасы на начало и конец планового периода (норматив);

Пр - закупка товаров внутри республики; [17; с.62].

Пдр - закупка товаров у стран ближнего зарубежья;

Пи - поставки товара по импорту;

Пд - закупка товара по дополнительным источникам;

Ор - оптовый товарооборот по реализации;

Во - внутрисистемный товарооборот;

Мп - межгосударственные поставки;

Др - собственные нужды и потери (документальный расход).

Расчёт начинается с: 1) определения потребности в товарах в разрезе источников их поступления; 2) рассчитывается объём оптового товарооборота по реализации:

Ор = Рр + Рв + Рвн,

где Рр от реализации товаров розничным торговым предприятиям;

Рв -от реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд); [17; с.63].

Рвн объём реализации товаров на экспорт и внутриреспубликанские нужды.

Рр = Тр ± ИНЗ - Ппи,

где Тр - прогнозирование объёма розничного товарооборота;

ИНЗ - изменение норматива товарных запасов;

Ппи - поступление товаров в розницу помимо оптовой базы;

Рв - с учётом заявок;

Рвн - на уровне заключения договоров и норматива;

Во и Мп - по договорам поставок и специальным соглашениям.

После определения прогнозируемого значения оборота оптовой торговли необходимо определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации товарных запасов [17; с.64].

Объём потребности в товарах складывается из следующих величин:

П = С - Зн + Нз,

где П - потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;

С - прогнозируемый объём спроса на данный товар;

Зн - мобильный товарный запас на начало планируемого периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им;

Нз - норматив товарных запасов, необходимых для бесперебойной торговли и нормализация запасов в опте и у потребителей.

С = Р / Кс,

где Р - прогнозируемый объём продаж;

Кс - коэффициент изменения спроса.

Зн=Зк+П-Рт,

где Зк - запасы на конец прошлого года (начало текущего);

П - объём поставки в текущем году;

Рт - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме или единицах).

Нз=Нтт · С/Рт или Нз=С · Нn · З/n,

где Нтт - норматив товарных запасов текущего периода в стоимостном или количественном выражении; [17; с.65].

Нn - плановый норматив в днях оборота;

n - ожидаемая  продажа в текущем году (в сумме  или единицах).

После расчёта прогнозируемых значений объёма и структуры товарооборота по реализации приступают к определению величины складского и транзитного оборота с участием в расчётах.

Размер и структура складского товарооборота зависит от:

- обеспеченности  оптовой базы складскими площадями  и ёмкостями;

- планов  ввода их в действие и выбытия;

- сезонности  производства и потребления отдельных  видов товаров;

- сложности  ассортимента и необходимости  их подсортировки;

- размещения  и специализации промышленных, оптовых  и розничных предприятий; [21; с.89].

- нормы  транзитных отгрузок;

- сложившегося  удельного веса складского товарооборота.

Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному ассортименту - транзитный.

По межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего предусматриваются транзитные отгрузки.

2. Прогнозирование  оптового товарооборота не является  законченным без расчёта нормы  товарных запасов.

3. Завершающим  этапом прогнозирования оптового  товарооборота является расчёт  его товарного обеспечения и  определение источников поставок  товаров на базу [21; с.84].

Общий объём закупок:

ОЗ = От с уч + Нз - Зс,

где От с уч - оптовый товарооборот с участием базы в расчётах;

Нз - норматив товарных запасов на конец планового периода на складе и в пути;

Зс - запасы на складе и в пути на начало планового периода до поступления товаров на склады: П=Тскл+Нз-Зн, Т - складской товарооборот, Нз и Зн - (без запасов товара в пути) [21; с.85].

Процесс планирования оптового товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материала видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. [19; с.92].

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке

При анализе и планировании хозяйственной деятельности оптовой базы используют:

-для  общей оценки работы базы - валовой  оптовый товарооборот;

-для  анализа и планирования товарных  запасов - складской товарооборот;

-для  вычисления качественных показателей  в процентах к товарообороту (фонд  зарплаты, уровень издержек, рентабельности) - товарооборот с участием базы  в расчетах, т.е. складской товарооборот  плюс транзитный товарооборот  с участием в расчетах.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота: Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овсплъ, где

Овалпл- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

Орпл- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

Омрпл- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.

Овспл- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

Овалпл=Осклпл+Отрпл, где

Осклпл- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

Отрпл- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

Планирование товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов [3; с.124].

