Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

24-46.docx

— 192.98 Кб (Скачать файл)

№24Психологическое консультирование на разных этапах жизненного цикла семьи

 

1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя). Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д. Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее. Ряд важных вопросов на этой стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком.

4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену.

6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру.

7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.

 

№ 25 Консультирование несовершеннолетних по вопросам добрачной беременности

 

Беременность несовершеннолетней может повлечь гневное состояние родителей, которые захотят выместить свою злость на отце ребенка и наказать его за беременность через привлечение к уголовной ответственности. Угроза засадить отца ребенка за решетку в случае рождения ребенка может использоваться взрослыми для давления на юную девушку с целью принуждения ее к аборту. А сама подросток может не знать истинной картины вещей и поддаться на провокацию. В других ситуациях может быть действительная необходимость привлечь к ответственности взрослого мужчину, совратившего девушку, но не желающего брать на себя ответственность за последствия.

Как правило, юная девушка живет с родителями, находится на их полном обеспечении. Поэтому принять решение о сохранении ребенка без поддержки родителей практически невозможно. Девушке нужно одевать, кормить ребенка. В большинстве случаев она будет жить с новорожденным у родителей. Поэтому их согласие или несогласие на рождение ребенка часто имеет решающее значение. Из-за этого аспекта ситуации юные девушки часто выбирают аборт, только чтобы избежать разговора с родителями. Страх перед их реакцией может перевесить все остальные доводы разума и сердца.

Для родителей несовершеннолетних беременных часто свойственны: чувство вины, что не уберегли, не досмотрели за дочерью; отрицание – долго не замечают очевидных признаков беременности; чувство повышенной ответственности за принимаемое решение (не доверяют дочери в решении исхода беременности).

Социальные трудности, связанные с необходимостью закончить образование и получить работу. Выполнение роли молодой матери в индустриализованной стране способно повлиять на её обучение. Считается, что матери-подростки более предрасположены к прекращению обучения в средней школе. Повышенный риск отказа от ребенка после рождения.

 

№ 26 Ранние браки: основные проблемы и особенности, консультирование несовершеннолетних супругов

 

Ранним браком - формально - чаще всего это браки, заключенные сразу по достижению совершеннолетия, в 18-20 лет. Сюда же относят браки, заключенные до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов.

У большинства подростков, которые образовали ранние брачно-семейные отношения, еще продолжается процесс формирования самосознания. Практически не готовые к самостоятельной жизни, они сразу сталкиваются с огромной массой проблем, таких как ведение домашнего хозяйства, поиск работы с целью укрепления материального положения семьи, сложности общественных отношений, в которые они вступают, отрываясь от родителей.

В ранних браках, которые создаются подростками, молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Обычно юные матери довольно рано прекращают занятия в школе, они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах, и при этом испытывают очень большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от родительской поддержки.

При этом юным матерям необходимо продолжать свое собственное личное и социальное развитие. В то же время, они пытаются адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного или маленького ребенка.

- разводы в подростковых  браках часто определяются тем, что у большинства молодых  людей пониженная ответственность  за судьбу создавшейся семьи. Часто наблюдается их нравственная  и психологическая неподготовленность  к совместной жизни.

- в настоящее время  часть молодежи видит в браке  лишь доступный и законный  способ удовлетворения своих  сексуальных потребностей, а иногда  и обеспечение себя жильем;

- на прочность и гармонию  в семье огромное значение  оказывают добрачная беременность  и нежелание супругов обзаводиться  детьми, и нести за это определенную  ответственность;

- кроме этого большое  влияние на крепость брака  несут в себе финансовые трудности, которые осложняют и обостряют  все остальные проблемы;

- разрыв со сверстниками, неумение организовывать надлежащий  уход за новорожденным, плохие  жилищные условия.

Минусы ранних браков

- она не готова к  семейной жизни, не знает, как  распоряжаться семейным бюджетом, не умеет решать бытовые проблемы. К тому же, в силу различного  воспитания у них расходятся  мнения о распределении семейных  обязанностей.

- полная романтических  ожиданий, привыкшая к свободному  общению со своими подругами  новоиспеченная жена сразу сталкивается  с бытовыми проблемами – горами  немытой посуды, стиркой, походами  по магазинам и готовкой.

