Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

Триангуляция - процесс создания эмоциональных отношений между тремя объектами с целью сохранения равновесия в эмоциональной системе семьи. Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении. Замечено, что состояние нарастающего напряжения в паре поначалу отчетливо ощущается одним, у него возникает тревожное состояние -другой партнер этого не замечает. Именно тот, кто чувствует себя наименее комфортно, начинает устанавливать новое равновесие за счет включения кого-то или чего-то в отношения двоих. Естественно возникающий треугольник - отношения между матерью, отцом и ребенком.

Межличностные отношения в супружеской паре с относительно высоким уровнем дифференциации более свободны от напряжения, тревоги. Гармония является характерной чертой эмоциональных отношений. Отношения этих людей также не лишены симптомов слияния, например, в период ухаживания или во время свадьбы. Однако интеллектуальная система не находится в зависимости от эмоциональной и в период стрессов в семье оба супруга сохраняют способность принимать решения, исходя из принципов собственного «Я» . Дифференциация интеллектуальной и эмоциональной систем, собственного «Я» и псевдо-«Я» позволяет супругам сознательно регулировать эмоциональную дистанцию в межличностных отношениях.

 

12. Симптомы недифференцированности межличностных отношений в семье.

Симптомами недифференцированности межличностных отношений в семье являются: супружеские конфликты, нарушение деятельности одного из супругов, процесс семейной проекции.

Супружеский конфликт

Существуют браки с низким уровнем дифференциации, в которых большая часть недифференцированности трансформируется в конфликт. Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, что супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни один из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения в паре разворачиваются по этапам.

Этап 1. Период интенсивной эмоциональной близости, в течение которого супруги обмениваются большим количеством энергии. Это может быть энергия мысли или действия. Каждый сосредоточен на другом. Они думают друг о друге, даже находясь на расстоянии. Напряженность в отношениях постепенно начинает нарастать. Наступает момент, когда супруги не могут больше находиться в слиянии. Тогда происходит эмоциональный взрыв - конфликт между супругами, свидетельствующий о наступлении следующего этапа.

Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов.

Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости.

Затем цикл отношений повторяется вновь.

Нарушение деятельности (дисфункция) одного из супругов

Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партнеров. В его поведении постоянно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-«Я» адаптивного партнера постепенно поглощается псевдо-«Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность,  и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются. Браки таких супругов очень прочные

Процесс семейной проекции

Суть процесса семейной проекции состоит в том, что родители с низкими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых характеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной проекции. М. Боуэн считает, что этот процесс универсален и в той или иной степени интенсивности присущ каждой семье.

Объектом семейной проекции может стать первый ребенок, единственный ребенок любого пола, ребенок, родившийся в период стресса матери, ребенок, к которому у матери особое эмоциональное отношение или тот из детей, который, по мнению матери, может иметь особое значение для отца, ребенок с дефектом. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка.

Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе которой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он побуждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего детства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать неверно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрезмерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного контроля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии. Отношения ребенка с матерью или обоими родителями будут сохранять стабильность, эмоциональную уравновешенность, носить характер симбиотичности вплоть до подросткового возраста, когда он попытается претендовать на самостоятельность во мнениях и решениях. Тогда отношения начинают катастрофически ухудшаться, и у ребенка возникает симптом: от незначительных нарушений в поведении до невроза и психоза.

 

13. Проблема эмоционального отделения от родительской семьи.

С помощью понятия «эмоциональное отделение от семьи» М. Боуэн описывает эмоциональные процессы, происходящие между поколениями. Речь идет о неизбежном этапе в индивидуальной жизни человека, в развитии эмоциональных отношений в семейной системе, связанном с взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Молодой человек решает проблему привязанности к собственным родителям. Они, в свою очередь, переживают процесс расставания с повзрослевшим ребенком.

Концепция эмоционального отделения рассматривает способы, которые используют люди с разными уровнями дифференциации, чтобы, отделяя себя от родительской семьи, начать собственную жизнь в новом поколении.

Степень решенности проблемы отделения от семьи напрямую связана с уровнем дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации, тем больше сохраняется зависимость от родителей, тем меньше самостоятельности и ответственности в жизни повзрослевшего человека.

М. Боуэн различает псевдо-отделение, эмоциональное отделение и эмоциональный разрыв. Примерами псевдо-отделения являются эмоциональная изоляция от родителей, физический уход из родительской семьи (без решения проблемы привязанности) или комбинация эмоциональной изоляции и физического ухода. Суть таких паттернов - прекращение контактов с родителями, искусственное дистанцирование от них. В основе подобного поведения лежат интрапсихические механизмы отрицания и изоляции «Я». Результатом становится эмоциональное отчуждение между родителями и детьми при сохранении зависимости друг от друга. Происходит эмоциональный разрыв между поколениями. Отношения между ними характеризуются напряжением и тревогой.