1 этап. Изучение  экономических предпосылок расчета  товарного обеспечения оборота  на плановый период, включающий  в себя:

- анализ  внешней и внутренней среды  оптового предприятия и их  изменения в плановом периоде;

- анализ  оптового оборота по формам  продаж и видам продаж за  ряд предшествующих лет;

- анализ  состояния и эффективности использования  товарных запасов оптового предприятия  и их плановый размер по  общему объему и а разрезе  ассортимента;

- характеристика  выбытия товаров в пределах  норм естественной убыли; [3; с.126].

- оценка  тенденций развития объема и  удельного веса транзитного оборота  в составе общего оптового  оборота предприятия;

- анализ  и оценка заключенных договоров  на поставку товаров в плановом  периоде;

- сравнительная  характеристика основных поставщиков  товаров в оптовое предприятие;

- анализ  уровня инфляции в районе деятельности  оптового предприятия и уровня  средних цен в опте и рознице  и т.д.

2 этап. Расчет  плана поставок товаров, определяемый  на основе балансовой формулы  увязки товарных ресурсов: Ппл =Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл, где

Ппл- плановый объем поставки товаров оптовым предприятием, тыс.руб. [3; с.126].

Впл- плановое выбытие товаров на оптовом предприятии в пределах норм естественной убыли, тыс.руб.

Зкпл- плановые запасы на конец периода, тыс.руб.

Знпл- плановые запасы на начало периода, тыс.руб.

3 этап. расчет плана закупки товаров оптовым предприятием определяемый как сумма планового объема поставки товаров и планового объема транзитного оптового оборота: Зпл=Ппл + Отрпл, где Зпл- планируемые закупки товаров, тыс.руб.; [3; с.127].

4 этап. Расчет  степени товарного обеспечения  оптового оборота в плановом  периоде: Собес = Зд / Зпл * 100, где

Собес - степень товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде, %; Зд- объем закупки по заключенным договорам в плановом периоде, тыс.руб.

5 этап. Определение  источников покрытия потребностей  в товарных ресурсах в плановом  периоде с обоснованием выбора  конкретных поставщиков потребительских  товаров и определения объемов  поставок товаров по каждому  поставщику.

Таким образом, рассмотрев теоретические и методологические аспекты планирования оптового оборота торгового предприятия, проведем его исследование на примере оптового предприятия ООО «Карат-Альфа».

 

      1. Анализ оптового товарооборота ООО «Карат-Альфа»

 

      1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карат-Альфа»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Карат–Альфа» зарегистрировано 31.12.2009 г. Местонахождение Общества: 693000 Сахалинская область г. Южно-Сахалинск, Холмское шоссе д. 5/17. Является юридическим лицом и действует на основании устава и действующего законодательства Российской Федерации. Это коммерческая организация, целью которой является получение прибыли, а также наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей потребителей в продукции, реализуемой предприятием.

ООО «Карат-Альфа» осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная  торговля пищевыми продуктами, включая  напитки и табачные изделия

- оптовая  торговля через агентов (за вознаграждение  или на договорной основе)

- оптовая  торговля пищевыми продуктами, включая  напитки и табачные изделия 

Имущество Общества состоит из уставного капитала, а также фондов, образуемых из предусмотренных законом поступлений.

Уставной капитал Общества составляет 10010 рублей. Действительная стоимость доли участников Общества соответствует части стоимости чистых активов Общества, пропорционально размеру его доли.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников общества, которое руководит деятельностью общества в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Единоличный исполнительный орган Общества – Генеральный директор.

 

В ООО «Карат-Альфа» применяется общая система налогообложения. Общая система налогообложения, или общий налоговый режим, в дальнейшем – ОСН – понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих),  не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения – УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

ООО «Карат-Альфа» уплачивает налоги  на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество организации.

Организационная структура ООО «Карат - Альфа» представлена на рисунке№1

 

 

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Карат-Альфа».

 

 

 

Организационная структура управления ООО "Карат-Альфа" является линейно-функциональной. Данная структура вполне соответствует целям и задачам предприятия т.к. аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, обслуживает много однотипных объектов. Но, несмотря на это возникают сложности т.к. при данной структуре управления нарушен принцип единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений. Жесткое разделение труда способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только "своей" функции. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, меж-функциональных задач появляется необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления

Информация о работе Анализ и планирование оптового товараоборота