Анализ и планирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования и планирования, ее анализа, выявление резервов ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в курсовой работе:
1. раскрыть теоретическую сущность и роль анализа и планирования себестоимости продукции;
2. проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
3. рассчитать плановую себестоимость продукции на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования, планирования и анализа себестоимости продукции…………………………………………………………….4
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции ……………………....4
1.2. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции……….9
1.3. Планирование себестоимости продукции ……………………………………10
Глава 2. Анализ и планирование себестоимости продукции ……………………..16
2.1. Анализ затрат и себестоимости продукции……………………………………16
2.2. Анализ себестоимости сравниваемой товарной продукции ………………...18
2.3. Анализ выполнения плана по затратам на 1 рубль товарной продукции …....19
2.4. Анализ резервов снижения себестоимости …………………………………….22
2.5. Расчет плановой себестоимости продукции …………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа предворительный вариант Курсовая работа предворительный вариант 12.12.12 проверено до 30 страницы (2) пОСЛЕ ИСПРАВДЕНИЙ.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки российской федерации

федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

 

Кафедра экономики и управления производством


 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

по дисциплине: «Экономика организации (предприятий)»

на тему «Анализ и планирование себестоимости продукции»

 

 

 

Группа

 

 

 

5262

 

Студент

_______________

(подпись)

Епифанова Ю.В.

Руководитель работы, 
должность, звание

 

_______________

(подпись)

 

Гаврикова Н.В.

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Руководитель работы, 
должность, звание

 

_____________

(подпись)

 

Гаврикова Н.В.

Оценка работы

Дата

_____________

 

«___» ___________

     
     

 

МОСКВА 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования, планирования и анализа          себестоимости продукции…………………………………………………………….4

    1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции ……………………....4
    2. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции……….9
    3. Планирование себестоимости продукции ……………………………………10

Глава 2.  Анализ и планирование себестоимости продукции ……………………..16

2.1.  Анализ затрат и  себестоимости продукции……………………………………16

2.2.  Анализ себестоимости   сравниваемой товарной продукции ………………...18

2.3. Анализ выполнения плана по затратам на 1 рубль товарной продукции …....19

2.4. Анализ резервов снижения себестоимости …………………………………….22

2.5. Расчет плановой себестоимости продукции …………………………………...23

Заключение …………………………………………………………………………...25

Список использованной литературы ………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью  в условиях рыночных отношений, когда  каждое предприятие стремиться извлечь  максимальную прибыль с наименьшими  затратами.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической  эффективности  производства.  В  ней  отражаются  все стороны   хозяйственной   деятельности, аккумулируются результаты использования всех    производственных    ресурсов.   От   уровня себестоимости  зависят  цены  на  продукцию,  финансовые  результаты деятельности  предприятия (прибыль),  его  конкурентоспособность и финансовое состояние. Именно   поэтому   себестоимость   является   объектом управления,  информационную основу которого составляет бухгалтерский учет и экономический анализ.

Анализ себестоимости  продукции (работ, услуг) позволяет  изучить

тенденции  изменения  ее  уровня,  установить отклонения фактических затрат  от  нормативных (плановых) и их причины, выявить резервы снижения  себестоимости  продукции  и  выработать  мероприятия по их освоению.

Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом  изучения при анализе себестоимости.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия себестоимости  продукции и механизма ее формирования и планирования, ее анализа,  выявление  резервов ее снижения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в курсовой работе:

1. раскрыть теоретическую сущность и роль анализа и планирования себестоимости  продукции;

2. проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;

3.  рассчитать плановую себестоимость продукции на исследуемом предприятии.

ГЛАВА 1 .  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1.  Понятие, роль и  сущность себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции  для предприятия.

В практике различают два  основных вида себестоимости по степени  учета затрат: производственную и  полную.

Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Себестоимость отдельных  видов продукции определяется путем  составления калькуляций, в которых  показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям  расходов, принятым в данной отрасли  промышленности.

Различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется на планируемый период исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период, фактическая – по окончании текущего периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.

