Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

Практическое значение гипотезы

Помогает приблизиться  решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определённому типу взаимодействий; помогает по-новому подойти к проблемы связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Мотивационная сфера личности, ее формирование.

К мотивации относится всё то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщённые и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями, словом, достижения которых он посвящает свою жизнь.

Специфика человеческой мотивации:

• Предметы потребностей человека являются продуктами общественного производства

• Мотивация отвечает нуждам обществам

• Разнообразна, исторична, изменчива

• В онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитание.

• Опосредствована интеллектом, речью, сознанием

• Осуществляется с помощью волевых процессов

• Устойчиво, надситуативно, автономно от состояний организма.

• Полимотивированность деятельности человека.

• Иерархическая соподчиненность мотивов.

• Взаимозаменяемость.

Мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитания. Новые социально обусловленное содержание мотивации на начальных этапах онтогенеза становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.

В связи с недостатком биологических механизмов, возникают специфически человеческие механизмы мотивации.

Механизмы биологической и социальной мотивации не обнаруживают того принципиального разрыва, который не позволял бы искать перехода от изначальных природных образований и процессов к более сложным, формирующихся по мере накопления социогенных преобразований в человеческой психике.

Потенциальная мотивация – круг явлений, который актуально деятельности не побуждают, но могут ее побуждать («готовь сани летом, а телегу зимой»). Можно выделить категорию потенциальных мотивов, для достижения которых человек не имеет возможности в силу следующих причин:

• С точки зрения общественных законов то, что хочет человек, может быть недопустимым.

• Сам человек может отказаться от намерения в силу неуверенности в успехе и в своих способностях.

• Человек автоматически посвящает себя одному делу, исключая возможность занятия чем-либо другим.

Мотивация человека не исчерпывается пристрастным отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни. Существуют примеры сопереживания человека деятельности других людей (пример: болельщики в спорте).

История личности – история отсеченных альтернатив L.

Потребности человека четко не дифференцированы, переплетаются своими механизмами и проявлениями в поведении. Следовательно, в мотивационной сфере выделяют более дробные «единицы» - мотивационные системы.

Мотивационную системы составляет «ядро» - некоторые ведущие мотивационные отношения, из которых при определенных условиях может развиться ряд производных ситуативных эмоций. Пример: отношения матери и ребенка; «ядро» - любовь к ребенку; ситуативные эмоции – готовность сопереживать его огорчениям, мать испытывает тревожность, когда ребенок болен и т.д.

Благодаря мотивационным системам мотивация является в психический образ не в виде отдельных генеральных линий поведения, а как нечто развивающееся в зависимости от условий, которые действуют в данный момент, в частичные побуждения сиюминутного характера.

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека – познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на человека лишь на начальных этапах его развития; позже она осмысляется на основе опыта и интеллекта, и его влияние перестает быть тотальным.

Значительная часть волевой активности направлена на то, чтобы санкционированные мотивы преобладали над конкурирующими мотивационными образованиями (пороками, искушениями и прочее).

Мотивационная сфера человека находится в постоянном движении, развитии:

• Происходит доопредмечивание потребностей, которые под влиянием опыта, воспитания, образуют изменчивую и взаимодействующую мотивационную систему.

• В развитии мотивации субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений, сиюминутных и общих, в мотивационном поле будущего.

• Эти решения формируют мотивационные системы, которые в мотивационном поле настоящего создают особый слой мотивации долженствования, которые противопоставляются непосредственным побуждениям.

Направленность поведения человека определяется балансом сил между этими системами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Виды мотивационных образований человека.

I. А.В. Петровский подразделяет  все мотивационный образования (мотивы) на две группы: осознанные и  неосознанные побуждения к деятельности. Эти побуждения к деятельности  в совокупности составляют мотивацию  поведения личности. Ведущая роль  в мотивации поведения принадлежит  осознанным побуждениям.

1. Осознанные побуждения к деятельности:

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

2. Неосознанные побуждения к  деятельности:

Установка– это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).

II. Е.П. Ильин указывает, что в  зависимости от того, на какой  стадии остановился мотивационный  процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:

1. мотивационные состояния;

2. мотивационную установку;

3. мечту как разновидность мотивационной установки;

4. влечения, желания, хотения;

5. склонности;

6. привычки;

7. интересы;

8. направленность личности;

9. мотивационные свойства личности;

10. мотивационную сферу личности.

 

20. Ситуативное развитие мотивации.

