Анализ и планирование издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач экономической работы на предприятии является определение затрат и результатов производства, а также их сопоставление. При реализации производственной программы деятельности предприятия необходим детальный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и других факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

analiz_i_planirovanie_izderzhek_obrasheniya_raschet_i_vyyavl.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)
     

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для организации производства и реализации продукции.

Одной из важнейших задач экономической работы на предприятии является определение затрат и результатов производства, а также их сопоставление. При реализации производственной программы деятельности предприятия необходим детальный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и других факторов.

Издержки обращения - один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.

К показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму и уровень. Абсолютная сумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всем статьям. Этот показатель характеризует, во что обходится конкретному предприятию товародвижение.

Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота. Уровень издержек обращения является одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Цель данной работы: изучение и характеристика факторов, влияющих на уровень издержек обращения.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влияния основных факторов на уровень издержек обращения

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, а также убытки, произошедшие по случайным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений неторговой деятельности, находящиеся в ведении торговых предприятий, также не учитываются в издержках обращения.

Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства только на их реализацию, поэтому в затратах предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров.

Затраты предприятия — понятие широкое и многообразное. Поэтому необходимо различать затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты по организации торгового процесса. Постоянно находясь в обороте предприятия, средства, предназначенные для закупки товаров и создания запасов, не затрачиваются, а авансируются. Они возмещаются за счет краткосрочных кредитов банка и собственного оборотного капитала.

По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты.

При оценке результатов деятельности торгового предприятия деление затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществленного труда.1

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по ряду признаков.

По экономической природе издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты не увеличивают стоимость товара, являются непроизводительными по своей сути и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др. Дополнительные издержки — это затраты торговых предприятий, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.

По характеру выполняемых задач издержки подразделяют на операционные (прямые) и административно-управленческие. Операционные издержки обращения – это расходы, связанные с выполнением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др. Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др.

По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и предприятий общественного питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для предприятий оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения.

По отношению к товарообороту все издержки обращения делятся на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др. Условно-переменные издержки обращения – это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.

По товарным группам выделяют издержки обращения продовольственных товаров и издержки обращения по реализации непродовольственных товаров. Наиболее высокие издержки у продовольственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения особых условий хранения, использования специализированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продовольственных товаров наиболее высокие издержки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строительные материалы, мелкая галантерея.

По способу распределения по товарным группам все издержки торговых предприятий делятся на прямые и косвенные (распределительные). Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам. Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, распределенные между товарными группами после предварительных расчетов.

По видам затрат издержки обращения подразделяются на следующие группы: оплата труда работников торговых предприятий; оплата услуг других отраслей экономики (связь, коммунальное хозяйство, транспорт); материальное потребление в торговых предприятиях (расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии, износ основных фондов, санспецодежды и т. п.); материальные потери (потери товаров нормируемые и ненормируемые); другие расходы (охрана труда, социальное страхование, подготовка кадров). Признак классификации издержек обращения по видам затрат является основным.2

Анализ издержек обращения торгового предприятия может проводиться как в целом по всей сумме, так и по отдельным статьям. В документах первичного бухгалтерского учета содержатся абсолютные значения издержек обращения. Разница между абсолютными значениями величины издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного перерасхода (или экономии) издержек.

Относительный уровень издержек обращения, выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота торгового предприятия. Отклонение относительного уровня издержек обращения от планового (или предыдущего) периода называется размером снижения (или повышения) уровня издержек обращения.

Относительная экономия (перерасход) издержек обращения рассчитывается, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня. Экономия издержек обращения имеет важное значение для каждого отдельного торгового предприятия. Она выступает источником повышения доходности, роста фонда оплаты труда и т. д. Однако резервы экономии издержек нужно искать по статьям, не связанным с культурой обслуживания.

Например, чтобы уменьшить транспортные расходы, необходимо максимально использовать грузоподъемность транспорта, сокращать дальность перевозок и время простоев из-за разгрузки и погрузки, проводить внедрение прогрессивных технологий товародвижения с использованием контейнеров и тары-оборудования, механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Товарные потери можно сократить и уменьшить путем улучшения условий транспортирования, хранения товаров, увеличения доли фасованных товаров.

