Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

 

6. Психодинамическая концепция семьи о зависимости супружеских отношений от модели родительской семьи. Механизмы переноса модели родительской семьи: идентификация, проекция, проективная идентификация.

С точки зрения психодинамической теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а следовательно, и особую организацию личности, и интернализованные модели межличностного взаимодействия между супругами, родителями и детьми. Речь вдет о вертикальном подходе к семье, при котором характер супружеских отношений, причины сегодняшних затруднений и проблем супругов, отношения родителей и детей рассматриваются с учетом истории жизни обоих супругов. Каждый супруг имеет свою модель семейных отношений, свои представления о том, как организуется жизнь в семье, какие устанавливаются нормы и правила, каков должен быть характер отношений между супругами, у родителей с детьми, с дедушками и бабушками, другими родственниками, друзьями. Прошлое активно присутствует в текущих отношениях.

Martin (1974) и Sajer (1976) рассматривают супружество как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать, и то, что намерен получить от другого, от семейной жизни. Таким образом, ожидания и намерения супругов, имеющие в своей основе модели родительской семьи, играют важную роль в супружеском союзе.

Соглашение (договор) может быть:

  • сознательным и вербализованным;
  • сознательным и невербализованным;
  • неосознанным.

Поскольку договор имеет взаимный характер, он может быть согласованным или конфликтным. Гармоничное супружество наблюдается, если индивидуальные соглашения взаимно соответствуют друг другу (осознанно и неосознанно) и выполняются обоими супругами. Если же ожидания супругов несовместимы из-за различий прошлого опыта, то такой брачный союз изначально обречен на неудачу, дисгармония в супружеских отношениях неизбежна.

Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими. Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства, уравновешенность в отношениях нарушается. Таким образом, особенности эмоционального реагирования на поведение партнера кроются в истории прошлого опыта супругов. Источники сегодняшнего поведения супругов, их эмоционального восприятия друг друга - в прошлом, в возникших в детстве внутренних схемах восприятия, отношения и поведения.

Механизмы переноса модели родительской семьи

Наличие неосознанной тенденции к повторению в главных чертах модели родительской семьи в семье детей. Основными механизмами, обеспечивающими этот процесс, являются механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации. Особенностью этих механизмов является то, что они действуют на бессознательном уровне, а значит, позволяют объяснить неосознаваемые процессы в отношениях между членами семьи.

Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ - приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Имеет значение восприятие и оценка образа, роли родителя противоположного пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер с подобными характеристиками становится источником негативных переживаний и реакций. Таким образом, формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения. Представление личности о себе как мужчине иди женщине, дифференциация эмоциональных отношений к двум полам прямо зависит от процесса доминантной идентификации с родителем одного с ребенком пола. Естественно, что выбор супруга осуществляется на основе характерологического подобия потенциального брачного партнера с родителем противоположного пола. Партнер действует по тому же сценарию. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходства супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций. В тех случаях, когда образ родителя противоположного пола имеет негативные характеристики в оценке ребенка, то естественно, что став взрослым, он ищет партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, рациональный, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может примириться.

Сущность механизма проективной идентификации состоит в следующем: один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией, может соответствовать проекции.

7. Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности. Понятие о комплиментарности брака.

Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Исследования Уолтера Тоумена, изучившего тысячи нормальных семей, позволили утверждать, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Работы Тоумена показали, что сиблинговая позиция ребенка зависит от количества детей в семье, их пола и временных промежутков между их рождением. Если разница в возрасте составляет более, чем пять или шесть лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку.

Позиции: Единственный ребенок( единственный сын, единственная дочь), старший ребенок, старшая сестра сестер, старшая сестра братьев, старший брат братьев, старший брат сестер, младший ребенок, младшая сестра сестре, младшая сестра братьев, младший брат братьев, младший брат сестер, средний ребенок, близнецы.

Тоумен ввел понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей. Согласно Тоумену, происходит перенос моделей взаимодействия с братьями и сестрами на партнерские отношения в браке. Супружеские роли партнеров, занимавших в родительской семье одинаковые позиции среди братьев и сестер, называются идентичными.

Понятие комплементарности, как уже было отмечено, также связано с порядком рождения и сиблинговой позицией в родительской семье. Комплементарные роли - это роли взаимодополняющие: старшего брата и младшей сестры, старшей сестры и младшего брата. В основе комплементарности ролей лежит взаимодополняемость потребностей индивидуумов. Взаимосогласованность и сотрудничество легче достигаются между людьми, занимавшими комплементирующие положения среди братьев и сестер. Если роли мужа и жены дополняют друг друга, то они могут создать прочный брачный союз на основа сотрудничества. В таком супружестве нет места соперничеству.