Ситуативное развитие мотивации подразумевает актуализацию мотивационных процессов в конкретной ситуации. Еще психоанализ признавал и убедительно показал существование и значение ситуативной мотивационной динамики, вскрыв ряд ключевых феноменов этого процесса, таких как конфликт, защита, вытеснение. в различных концепциях отмечалось, что потребность связывается с определенными свойствами окружения. А затем окружение определяет моторику. Главное и общее назначение ситуативной мотивационной динамики состоит в согласовании и когнитивной разработке возникающих побуждений – определении на основе познавательных процессов их возможности и целесообразности, в результате которого они могут быть как отклонены, задержаны, так и приняты в качестве основы для конкретных действий. К.Левин. рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Курт Левин. Первое понятие – мотивационное поле, в нем есть субъекты и объекты. Базовые потребности, конечно, есть, но Левин от них отвлекается. Как только человек оказывается в ситуации (какой-то), то у него возникает квазипотребность (это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). В мотивационном поле кроме субъекта есть предметы – объекты – и они обладают валентностью (требовательный характер объекта - в сказке об Алисе. Пирожок кричит: «Съешь меня!» Пузырек кричит: «Выпей меня!») . Валентность [может быть] положительной или отрицательной, но какая-то валентность быть должна. Эффект Зейгарник демонстрирует нам силу квазипотребности.

Эксперименты. Фаянс. Дети и игрушка, которую показывали из далека. Чем меньше дети и чем меньше расстояние, тем аффективнее реакции. Т.е. возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния. Девочка и камень. Хочет сесть, но не может, т.к. он привлекает ее, но для того чтобы сесть нужно отвернуться. Испытуемый и вещи. Оставляют одного. Все производили манипуляции. Ситуативно обусловленное поведение (предметы таят в себе возможность произвести действие). Валентность предметов, взаимодействуя с квазипотребностями, формируют человеческое поведение. Воля – встать над силами поля (эксперименты с обедом и танцами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.

Мы выделяем четыре существенных фактора, влияющих на рост мотивации. Первый — это лидерство. Результаты исследований показали, что лидерство оказывает самое непосредственное влияние на рост и силу мотивации. Если лидер нерешителен или часто меняет свои решения, то это может привести к немедленной смене лидера. Поэтому в момент возникновения проблем в фирме, как в спортивной команде, меняют начальника, а не игроков. Другой фактор — структура потребностей отдельного человека. Что нужно человеку, чтобы мотивировать? Нужны инструкции и советы, хорошая обстановка на работе, контакт с другими и т. д. А контакт с другими — это общая атмосфера, которая царит на работе. Как обстоят дела в вашей фирме? Когда атмосфера на работе благоприятствует, то и работники хорошо себя чувствуют, поддерживают друг друга, довольны, а это — хорошая мотивация. Четвертый фактор — система вознаграждений. Что значит награда? Вспомните важнейшую для менеджеров фразу, которую произнес Майк Де Вольф: „То, что будет оплачено, будет исполнено". Если вы недовольны результатами, смените систему вознаграждений. Мы еще вернемся к этому вопросу.

Мы подошли к последнему фактору, увеличивающему производительность, — убежденности в своих силах это сделать. Убежденность зависит от способности, врожденной склонности человека, прошлого опыта и от тренинга. Конечно, повлиять на чьи-то способности, изменить опыт прожитых лет невозможно, но тренинг может повысить мою убежденность в том, что я могу это сделать. Тренинг влияет на повышение мотивации, дает ощущение больших возможностей, поощряет рост трудовых показателей, мобилизует силы для достижения лучших результатов. И работники, которые никогда до этого не были на подобных курсах, после тренинга достигают фантастических результатов. Поэтому я настаиваю на необходимости тренинга. Ваша задача — профессионально руководить сотрудниками и таким образом мотивировать их, вести их подготовку и делать все, чтобы создать такие условия, в которых они будут отлично работать и гордиться этим. Вы достигнете такой отдачи от группы, какая вам нужна. Помните, что если нет ожидаемых результатов, то причину нужно искать в отсутствии способностей или мотивации.

Фрустрация (от лат. fгustгatio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Ригидность (от лат. гigidus – жесткий, твердый) — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.

Когнитивная ригидность — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира.

Аффективная ригидность — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей.

Мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации.

 Этимология: frustration – расстройство (изначально подразумевалось расстройство планов), уничтожение (замыслов); указывает на какую-либо травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

Фрустратор – внешняя причина. Фрустрация – провоцируемое фрустратором состояние.

Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам в деятельности, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды.

Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности (по Розенцвейгу).

Фрустрация – результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается или затормаживается (по Брауну и Фарберу).

Фрустрация как психическое состояние – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемая объективно или субъективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"