Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

отсутствие управления условными обязательствами, не входящими в состав регионального долга в трактовке Бюджетного кодекса Российской Федерации, и процедур управления рисками;

низкий уровень аналитических возможностей информационных систем;

неполный учет обязательств, отсутствие формализованных процедур принятия решений о новых заимствованиях или их реструктуризации;

отсутствие связи информационных систем с системами бюджетного учета и планирования;

применение разнообразных форм неформального учета и отчетности.

Необходим переход к управлению долгом как к совокупности всех долговых обязательств, включающих наряду с традиционными долговыми инструментами также обязательства по просроченной кредиторской задолженности. В связи с этим предполагается определить формы бюджетных обязательств, внедрить новые правила их учета, развивать системы планирования и управления долговыми обязательствами. Предстоит усовершенствовать учет прямых и условных обязательств, управление рисками, соответствующую отчетность, а также систему принятия решений о заимствованиях /2/.

Государственный долг региона, как и его финансы в целом, являются объектом управления. Управление субфедеральным и муниципальным долгом заключается в следующем:

- формирование политики в отношении государственного долга;

- установление границ государственной задолженности (определение общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

- определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показателя развития региона;

- установление возможности и целесообразности финансирования региональных программ за счет привлечения долговых инструментов.

В процессе управления государственным долгом субъектов РФ и муниципальным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:

- непосредственно процесс управления, включающий определение порядка, условий выпуска и размещения субфедеральных и муниципальных долговых обязательств;

- организацию обслуживания, погашения, при необходимости — реструктуризации долговых обязательств;

- контроль состояния государственного долга.

К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся:

- установление предельных объемов  государственного внутреннего и  внешнего долга субъекта, муниципального  долга;

- границы внешних заимствований с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств;

- источники внутреннего финансирования  бюджетного дефицита, включая поступления  от эмиссии государственных ценных  бумаг;

- предельный размер внешних  заимствований;

- расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, муниципального долга;

- верхние пределы государственных  и муниципальных гарантий.

Таким образом, система управления государственным долгом в РФ представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка программы заимствований на следующий год (с указанием ранее взятых заимствований и предоставленных гарантий), которая является выражением экономической политики региона в отношении использования долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования;

- процедура разработки и утверждения основных параметров управления долгом и ограничений (предельных размеров) объемов заимствований на очередной финансовый год;

- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового периода.

Существенным недостатком управления субфедеральными долгами является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении региональной политики заимствований и управления долгом, пределы полномочий и ответственность региональных органов исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств, конечных заемщиков по контргарантиям субъектов и других участников. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами на региональном уровне.

1.2 Характеристика долговых обязательств  субъектов Дальнего Востока.

Амурская область является одним из субъектов Дальневосточного Федерального округа, который обладает своей определенной географической, природно-климатической, финансовой, демографической, производственной и др. спецификой.

Изучая государственные долговые обязательства Амурской области, целесообразным является рассмотрение ситуации сложившейся в данной сфере в других субъектах Дальнего Востока.

Особенностью Дальнего Востока является то, что все субъекты этого региона являются высокодотационными. Так в ряде регионов, в число которых входит и Амурская область доля финансовой помощи в доходах бюджета превышает 60 %.

В таблицах 1, 2 представлена информация об объеме и структуре долговых обязательств регионов Дальнего Востока за 2007, 2008 гг. /5/.

 

Таблица 1 – Информация о долговых обязательствах регионов Дальнего Востока, отраженных в государственных долговых книгах на 1 января 2009 года, тыс. руб.

 

Субъект

Долговые обязательства 2008 г

Долговые обязательства 2007 г

+ - 2008 к 2007

2008 в % к 2007

1

21

3

4

5

Республика Саха (Якутия)

14 042 928,00

12 772 687,46

+ 1 270 240,54

9,94

Чукотский автономный округ

4 085 780,00

3 602 009,18

+ 483 770,82

13,43

Приморский край

118 381,96

574 404,73

- 456 022,76

-79,39

Хабаровский край

175 866,00

990 881,16

- 815 015,16

-82,25

Камчатский край

6 942 215,00

5 425 848,40

+ 1 516 366,60

27,95

Амурская область

1 443 080,00

2 718 602,90

-1 275 522,90

-46,92

Еврейская автономная область

4 275,00

23 985,96

-19 710,96

-82,18

Магаданская область

2 197 056,00

1 900 819,95

+ 296 236,05

15,58

Сахалинская область

32 703,00

125 170,94

-92 467,94

-73,87

Итого по ДВФО

29 042 284,96

28 134 410,68

+ 907 874,28

3,23


 