Таким образом, количество и пол детей в семье, разница в возрасте между ними сказываются существенным образом на способах взаимодействия с брачным партнером. С этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными.

Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает по отношению друг к другу то же положение, какое он имел среди братьев и сестер в родительской семье. Иначе говоря, если роли супругов полностью дополняют друг друга по всем сиблинговым характеристикам (количество, пол, разница в возрасте), то такое супружество является полностью комплементарным. Примеры комплементарных брачных пар: старшая сестра братьев и младший брат сестер, младшая сестра брата и старший брат сестры.

Частично комплементарный брак создается в том случае, если супруги имеют хотя бы по одной сиблинговой характеристике, дополняющей друг друга. Например, сестра, имеющая старшего брата и младшую сестру, выходит замуж за старшего брата сестры или братьев. Она умеет принимать лидирующее, доминантное положение мужчины, он имеет опыт ответственности и заботы о младшей сестре.

Некомплементарный брак складывается между супругами с идентичными сиблинговыми позициями. В таком браке разногласия могут возникать на почве лидерства, при распределении сфер влияния и ответственности. Старшие дети будут соперничать за власть в семье. Младшие, напротив, стремятся избегать ответственности и бывают недовольны недостатком тепла и заботы со стороны партнера. Единственные дети не имеют возможности создать комплементарный брачный союз.

Безусловно, комплементарность брачного союза становится фактором удовлетворенности супружескими отношениями. Имеет значение благополучие сиблинговых отношений. Правило: удовлетворенность браком тем больше, чем выше его комплементарность, верно в том случае, если сиблинги были довольны своим положением в семье, отношения между братьями и сестрами были дружескими, доверительными, В противном случае комплементарность супружеских ролей при напряженных, конкурентных, конфликтных сиблинговых отношениях в родительских семьях становится источником неудовлетворенности супругом. Партнер по браку неосознанно превращается в экран для проекций, в объект, с помощью которого можно попытаться удовлетворить не удовлетворенные в детстве потребности в благополучных отношениях с братьями и (или) сестрами. В этом случае действует механизм проективной идентификации.

8. Бихевиористская концепция семьи

Представителями бихевиористического подхода являются:  Weiss, Hops, Patterson, Stuart, Azzin, Naster, Iones.

Предметом исследования, вмешательства, изменения психологи-бихевиористы считают поведение, которое доступно наблюдению, то есть то, что можно слышать и видеть. Поведение членов семьи оказывается основным фактором, через который можно понять особенности се функционирования.

Для бихевиористов прошлое супругов, их поведение в родительской семье не имеет существенного значения для объяснения текущих взаимоотношений. Они сосредоточены на настоящем. Объектами их наблюдений является диадное взаимодействие: муж - жена, родитель - ребенок. С точки зрения бихевиористов, взаимодействие между членами семьи характеризуется однонаправленностью. Они признают линейную причинность в объяснении поведения членов семьи. Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антицендентное событие (стимул) > проблемное поведение > событие-последствие.

 Иначе говоря, контроль  проблемного поведения осуществляется  через стимулы, непосредственно  ему предшествующие или следующие  за ним. Предшествующие (антецендентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Стимулы, появляющиеся после определенных форм поведения оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они могут выступать:

  • как положительное подкрепление, вознаграждение, например: похвала, подчеркивание приятного;
  • как отрицательное подкрепление, прекращение неприемлемого поведения, например: упреки, брань, угрозы, враждебное молчание;
  • как наказание: упреки, враждебность, игнорирование приветливости;
  • как угасание, отказ от положительных подкреплений: отсутствие интереса, предоставление самому себе и др.

При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного под крепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что неприятны обоим партнерам.

Для семейного благополучия важна атмосфера поддержки желательного поведения. Особое значение для развития здоровых отношений в семье имеет преобладание позитивного подкрепления над использованием аверсивных стимулов, особенно наказания (Б. Скиннер).

В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты.

Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно (Т. Вилс, Р. Вейс, Г. Патерсон (1974)).

Поскольку в семье всем нельзя постоянно извлекать только пользу, то для гармоничных отношений важно соблюдение баланса между «брать» и «давать», «выгодой» и «ценой». Это означает, что в здоровой семье позитивные эмоции преобладают над негативными, нет «эксплуататоров» и «униженных», однако есть отношения равного вклада и равной выгоды.

Семейная дисфункция – это результат недостаточного частого использования позитивного подкрепления и чрезмерного использования наказания.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"