Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

3. Оказание помощи в осознании  и принятии своей ответственности  за нарушение супружеских отношений, проявившееся в форме измены, своего вклада в сложившуюся  ситуацию. Особую осторожность и  тактичность необходимо проявлять  при работе с обманутым супругом, учитывая его боль и остроту  переживаний. Ему можно рекомендовать  посещение групп самоподдержки для супругов, переживших измену.

4. Сопровождение в принятии решения  о разрыве либо восстановлении  отношений с партнером.

При работе с обманутым либо изменившим супругом важно соблюдать вежливость, тактичность и нейтральность, поскольку тема измены является эмоционально насыщенной и может вызывать у самого психолога (в связи с его личным опытом или отношением к данной проблеме) реакции, осложняющие процесс оказания психологической помощи.

Работа на микросистемном уровне — прежде всего, с супружеской парой — предполагает определение характера нарушений супружеских отношений, приведших к измене, и коррекцию дисфункциональных паттернов взаимодействия брачных партнеров. Задачами психолога является:

1) выявление представлений о  сложившейся ситуации у каждого  из супругов. Важно, чтобы каждый  высказался и был услышан;

2) прояснение того, как каждый  из супругов переживает данное  событие и какие чувства и  эмоции оно вызывает у них  обоих. На этом этапе целесообразно  дать возможность супругам сказать  друг другу о своих претензиях  и обидах, избегая при этом  взаимных оскорблений и обвинений;

3) оказание помощи супругам в  осознании собственного вклада  в сложившуюся ситуацию и разделении  ответственности;

4) сопровождение брачных партнеров  в принятии решения о возможности  сохранения отношений и, в случае  их желания не разрушать семью, в заключении нового супружеского договора.

В тех случаях, когда при работе с супружеской парой выясняется, что в ситуацию супружеского конфликта включены другие члены семьи (дети, прародители), рекомендуется проводить семейную терапию.

 

20. Развод как ненормативный кризис семьи: феноменология кризиса и психологическая помощь.

Феноменология кризиса

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему.

В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов. Среди причин, приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, можно выделить:

□ конфликтные отношения либо развод родителей одного из супругов; □ поздний или ранний возраст вступления в брак;□ низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние границы семьи□ разочарование в партнере;□ личностные особенности одного или обоих супругов, выражающиеся в склонности к конфликтному поведению; □ неравный уровень образования и социального статуса супругов;□ профессиональная занятость женщины, в том числе “бикарьерная” семья;□ бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;□ добрачная беременность (так называемые “стимулированные” браки);□ употребление алкоголя и наркотиков и т.д.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий.

1. Эмоциональный развод обусловлен  разрушением иллюзий супружеской  жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и  отчаянием, попытками контролировать  партнера, спорами, стремлением избежать  проблем.

2. Время размышлений и отчаяния  перед разводом сопровождается  болью, злостью и страхом, противоречивостью  чувств и поступков, зачастую  шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть  любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод — оформление  разрыва отношений происходит  на формальном уровне. Эта стадия  связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего  количества лиц в семейных  отношениях партнеров. Отношения  разводящихся супругов могут  включать в себя конфликты, угрозы  либо стремление к переговорам. Во время развода и периода  правовых споров оставленный  партнер может испытывать жалость  к себе, беспомощность, чувство отчаяния  и злости.

4. Экономический развод связан  с прекращением совместного ведения  хозяйства и разделением семейного  бюджета (если до этого он был  общим).

5. Установление баланса между  родительскими обязанностями и  правом на опеку связано с  переговорами родителей по вопросу  дальнейших взаимоотношений с  детьми и распределения зон  ответственности. Основными задачами  данного этапа являются создание  новых отношений между родителем  и ребенком, а также обретение  чувства собственного достоинства  и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод. На эмоциональном  уровне — это принятие факта  распада отношений, стабилизация  эмоционального состояния, проработка  негативных чувств, связанных с  разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений (в кн.: Кочюнас Р. Психологическое консультирование).

Для описания стадий развода может быть использована модификация модели переживания утраты, предложенная Э. Кюблер-Росс.

1. Стадия отрицания. Первоначально  реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на  близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему  трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии актуализируется  работа защитных механизмов: рационализация (“наконец пришло освобождение”, “рано или поздно это все  равно бы произошло”), обесценивание (“на самом деле брак был  ужасным”, “мой муж полное ничтожество”), отрицание (“ничего такого не  случилось”, “все хорошо”) и др.