По своей экономической  природе и по величине затраты  на производство продукции различны и многообразны. В связи с этим их принято классифицировать в однородные совокупности.

Существуют несколько  группировок затрат на производство: по экономическим элементам, по статьям  затрат, по характеру связи с объемом  производства, по способу отнесения  на себестоимость продукции.

Группировка затрат по экономическим  элементам в своей основе имеет признак – экономическое назначение расходов. Эта классификация предусматривает выделение следующих видов затрат:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

-     затраты на  оплату труда; 

  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Классификация затрат на производство по экономическим элементам единая для всех предприятий.

Группировка затрат по калькуляционным  статьям используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. В то же время определение затрат по калькуляции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

По статьям расходов затраты  группируются в зависимости от места  и цели (назначения) их возникновения  и относятся на каждый вид изделия  прямым или косвенным методом. Эта  классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому  состав расходов в каждой отрасли  различен и определяется отраслевыми  методическими рекомендациями  с  учетом характера и структуры производства. На практике применяется следующая типовая классификация затрат по статьям калькуляции:

1. Сырье и материалы  (за вычетом стоимости возвратных  расходов);

  1. Топливо и энергия, расходуемые на технологические цели;
  2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги производственного характера;
  3. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  4. Отчисления на социальное нужды (социальное страхование, пенсионный

     фонд, фонд  обязательного медицинского страхования  и т.п.);

  1. Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции;
  2. Потери от брака;
  3. Производственная себестоимость;
  4. Общепроизводственные расходы; включающие   расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы на управление;
  5. Цеховая себестоимость
  6. Общехозяйственные расходы;
  7. Фабрично-заводская себестоимость
  8. Коммерческие расходы;
  9. Полная себестоимость товарной продукции

             По характеру связи с технологическим  процессом (объемом производства) различают основные и накладные  расходы.

        Основные расходы непосредственно связанны с процессом производства и являются условно-переменными так как их общая величина связана с объемом произведенной продукции и примерно пропорционально ему (затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработная плата производственных рабочих и т.д.).

         Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, а потому их именуют условно – постоянными. К условно – постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на освещение и отопление помещений, заработная плата управленческого персонала).

        При  увеличении объемов производства  условно-постоянные расходы на  единицу продукции будут снижаться,  что даже при неизменном уровне  условно-переменных расходов будет  одним из факторов снижения  себестоимости продукции.

       Не все  виды издержек могут быть прямо  отнесены на конкретные виды  продукции, многие из них сначала  определены в целом и только  затем распределены между различными  изделиями. Поэтому различают  прямые и косвенные расходы,  выделять которые позволяет группировка  затрат по статьям калькуляции.

Прямые затраты – это те затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема выпуска изделия или от времени, затраченного на его изготовление. Выделяются три группы прямых затрат:

  • прямые затраты материалов – это затраты тех материалов, которые действительно составляют часть выпускаемого изделия (сырье и материалы, топливо на технологические цели);
  • прямые затраты труда – это заработная плата, выплаченная рабочему за действительно выполненную работу по обработке некоторого изделия;
  • прямые накладные расходы – это те расходы, величина которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий или от времени, затраченного на их изготовление (к ним относится стоимость электроэнергии, необходимой для работы машин).

Эти расходы могут быть отнесены непосредственно на счет тех  видов изделий, на изготовление которых  они затрачивались, и распределены между ними на основании технико-экономических  расчетов (например, по нормативам).

Косвенные затраты носят  более общий характер, и их уровень  не всегда находится в прямой зависимости  от объема производства или затрат рабочего времени. Они связаны с  производством многих изделий.

Косвенные расходы – это расходы по ремонту и содержанию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные, коммерческие расходы. Все эти затраты можно включить в себестоимость изделия только косвенным путем, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих.

Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных  затрат дает полную себестоимость продукции.

Затраты делятся на производительные и непроизводительные.

Производительными затратами  считаются расходы на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  производства.

Информация о работе Анализ и планирование себестоимости продукции