- если причиной раннего  брака была беременность и  вскоре рождается ребенок, молодым  родителям вообще приходится  забыть обо всех своих прежних  удовольствиях и радостях, в одночасье  изменить весь свой образ жизни. Появление в даже зрелой семье  ребенка является стрессом, меняющим  весь привычный уклад.

- одной из самых острых  проблем является неспособность  молодой семьи самостоятельно  себя обеспечивать. Если нет отдельной  квартиры, совместная жизнь с  родителями да еще на их  полном или частичном содержании  чревата ссорами, разборками, непониманием.

Плюсы ранних браков

Во-первых, молодым людям намного легче приспособиться друг к другу, чем более зрелым.

Во-вторых, по наблюдениям врачей, дети у молодых родителей рождаются более здоровыми и крепкими. К тому же, женщинам ранняя беременность и рождение ребенка выгодно с точки зрения возможности сделать карьеру.

Также не нужно забывать, что имеется немало примеров и счастливых прочных ранних браков друживших чуть ли не с детского сада одноклассников, поженившихся сразу после получения школьного аттестата.

 

№ 27 Классификация основных направлений семейной психотерапии.

 

3 основных направления:

Первое направление представлено школами, ориентированными на семейную историю.

Сюда относятся: *психодинамический подход (где работа с семейной историей является ключевой. Представители: Акерман, Фрамо, Кернберг).

                               *трансгенерационное направление семейной терапии (М.Боуэн, И.Бушермени-Надь, А.Шутценбергер)

Объект психологического анализа – личность внутри семьи.

Цель – осознание зависимости теперешних проблем от опыта, приобретённого в родительских семьях.

Акцент делается на освобождение человека от зависимости от родительской семьи.

Роль терапевта:

*сбор информации об  истории семьи

*оценка

*психодинамическая интерпретация проблемы

*ориентирование клиента  на сепарацию от предыдущих  поколений.

Второе направление представлено школами, ориентированными на структуру и процесс семьи.

Сюда относятся: *стратегическая терапия (К.Маданес)

                                *структурная терапия (Минухин)

                                *Миланская школа (Хоффман, Палацолли)

Акцент на работу с настоящим семьи, с детско-родительскими отношениями.

Объект – подсистемы семьи, взаимодействие между ними, анализ всей семьи как целого без рассмотрения психологии индивидуальности каждого.

Цель – реорганизация семейной структуры через выявление дисфункциональных паттернов поведения.

Роль терапевта:

*проведение экспертизы

*оценка взаимодействия

*диагностика дисфункциональных элементов

*план вмешательства

Третье направление представлено школами, ориентированными на переживания и личностный рост.

Сюда относятся: *экспериментальные школы (Витакер)

                                *клиент-центрированный подход (Роджерс, Сатир)

Все они основываются на экзистенциальных и феноменологических концепциях.

Цель – идентификация переживаний, поиск и поддержка ресурсов для личностного роста. Работа с настоящим и будущим.

Акцент на систему ценностей, установки.

Работа индивидуальная, супружеская, семейная. Полагается, что семейная история конструируется в процессе взаимодействия всех членов семьи.

Роль терапевта:

*фасилитация семейного взаимодействия

*терапевт – собеседник, который выстраивает новую семейную  историю без проблем.

 

№ 28 Методологические основания системной семейной психотерапии.

 

 


Теоретическую основу системной семейной психотерапии составляет общая теория систем. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

В конце 40-х годов, когда под руководством Н.Винера формировалась новая наука кибернетика Далее важнейшая догадка Н.Винера состояла в том, что обратная связь – это информация, о результатах функционирования системы, поступающая в эту же систему. Существует отрицательная и положительная обратная связь. В первом случае информация используется для уменьшения отклонения результата от некоторой заданной нормы. Во втором случае информация приводит к существенным изменениям, т.е. к потери стабильности и равновесия. Особый тип отрицательной обратной связи, подробно изученный в биологических и социо-технических системах, называется гомеостазисом. Гомеостазис - это стремление системы сохранять свои сущностные свойства во взаимодействии со средой, обеспечивая выживание системы. Минимизация влияния внешней среды - работа закона гомеостаза. Система стремиться сохранить статус кво в каждый момент своего существования. Активность системы - это распространение гомеостатической регуляции на внешнюю среду, деятельность, направленная на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованиями своего внутреннего строения. 

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"