2. Стадия озлобленности. На этой  стадии возникает чувство злости  по отношению к партнеру. Покинутый  партнер переживает состояние  фрустрации, вызванное крушением  его планов и надежд. Нередко  он начинает манипулировать детьми, пытаясь привлечь их на свою  сторону.

3. Стадия переговоров. Здесь предпринимаются  попытки восстановить брак. Супруги  используют различные манипуляции  по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению  на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не  приносят никаких результатов, наступает  угнетенное настроение. Человек  чувствует себя неудачником, его  самооценка, доверие к людям падают.

5. Стадия принятия. Эта стадия  связана с принятием факта  развода и адаптацией к изменившимся  условиям жизни. В случаях, когда  в браке были дети, они тоже  нуждаются в поддержке и помощи  в адаптации к новой ситуации.

Развод — это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Наиболее травматичным он является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной ин-дивидуации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка. Детские переживания могут варьировать от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

На остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода.

Иногда родитель, с которым остается жить ребенок после развода, позволяет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному партнеру. В некоторых случаях это могут делать оба родителя, пытаясь организовать коалицию с ребенком, для того чтобы получить от него поддержку или отомстить бывшему супругу. Ребенок, таким образом, оказывается втянутым в конфликт лояльности. Это чревато нарушением процесса формирования его эго-идентичности, снижением самооценки и самопринятия, появлением комплекса неполноценности, поскольку связано с обесцениванием образа родителя, являющегося неотъемлемой частью собственного образа “Я” ребенка.

Часто материальный уровень семьи после развода падает. В связи с этим оставшийся родитель вынужден искать новое более высокооплачиваемое место работы или дополнительный заработок. Не будучи способным в одиночку справиться с экономическими трудностями, он часто возвращается в родительскую семью.

В ряде случаев родитель, не справляющийся с нагрузкой, может обратиться за помощью к старшему ребенку, передавая ему часть родительских функций. Такому ребенку может быть поручено присматривать за младшими детьми, а также выполнять некоторую работу по дому. Часто родитель, оставшийся в одиночестве, может искать у него эмоциональную поддержку, делегируя ребенку часть функций бывшего супруга. Размытость границ детско-родительской подсистемы способна стать источником ряда проблем ребенка, поскольку адресуемые ему обязанности не соответствуют его возрасту и статусу (статусная неопределенность).

Таким образом, развод является кризисом, переживаемым не только на уровне супружеской подсистемы, но и на уровне расширенной семьи и требует глобальной семейной реорганизации.

Психологическая помощь

Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется динамикой самого процесса и может принимать различные формы: индивидуальное консультирование (терапия);  супружеское консультирование (терапия); групповая терапия для разводящихся супругов и детей;  семейное консультирование (терапия).

Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведенными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату. Могут быть рекомендованы следующие этапы работы:

1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д., испытываемых  супругом (супругами).

2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации.

3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.

4. Поиск внутренних ресурсов  супруга (супругов) и построение  планов на будущее.

5. Оказание помощи в семейной  реорганизации.

При оказании психологической помощи разводящимся супругам очень важна поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянии они часто чувствуют себя одинокими, брошенными, неинтересными, скучными и т. д. Позитивное влияние на психологическое состояние разводящихся супругов в этот период оказывают помощь и поддержка со стороны близких людей — родственников и друзей, что может существенно облегчить последствия развода.

При психологическом консультировании разводящихся супругов очень важна осведомленность психолога в различных юридических аспектах проблемы развода, среди которых особенно важными представляются различные вопросы, связанные с детьми.

Для того чтобы снизить негативные последствия развода для детей, важно информировать родителей о важности сохранения контактов ребенка с обоими родителями и необходимости поддерживать уверенность ребенка в том, что они его по-прежнему любят, внимательно относиться к его чувствам и переживаниям. Следует помочь бывшим супругам заключить родительский договор, предусматривающий определение доли участия каждого в воспитании ребенка.

В случае выявления факта делегирования одному из детей части родительских или супружеских функций необходимо помочь родителю найти более подходящие объекты для получения поддержки, а также выработать адекватную возрасту ребенка систему прав и обязанностей, чтобы он смог удовлетворять потребности собственного развития.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"