Средняя величина государственного долга по субъектам Дальнего Востока составляет 3,7 млрд. руб. Причем, первые три места по наибольшему размеру долга в течение рассматриваемого периода приходятся на Республику Саха, Камчатский край и Чукотский округ (14,04 – 4,08 млрд. руб.). Объем государственного долга Амурской области также довольно большой, она занимает пятое место по объему долга. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается снижение суммы долга на 1 млрд. 275 млн. рублей, или на 46,92 % по Амурской области, на 815 млн. рублей, или на 82,25 % по Хабаровскому краю, на 92 млн. рублей, или на 73,87 % по Сахалинской области, на 465 млн. рублей, или на 79,39 % по Приморскому краю. В тоже время произошло увеличение задолженности по Камчатскому краю на 1 млрд. 516 млн. рублей, или на 27,95 %, Якутии на 1 млрд. 270 млн. рублей, или на 9,94 %, Чукотскому округу на 483 млн. рублей, или на 13,43 %. Это привело к увеличению задолженности по ДВФО на 907 млн. рублей, или на 3, 23 %.

Таблица 2 – Структура государственного долга субъектов Дальнего Востока на 1 января 2009 года в тыс. руб.

 

Субъект

Государственные ценные бумаги субъекта РФ

Кредиты от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций

Государственные гарантии субъекта РФ

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

Иные непогашенные долговые обязательства

1

2

3

4

5

6

Республика Саха (Якутия)

9 100 000

320 000

3 755 593

867 335

-

 в %

64,80

2,28

26,74

6,18

 

Чукотский автономный округ

-

4 016 694

47 500

21 586

-

в %

 

98,31

1,16

0,53

 

Приморский край

-

-

92 921

25461

-

в %

0,00

0,00

78,49

21,51

 

Хабаровский край

26 042

-

149 824

-

-

в %

14,81

0,00

85,19

   

Камчатский край

-

2 232 000

1 124

4 709 091

-

в %

0,00

 

32,15

0,02

67,83

 

Амурская область

-

1 300 000

109 867

33 213

-

в %

0,00

90,09

7,61

2,30

 

Еврейская автономная область

-

4 275

-

-

-

в %

0,00

100,00

0,00

0,00

 

Магаданская область

-

1 500 036

522 020

175 000

-

в %

0,00

68,27

23,76

7,97

 

Сахалинская область

-

-

2 077

 

30 626

в %

0,00

0,00

0,00

6,35

93,65


Рассматривая структуру государственного долга субъектов Дальнего Востока, можно отметить, что только Республика Саха и Хабаровский край используют такой относительно недорогой вид заимствований, как выпуск государственных ценных бумаги субъекта РФ. Причем в Якутии долг по ценным бумагам составил 9 млрд. 100 млн. рублей, или 64, 8% , т.е. большую часть всего долга республики.

В основном территории Дальнего Востока предпочитают брать кредиты в кредитных организациях,  расходуя значительные средства на обслуживание долга. Объясняется это более быстрой и относительно легкой схемой получения денег по сравнению с выпуском облигаций или необходимостью убедить вышестоящие органы в выделении бюджетного кредита. Кроме того, банки охотно предоставляют кредитные ресурсы субъектам, учитывая объемы и низкие риски невозврата средств. Так, задолженность Чукотского округа  кредитным учреждениям составляет 4 млрд. 16 млн. рублей, или 98,31 % всей задолженности, задолженность  Амурской области кредитным учреждениям составляет 1 млрд. 300 млн. рублей, или 90,09 % всей задолженности.

Только Камчатскому краю удалось получить серьезный  бюджетный кредит на сумму 4 млрд. 709 млн. рублей, или 67,83 % от всей задолженности.

Бюджетных ссуд ни один субъект Дальнего Востока не получил в отличие от других регионов страны.

Больше всех развитием своего производства озабочено руководство Республики Саха, объем государственных гарантий здесь составил 3 млрд. 755 млн. рублей, или 26,74 % всего объема государственного долга.

Изменившиеся экономические условия заставили субъекты минимизировать бюджетные расходы. В большинстве дальневосточных субъектов бюджеты на 2009 год приняты исходя из оптимистических сценариев развития экономики. И все они – дефицитные.

В Хабаровском крае дефицит составит 3 млрд. рублей. В третьем чтении законодатели увеличили доходную часть на 55,5 млн. в связи с внесением изменений в федеральное налоговое законодательство и довели ее до 46,5 млрд. Выросла и расходная часть - на 99,2 млн. Дополнительные деньги пойдут на содержание шести судебных участков, выплаты молодым семьям по краевой целевой программе "Жилище", на обслуживание государственного долга и исполнение обязательств по сохранению культурного наследия. Общий объем расходов краевой казны - 49,7 млрд. рублей.

Пока не известно, как отразится финансовый кризис на местной экономике. В случае необходимости будет корректироваться закон о краевом бюджете в течение всего года его исполнения. Кроме того, обещана поддержка федерального центра в ситуациях, которые могут отрицательно повлиять на региональные бюджеты.

Информация о работе Управление долгом Амурской области