Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

В случаях воссоединения расширенной семьи после развода терапевтическое вмешательство направлено на реорганизацию внутрисемейных границ и разделение обязанностей между родителем и прародителями. Например, прародитель заботится о ребенке в отсутствие родителя, но возвращает ему эти функции после возвращения последнего.

Таким образом, работа с людьми, пережившими развод, требует достаточно длительного времени и включает реорганизацию всей семейной системы.

 

№21 Психологическое сопровождение беременности

 

Беременная женщина приобретает в лице психолога грамотного консультанта, способного вкратце обрисовать дальнейшие перспективы её состояния и помочь ей в прохождении каждого этапа беременности и послеродового периода.

В первом триместре проводится работа со страхами. Очень часто, если на этом этапе не выявить скрытую или явную тревогу, страх – в дальнейшем могут произойти непоправимые ситуации – вплоть до замершей беременности и преждевременных родов. При выявлении неблагоприятной ситуации в жизни клиентки или её нереалистичных ожиданий в отношении беременности и предстоящего материнства, проводится соответствующая коррекция.

Во втором триместре будущая мама продолжает избавляться от неадекватных представлений и неблагоприятных эмоциональных переживаний. Кроме того, проводится работа с супругом беременной или тем человеком, который будет сопровождать её в родах. Иногда помощником в родах может выступать и сам специалист – при соответствующем запросе со стороны беременной.

На этом этапе женщине желательно продемонстрировать фильмы о родах и первых месяцах жизни малыша. Если будет выявлено психотравмирующее воздействие наблюдаемого процесса родов иногда даже предлагают проводить сеансы психотерапии с элементами суггестии (внушения), НЛП (нейро-лингвистического программирования), психоанализа.

В третьем триместре беременную женщину идет непосредственно подготовка к родам, окончательное избавление от страхов. Мама учится правильно и спокойно дышать,  выполнять дыхательные упражнения на релаксацию, которые в процессе родов значительно облегчат переносимость схваток.

Кроме этого, очень важно провести профилактические беседы, о которых часто забывают гинекологи и педиатры. В частности, поднять вопрос профилактики послеродовых осложнений, узнать, как наладить грудное вскармливание, избежать синдрома внезапной смерти младенца.

Самый важный момент – это подготовка к первым дням и неделям вместе с новорожденным. Часто работа со специалистом не заканчивается сразу после родов, через 2-3 недели проводится консультация, в процессе которой психолог выявляет склонность к послеродовой депрессии и помогает женщине избежать этого тяжелого эмоционального состояния.

Одной из проблем с которой, сталкиваются психологи при работе с беременными – это повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство и неустойчивость эмоционального состояния. Чаще всего их одолевают сомнения по поводу нормальности будущего ребенка, благополучия вынашивания и родов, изменения себя и жизненной ситуации и т.п. Психопрофилактическая подготовка направлена на устранение отрицательных эмоций и формирование положительных условно-рефлекторных связей – снятие у беременной страха перед родами.

 

№ 22 Проблема поощрений и наказания детей в семье с позиций разных  психологических теорий

 

Психологическое значение и смысл поощрений и наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков социальным ожиданиям и принятым в обществе нормам и правилам. Функция — регуляция поведения ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий.

 Проблема наказаний  и поощрений рассматривалась  Фрейдом в контексте его теории  психосексуального развития личности. Основополагающим тезисом Фрейда являлось положение о противостоянии и враждебности двух миров: социального — мира взрослых и мира ребенка. Родители, являясь носителями социальных норм, ограничивающих врожденные эротические влечения ребенка, подчиненного принципу удовольствия, прибегают в процессе его воспитания к различного рода репрессивным мерам и наказаниям.

 Анализируя методы  родительского воспитания, Адлер  делает акцент на системе поощрений  и положительных подкреплений, справедливо  полагая, что любое наказание  подкрепляет чувство неполноценности  и ведет к формированию устойчивого  ее комплекса. Наказания порождают  озлобленность, равно как и метод  принуждения и метод командования  ребенком. Родительский авторитаризм  в применении наказаний приводит  к борьбе ребенка за власть  и личное превосходство. Такое  воспитание не обеспечивает у  него формирования социального  интереса и направленности на  социальные цели. Взаимоуважение  членов семьи является, по мнению  Адлера, главным принципом семейного  воспитания.

 В поведенческом (бихевиоральном) подходе проблема наказаний и поощрений рассматривается в контексте теорий научения как вопрос об организации эффективной системы положительных и отрицательных подкреплений для формирования социально желательного поведения. Б.Ф. Скиннер рассматривает проблему наказаний и поощрений в рамках созданной им теории оперантного научения .

 Проблема формирования  саморегуляции на основе самонаказания и самоподкрепления разрабатывалась в теории социального научения А. Бандуры. Подражание социальным моделям поведения, получающим позитивное подкрепление, является в теории социального научения основным путем приобретения ребенком новых форм поведения, которые, таким образом, можно приобрести и в отсутствие внешнего подкрепления. Поощрения и наказания в теории социального научения Бандуры выступают не просто как внешняя детерминанта, определяющая поведение ребенка, но как форма внутреннего контроля и саморегуляции на основе самоподкрепления.

 В гештальтпсихологии  психологический анализ поощрений  и наказаний представлен в  работе К. Левина «О поощрении  и наказании». Согласно Левину, ситуацию  наказания составляют три главных  элемента: задача (неприятная или  неинтересная для ребенка), угроза  наказания, барьеры (физические и  психологические), которые ставит  взрослый, считая, что ребенок постарается  уклониться и от решения задачи, и от наказания. Например, поставив  перед ребенком непривлекательную  и сложную для него задачу  уборки комнаты, взрослый может  запереть его в комнате (физический  барьер) и прочитать нотацию, отругать  за лень и безответственность (психологические барьеры). Однако, по мнению Левина, в ситуации  угрозы наказания у ребенка  не возникает положительного  отношения к задаче и стремления  к ее решению.

 В гуманистической  психологии исходным положением  является утверждение самоценности личности ребенка и принципа равноправия и уважения как основополагающего в воспитании. Базовой установкой гуманистической психологии является эмпатическое принятие ребенка, безоценочность и уважение права ребенка на выбор собственного пути развития. В гуманистическом подходе подчеркивается недопустимость наказаний в его воспитании. Напротив, основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание, уважение к ребенку, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы и творчества.

 

№ 23 Семейное консультирование в системе психологической помощи семье. Этапы процесса семейного консультирования

 

Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и «объем психотерапевтического вмешательства».

 Семейное консультирование  ставит своей целью совместное  с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для  изменения ролевого взаимодействия  в семье и обеспечения возможностей  личностного роста. Принципиальное  отличие психологического консультирования  от психотерапии заключается  в отказе от концепции болезни, акценте на анализе ситуации, аспектах ролевого взаимодействия  в семье, в поиске личностного  ресурса субъектов консультирования  и обсуждении способов разрешения  ситуации — «веера решений».

Основные задачи семейного консультирования: псих консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); при разводах; консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; вопросы усыновления и воспитания приемных детей; психологическое сопровождение беременности и родов; становления родительства; консультирование по вопросам супружеской измены; консультирование в случаях насилия в семье. В настоящее время используются следующие формы семейного консультирования: 1) индивидуальное консультирование одного из супругов; 2) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом; 3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; 4) совместное консультирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.

  Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Сбор  исходной информации о семье  и клиенте. Решение организационных  вопросов. Ориентация клиента в  порядке и регламенте работы.

Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Минухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Мйнухин). Установление атмосферы доверия и безопасности. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить позицию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформулирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показана роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.

 


вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"