Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

Мотивация аффилиации коррелирует, с одной стороны, с потребностью самоутвердиться и получить одобрение, а с другой – со страхом быть отвергнутым. На основе прошлого опыта формируются соответствующие ожидания. Например, если необходимость общаться с незнакомыми людьми сопряжена с ожиданием успеха, то привлекательность этой ситуации будет высока, и наоборот. Соответственно, человек либо стремится к другим людям, ищет в них товарищей и доверяет им, либо относится к ним с подозрением и избегает их. Если оба вида ожиданий низки, то в межличностном взаимодействии проявляется незаинтересованность и безразличие.

Аффилиация существенно влияет на процесс и результат общения – ведь завязывание нового знакомства будет происходить дружелюбно и непринужденно или, напротив, робко, неловко и неприязненно. Поскольку позитивный опыт повышает аффилиацию, а негативный – снижает, с каждым разом будет происходить закрепление или постепенное разрушение сложившегося ранее стереотипа.

В психологии аффилиация и ее мотивы поддаются измерению – например, с помощью методики Мехрабиана. Более надежной является проективная методика, но из-за ее сложности в основном используют тест. Его шкала разделена на 2 части, одна из которых призвана оценить силу желания общаться, а другая – боязнь быть отвергнутым.

На основании расчета уровня аффилиации можно, например, выбирать род занятий. Для педагогов, учителей, врачей, юристов и представителей других профессий, связанных с общением, аффилиация должна быть одной из главных потребностей.

 

 

30. Исследования агрессии. Гипотеза «фрустрации –агрессии».

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно↑, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.

ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ

направление исследований, где в качестве мотивирующего агрессию фактора рассматривалось агрессивное побуждение, вызываемое состоянием фрустрации. Основа Г. ф.-а. – представление о том, что в организме существует некая сила, которая совместно с внешними событиями приводит к агрессии. В отличие от инстинкта, побуждение не является всегда присутствующим, а активируется лишь тогда, когда организм оказывается лишенным средств удовлетворения насущной потребности. Т. о., побуждение служит мобилизующей силой прекращения состояния лишения. Первоначально в Г. ф.-а. (Д. Доллард, А. Миллер, 1939) агрессия объяснялась как результат побуждения положить конец состоянию фрустрации. Т. е. переживание фрустрации вызывает желание агрессивных действий против источника фрустрации, и это, в свою очередь, выступает катализатором проявления агрессии. Однако не каждая фрустрация приводит к агрессивной реакции. Наоборот, индивид, испытавший фрустрацию, может уйти от ситуации или впасть в депрессию. Более того, не всякий агрессивный поступок является результатом предшествовавшей ему фрустрации. Поэтому ранее выдвинутое предположение о детерминистской связи между фрустрацией и агрессией вскоре было преобразовано А. Миллером (1941) в вероятностную версию. Он считал, что «фрустрация создает побуждения к разного типа реакциям, одно из которых – побуждение к какой-л. форме агрессии». Согласно этой скорректированной теории, агрессия – не единственная, а только одна из возможных реакций на фрустрацию. В зависимости от того, насколько агрессивный поступок уменьшает силу лежащего в его основе побуждения, он приобретает самоусиливающийся характер: повышается вероятность того, что последующие случаи фрустрации также будут сопровождаться агрессией. В 60-е гг. ХХ в. Дж. Маркус-Ньюхалл и А. Миллер сделали вывод о том, что связанные с агрессией предметы, наличествующие в экспериментальных условиях, усиливают агрессивные реакции. Т. о., начав свое развитие как модель побуждений, Г. ф.– а. приобрела форму более сложного подхода, делающего упор на когнитивной оценке имеющихся в данной ситуации сигналов-раздражителей как важнейшем опосредующем звене между переживанием фрустрации и агрессией. Развитие теории было продолжено Л. Берковицем (1989) в его неассоциативной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.

I. Рене Декарт.

Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Причины страстей:

ü  Воздействие т.н. духов на железу в мозге;

ü  Предметы, действующие на чувства.

Назначение страстей. Декарт: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания.

II. Барух Спиноза.

Эмоция (в терминах Спинозы – аффект) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее.

Основные аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Эмоция всегда адресована (предметна). Эмоции взаимосвязаны, способны порождать друг друга.

Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем уничтожаемый аффект. Чем более реальна вещь, тем больший аффект она вызывает (подробнее см. вопросы №№ 30, 38).

III. Вильгельм Вундт.

Непосредственный опыт состоит из двух факторов:

-         Элементы  ощущения – объективное содержание  опыта;

-         Элементы  чувства – субъективное содержание  опыта.

Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений:

ü  Возбуждение – успокоение

ü  Удовольствие – неудовольствие

ü  Напряжение – разрешение

Простые чувства объединяются в частичные, которые в свою очередь образуют цельное чувство. Кроме того, чувства образуют аффекты – очень сильные по интенсивности сочетания чувств (подробнее см. вопросы №№ 31, 38).

IV. Чарльз Дарвин, Теодюль Рибо.

Биологическая теория эмоций (рудиментарная теория). Аффективные реакции у человека являются остатками его животного существования (подробнее см. вопрос № 33).

V. Уильям Джемс и Карл Ланге.

Эмоция – реакция на восприятие телесных изменений, производимых стимультой ситуацией. Схема: восприятие события → органические изменения, возникающие рефлекторно → восприятие органических изменений → эмоция

VI. Кэннон.

Критикует теорию Джемса-Ланге, опровергая ее опытами (кошки с перерезанными симпатическими нервами). Все органические реакции существенны не для эмоции, а для того, что наступит после эмоции (нападение, бегство и т.п.).

VII. Эрнест Клапаред.

Эмоции – регрессивное поведение, возникающее в экстремальной ситуации; эмоции неадекватны с точки зрения объективной ситуации, но полезны с субъективной точки зрения как разрядка.

Чувства играют организующую роль;

Эмоции – дезорганизующую; 

Ощущения – информация о внешней и внутренней ситуации.

VIII. Когнитивные теории эмоций.

Эмоция как функция разума:

Когнитивные процессы должны использоваться в как фактор, контролирующий и замещающий эмоции;

Рациональное – хорошо, эмоциональное – плохо (т.о. отрицается принцип «единства аффекта и интеллекта»).

Арнолд. Эмоция – результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий и оценки.

Шахтер. Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Тип и качество эмоции  зависит от того как индивид оценивает ситуацию.

Лазарус. Эмоция – комплексный ответ на, состоящий  из трёх подсистем:

1).     Сигнальные переменные  или стимульные свойства;

2).     Оценивающая подсистема. Функция мозговых процессов с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

3).     Ответы:

-         Когнитивный (механизмы защиты)

-         Экспрессивный (мимика)

-         Инструментальный (символы, обычаи).

IX. Жан-Поль Сартр.

Феноменологическая теория. Эмоция – особого рода поведение в ситуации конфликта. Эмоции всегда направлены на предмет мира и сохраняются, пока предмет сохраняет свою значимость. Эмоция – это способ существования сознания, способ, с помощью которого оно понимает свое «бытие в мире».

Эмоция имеет смысл, если она что-то значит для моей психической жизни

X. Кэрролл Изард.  

Эмоция – сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. Эмоции:

ü  Определяются по электрохимической активности нервной системы;

ü  Мимические, пантомимические, голосовые реакции;

ü  Сильно мотивированное переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта.

Эмоция – детерминант поведения, основная мотивационная система.

Фундаментальные эмоции имеют инстинктивную природу: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Фундаментальные эмоции образуют комплексы аффектов: например, тревожность, любовь, враждебность.

Функции эмоций: сигнальная, оценочная, ослабление/усиление действующей мотивации, социальный контакт (подробнее см. вопрос № 33).

XI. Отечественная школа.

С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.В. Симонов

«Большая тройка» - Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Александр Лурия.

Л.С. Выготский. Согласно Выготскому, существует тесная связь между эмоциональными и познавательными процессами («связь аффекта с интеллектом»), что находит свое проявление в «интеллектуализации» эмоций как в ходе общественно-исторического развития человека, так и в онтогенезе. Анализируя различные теории эмоций (Джемса-Ланге, Дарвина и др.), Выготский утверждал, что ни одна из них не отвечает основным требованиям, необходимым для создания строгой научной концепции. Антиисторичность «органической теории» Джемса-Ланге в сочетании с общим механистическим мировоззрением авторов были для Выготского так же неприемлемы, как и антиорганичность «эволюционной теории» Дарвина, полностью игнорировавшего физиологические основы эмоций. Выготский подчеркивал, что основу новой психологии эмоций должны составлять, с одной стороны, принципы историзма, системности, социальной природы психики, а с другой – принципы особой биологической (органической, мозговой) реализации эмоциональных явлений, отличные от принципов реализации познавательных процессов.

Выготский разделял представления о существовании низших («натуральных») и высших (приобретенных) эмоций, считая, что первые связаны с относительно элементарными, а вторые – с более сложными, социально-обусловленными потребностями.

А.Н. Леонтьев.

А.Р. Лурия. Два эта в научной деятельности Лурия относительно эмоций:

До знакомства с Выготским. 1920-е гг. Регистрация следов аффекта Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы. 1960-е. Лурия специально этим не занимался, но материалы довольно обширные. Главное:

ü  Нарушения эмоционально-личностной сферы возникают преимущественно при поражении лобных долей;

ü  Различный вклад левого и правого полушарий. Левое отвечает за положительный эмоциональный фон, правое – за отрицательный.