Создание своей собственной семьи также не решает проблему достижения эмоционального баланса в отношениях между поколениями. Молодая семья, будучи отрезанной от родительской семьи, нестабильна. В ней быстро начинают возникать симптомы как следствие недифференцированности и нерешенности отношений детской привязанности. Такой паттерн взаимодействия транслируется и следующим поколениям. При этом уровень дифференцированности детей снижается.

М. Боуэн отмечает, что все люди неизбежно сталкиваются с необходимостью справиться с привязанностью к собственным родителям, но никто не решает ее до конца.

В семьях с относительно высоким уровнем личной и межличностной дифференциации происходит эмоциональное отделение. Повзрослевшие дети создают собственную семью, сохраняя при этом живой контакт с предшествующим поколением.

 

14. Семья как система. Характеристика основных параметров семейной структуры.

Семья как система

Рассмотрим понятия, необходимые для описания семьи как системы. Базовые из них - система, взаимодействия, структура.

Система представляет собой комплекс объектов, которые имеют свои характеристики (атрибуты, определения). Между объектами существуют взаимоотношения. Взаимодействия между объектами создают структуру системы, связывая ее воедино, создавая ее целостность. Иными словами, систему нельзя определять как совокупность объектов. Между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, существует взаимовлияние, разного рода взаимоотношения, которые и составляют неповторимую организацию, структуру каждой системы. Ключевыми в данном случае являются следующие идеи:

• целое больше, чем сумма входящих в него частей;

• каждая отдельная часть может быть понята только в контексте целого;

• любое изменение в какой-то отдельной части скажется на всех остальных частях;

• целое саморегулируется последовательностью цепей обратной связи, которые имеют не линейный характер, а рассматриваются как кибернетические цепи.

На этих положениях базируется системный подход к семье и строится семейная психотерапия. Применение этой концепции к семье означает, что ни одно событие, ни один поступок ее членов не  определяется линейно другим каким-либо событием или поступком, а связывается с множеством поступков или событий по замкнутой цепи. Постоянно повторяющиеся взаимосвязи между событиями и поступками формируют стереотипы взаимодействия, которые и образуют структуру данной семьи.

Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.

Системный подход рассматривает каждую семью с точки зрения структуры, того, как организуется выполнение ее функций. Нарушения структуры ведут к дисфункциям, то есть к нарушению или затруднению выполнения семьей ее функций.

Характеристика основных параметров семейной структуры

Основными параметрами, описывающими структуру семьи, позволяющими понять основные стереотипы взаимодействия, являются: состав семьи, иерархия, сплоченность, гибкость, границы, роли.

При знакомстве с семьей необходимо определиться с ее составом. Известно, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному: включая одних, упуская других; кого-то называют сразу, о ком-то вспоминают в последнюю очередь.

При изучении структуры семьи анализируются входящие в нее субсистемы, то есть она рассматривается на разных уровнях функционирования: вся семья в целом, супружеская подсистема, родительская, детская, индивидуальная подсистемы.

Говоря об иерархии, мы, прежде всего, говорим об отношениях власти: доминировании - подчинении.

Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии, при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой.

Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению, изменяться, отвечать за супруга.

Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное) или паритетным, когда сферы ответственности и контроля распределены между супругами. Распределение власти в супружеской и родительской системах может быть идентичным, но может и не совпадать. Мужчина может занимать доминирующее положение в супружеской субсистеме, в то же время в вопросах воспитания детей именно женщина является более компетентной, принимая на себя ответственность и власть в отношении детей. Своя иерархия существует и внутри сиблинговой подсистемы. Если же власть принадлежит одному человеку, а ответственность возложена на других, то такая ситуация свидетельствует о семейной дисфункции.

Иерархия существует и между субсистемами семьи: супружеской, родительской, детской, индивидуальной. Выявляя иерархию между семейными подсистемами можно понять ее центрацию, а следовательно, определить и тип: патриархальная, супружеская, детоцентрированная, эгоцентрированная.

       Если же доминирует  ребенок над одним или обоими  родителями, а не наоборот , то речь идет об иерархической дисфункции о таком нарушении, как перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Это можно наблюдать в семьях, где родители по той или иной причине не справляются или вовсе не выполняют свои родительские обязанности.

    Сплоченность семьи обозначает  эмоциональную связь, близость или  привязанность ее членов. Существуют  разные уровни сплоченности, или  эмоциональной близости: от низкого (члены семьи разобщены) до чрезмерно высокого (когда в семье возникает эмоциональная зависимость, поглощение).

     Граница - термин используют  для описания взаимоотношений  между семьей и социальным  окружением, а также между различными  подсистемами внутри семьи. Семейные  границы выражаются через правила, которые определяют, кто принадлежит  к системе, подсистеме и каким  образом.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"