Для сокращения расходов по таре необходимо осуществлять мелкий ремонт тары, обеспечивать своевременный возврат и правильность хранения тары, контролировать правильность маркировки тары.

Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей.

Методику анализа издержек обращения рассмотрим на примере сети универсамов «ЛУЧ», являющегося розничной торговой организацией.3

Аналитические данные по статьям издержек обращения, отражающим типовую номенклатуру, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Аналитические данные по статьям издержек обращения, сети универсамов «ЛУЧ», рублей

Статья издержек обращения

Базисный период

Отчетный период

Группы издержек отчетного года

Условно-переменные

Условно-постоянные

1. Транспортные расходы

200000

235000

235000

-

2. Расходы на оплату труда

3600000

4800000

-

4800000

3. Отчисления на социальные нужды

1281600

1708800

-

1708800

4. Расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, оборудования и  инвентаря 

1440000

-

-

-

5. Расходы энергоресурсов

160000

200000

200000

-

6. Амортизация основных средств  и нематериальных активов

20000

27000

-

27000

7. Расходы на хранение, подработку, подсортировку товаров

500000

480000

-

480000

8. Потери товаров и технологические  отходы

7000

2000

-

2000

9. Расходы на рекламу

800000

1050000

1050000

-

10. Издержки по оплате процентов  за пользование кредитом

-

-

-

-

11. Расходы на тару

100000

95000

95000

-

12. Расходы по эксплуатации и  содержанию инвентаря

250000

270000

-

270000

13. Прочие расходы

76000

78000

78000

-

Итого

8346000

8945000

1658000

7827000


 

Данные таблицы свидетельствуют об увеличении объема издержек обращения по многим статьям, что отрицательно сказывается на ценовой политике сети универсамов «ЛУЧ». Однако оценка изменений в разрезе статей показывает обоснованность увеличения сумм затрат, поскольку повышение уровня издержек в основном связано с ростом условно-постоянных затрат (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы энергоресурсов и пр.), минимизация которых существенно затруднена из-за государственного регулирования большинства таких расходов. Вместе с тем положительной тенденцией является уменьшение объема издержек по некоторым группам условно-переменных расходов, например, расходов по таре. Увеличение расходов на рекламу нельзя однозначно расценивать как негативный момент в финансово-хозяйственной деятельности организации, так как повышение уровня таких издержек может привести к росту объема прибыли. В целом, оценивая картину издержек обращения в анализируемой организации, подчеркнем двойственность многих статей издержек (расходы по оплате труда, расходы на рекламу и т.д.), которая проявляется во влиянии как на финансовые параметры (сумма прибыли, уровень рентабельности продаж и др.), так и на нефинансовые параметры деятельности организации (уровень социальной активности и комфортности, качество обслуживания покупателей, уровень обеспеченности социальными льготами).

Следующим элементом анализа издержек обращения является анализ их динамики, т.е. изменения уровня издержек во временном лаге (периоде либо периодах).

Анализ динамики издержек обращения целесообразно проводить в следующей последовательности:

1) анализ общего уровня издержек обращения в целом по торговой деятельности субъекта хозяйствования;

2) анализ издержек обращения  по торговым организациям определенной  сферы;

3) анализ издержек обращения  по статьям калькуляции себестоимости  товаров (товарной продукции).

В процессе анализа издержек обращения рассчитывается их фактический уровень в целом, определяется результат анализа (экономия или перерасход ресурсов) путем сопоставления фактического уровня с плановым уровнем, изучается динамика издержек обращения.

Анализ издержек обращения обычно начинается с сопоставления фактического уровня с плановым уровнем и расчета сумм отклонений. При этом сумма разницы между фактическим и плановым уровнями называется абсолютным отклонением.

Результаты анализа издержек обращения в целом по торговой деятельности сети универсамов «ЛУЧ» за 2013 г. обобщены в таблице 2.

Информация о работе Анализ и планирование издержек обращения