32.       Учение  об эмоциях Б.Спинозы.

Спиноза –нидерландский философ, создавший учение о субстанции, понимаемой как единственное, вечное и бесконечное начало, как «порождающая природа», исчерпывающая всё сущее и являющаяся причиной самой себя. Сторонник детерминизма.

Аффекты ненависти, гнева, зависти и т.д. вытекают из могущества природы как, и все остальные вещи они имеют свойства и причины возникновения. Спиноза рассматривал все пороки и глупости «геометрическим путём»,  пытаясь ввести строгие доказательства (теоремы Спинозы).

Эмоции Спиноза называл аффектами – состояние тела, которое увеличивает или уменьшает способность тела к действию, благоприятствует ей или ограничивает её, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Воля – стремление одной души прибывать в своём существовании в продолжении неопределенного времени и сознание этого стремления. Влечение – когда это стремление относится и к душе и к телу. Желание – влечение с осознанием его.

Разделение на три типа аффектов: удовольствие, неудовольствие и желание. Удовольствие (радость) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству. Неудовольствие (печаль) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству. Приятность (весёлость) – аффект удовольствия, относящийся и к душе и к телу. Боль или меланхолия – такой же аффект неудовольствия. Желание – влечение с осознанием его.

Все остальные аффекты определяются через эти три базовых аффекта. Далее рассматриваются примеры.

Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Ненависть – неудовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Тот, кто любит стремится обладать любимым предметом, а тот, кто ненавидит – стремится уничтожить предмет ненависти.

Если душа подвергалась сразу двум аффектам, то в последствие, подвергаясь одному из них, душа будет подвергаться и другому.

Причиной трех базовых аффект может быть любой объект. Спиноза уделял внимание явлению генерализации: вещь, имеющая сходство  с объектом, вызывающим удовольствие или неудовольствие, мы будем любить или ненавидеть соответственно. Спиноза говорил об амбивалентности аффектов: когда мы чувствуем к какой-либо вещи неудовольствие, а эта вещь сходна с той, к которой мы чувствуем удовольствие, то мы будем и любить и ненавидеть её. Человека, который причиняет удовольствие предмету, нам подобному, мы будем любить. Если причинять неудовольствие – будем ненавидеть.

Сила аффекта не зависит от временной характеристики причины.

Если предмет любви получил удовольствие/неудовольствие, то человек будет испытывать удовольствие/неудовольствие.

Того, кто причиняет любимому предмету удовольствие, будем любить, а того, кто причиняет неудовольствие, мы будем ненавидеть.

Сострадание – неудовольствие, возникшее вследствие вреда, полученного другим.

 Человек, который причиняет  удовольствие предмету, которые  мы не любим, мы его ненавидеть.

Зависть – ненависть, при которой чужое несчастье причиняет удовольствие.

Самомнение – удовольствие, возникшее вследствие того, что человек ставит себя выше, чем следует.

Превознесение – удовольствие  вследствие того, что человек ставит кого-то выше, чем следует.

 Презрение – когда человек  ставит другого ниже, чем следует.

Свойство подражания аффектов: если предмет, к которому мы не питали никакого аффекта, подвергается этому аффекту, мы подвергаемся такому же аффекту. Сострадание – когда подражание аффектов относится к неудовольствию.

Предмет, который нам жалко, мы не можем ненавидеть и будем стремиться освободить его от несчастья. Благоволение – желание, возникшее из сострадания.

 Честолюбие – стремление  делать или не делать только  ради того, чтобы понравиться  другим и стремление, чтобы другие  жили «по-нашему».

Любезность -  стремление делать или не делать только ради того, чтобы понравиться другим с ущербом для себя.

Стремление к взаимности, если мы чего-то любим.

Ревность – ненависть к любимому предмету, соединённая с завистью, это сплав любви и ненависти. Зависит от силы любви.

Тоска – неудовольствие, относящееся к неудовольствию того, что мы любим.

Добро – всякий род удовольствия, который ведёт к утолению тоски. Зло – род неудовольствие, который препятствует утолению тоски.

Принцип взаимной ненависти: если нас кто-то ненавидит, то и мы ненавидим его.

Взаимная любовь (благодарность) – стремление сделать добро тому, кто нас любит.

 Любовь или ненависть к  той вещи, которую мы воображаем  свободной, сильнее, чем к той  вещи, которая нам необходима. Следовательно, люди питают друг к другу  больше аффектов, чем к вещам.

Приниженность –неудовольствие, сопровождаемое идеей о нашем бессилии. Обратное – самолюбие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Учение об эмоциях В.Вундта.

«Всю систему чувств, - писал он, - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга»

 

 

 Рис. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"