Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

Различают внешние границы - границы между семьей и социальным окружением. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Если граница слишком жесткая, то имеется мало информационных обменов между семьей и социальным окружением, наступает застой в системе, Такая семья является закрытой. Внутренние границы - границы между членами семьи и ее субсистемами. Они характеризуют степень дифференциации членов и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем.

Гибкость - это способность семейной системы к изменениям в отношениях власти, сплоченности, в семейных ролях, правилах, регулирующих взаимоотношения. Такая необходимость возникает всякий раз, когда семья в своем развитии переходит с одного этапа жизненного цикла на другой, когда в ней происходят значимые события. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются ригидность и хаотичность.

В семье каждый человек выполняет как формальные, так и неформальные роли. Существуют роли мужа, жены, отца, матери, сына, дочери, брата, сестры. Их называют формальными. Неформальные роли можно разделить на роли-обязанности и роли-взаимодействия. Примером ролей-обязанностей могут быть такие, как «повар», «мойщик посуды», «закупщик продуктов» и т. п. Роли-взаимодействия: «адвокат», «жертва», «спасатель», «клоун», «палач», «психотерапевт» и др. При анализе ролевой структуры важны ролевые ожидания и ролевые притязания. Согласованность ролевых ожиданий и ролевых притязаний - признак функциональности семейной системы. Их несовпадение является источником семейных конфликтов и свидетельствует о дисфункциональности семьи.

 

15. Теории выбора брачного партнера.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа З. Фрейд.  Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими  к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты -  на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели  бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на  их мать, и очень часто девушки, обращают внимание на юношей, похожих  на их отцов.

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт  и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов, Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который полностью удовлетворил бы его  потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только  некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины

Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена.  Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик  каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают  пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза.  Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает  из «игры».

     Первую стадию Б. Мурстейн назвал стимул. Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для  другого человека.

    Если между партнерами  возникла аттракция – первое  впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй  стадии – сравнению  ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды  на жизнь, брак, мужские и женские  роли в семье, на воспитание  детей и т. п.

 

     Мужчина и женщина  либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало  общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется  сходством  ценностей, то взаимоотношения  партнеров переходят в третью  стадию – ролевую. На третьей  стадии – ролевой – партнеры  проверяют, соответствует ли ролевое  поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись  друг в друга, вступают в брак  после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако  большинство партнеров стараются  осознать как достоинства, так  и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за»  и «против», принимают окончательное  решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр - место жительства отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей  и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

1. Установление взаимосвязи. Имеется  в виду легкость общения двух  людей, иными словами, насколько  комфортно они чувствуют себя  в обществе друг друга. Это  зависит как от социально-культурных  факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и  от индивидуальных способностей  человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи  с другим человеком рождает  чувство расслабления, доверия и  облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины  возникает и развивается система  взаимосвязанных привычек, появляется  чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей  личности, какими, по мнению 

А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др.

Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти незаметно для человека  в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из совокупности возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей..

 

16. Психологические теории любви.

В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена "любви". Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт-психологии просто переносятся в область психологии любви.

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви. Бихевиористский и необихевиористский подход игнорирует субъект - субъектную природу близких отношений, не учитывает влияние социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этого подхода, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гуманистические теории любви, несмотря на всю их привлекательность (ориентированы на человека, верят в его возможности), носят чисто гипотетический, философско-описательный характер. Это скорее авторский взгляд на проблему, чем научная работа.

Категория "любовь" по-разному соотносится с ядром теоретических представлений рассматриваемых психологических школ. Так, в классическом психоанализе либидо, как основная энергия Ид, является основой активности человека. Эрос и Танатос - два основных принципа организации психического мира человека. Любовь и ее корреляты выступают в рамках данной теории как объяснительный принцип, как аксиома, на которую ссылаются (потому что есть либидо, Эрос, реализуется определенное поведение). Сама любовь и стоящие за ней феномены теоретического объяснения не получают, но являются ядром концепции классического психоанализа. В более поздних вариантах психоанализа "любовь" перестает быть главным объяснительным принципом, но остается ведущей категорией анализа: выясняется ее коллективно-бессознательное начало, невротические механизмы, роль в возрастном развитии человека, в его социализации и адаптации к обществу.

Тесно связана с ядром теоретических представлений "любовь" и в гуманистических теориях. Гуманистические психологи постулируют отличие человека от животных в силу имеющихся у людей высших потребностей. Человек в своем стремлении к самоактуализации и самореализации ориентируется на высшие сугубо человеческие ценности. В этом смысле сам факт существования любви является подтверждением гуманистических концепций. Естественно, любовь при этом анализируется как высшее чувство, проявление личности, направленность на уникальную личность другого человека. А. Маслоу отмечает существование также дефицитарной любви, но такая любовь является результатом патологии, а не нормой для человека.

В когнитивной, бихевиоральной психологии, гештальт-психологии любовь мало связана с теоретическим ядром концепции. На нее автоматически переносятся общие объяснительные схемы и принципы (категоризация жизненного мира, обусловленность реакции внешним раздражителем, реализация потребностей в контакте со средой). В отечественной психологии "любовь" также оказывается на периферии теоретических дискуссий. В советский период феноменология любви косвенно анализировалась в рамках социальной и медицинской психологии (принцип двойной детерминации психики соблюдался строго). Все, что не изучалось научными методами, традиционно относилось в этот период к сфере философии, поэтому работ по философии любви в советский период больше, чем по психологии.

Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта (биологическая энергия либидо - в психоанализе, схема стимул-реакция общая для человека и животных - в бихевиоризме). Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека). Правда, гуманистические психологи отмечают, что, как правило, люди любят дефицитарно, пытаясь удовлетворить с помощью близкого человека потребности физиологические, в принятие и уважении другими людьми, потребность в безопасности.

 

17. Супружеская совместимость и ее уровни.

Совместимость – эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоционально-энергетических затратах.” Таким образом, главным показателем наличия совместимости в супружеском союзе является субъективная удовлетворенность партнеров друг другом.

Уровни совместимости

Обычно в психологической литературе различают 3-4 уровня совместимости. Много информации по определению этих уровней мы находим в трудах Н. Н. Обозова.

Какие же уровни выделяет Обозов?

•     психофизиологический; Выходит за рамки непосредственного сексуального контакта. Поэтому для физиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половой потенциал и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности.

•      психологический; Предполагает совмещение темпераментов, характеров, потребностей, мотивов поведения супругов.

•  социально-психологический (семейно-ролевой); Речь идет о согласованности в распределении семейных ролей, о том, какую нагрузку берет на себя каждый из супругов. Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Для современной семьи характерны следующие функции: рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных, организация бытового потребления, моральная и эмоциональная поддержка, защита и представительство семьи перед более широким социальным окружением, организация досуга. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"