Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

ü Положительное целевое несоответствие – уровень цели > уровня прошлого;

ü Отрицательное целевое несоответствие – уровень цели < уровня прошлого.

Величина достижения. Индивид установил свой уровень притязаний (попасть в 8) и затем произвел действие. Результат – величина достижения. Уровень притязаний – величина достижения = несоответствие достижения.

• Положительное несоответствие достижения – величина достижения > уровня притязаний;

• Отрицательное  несоответствие достижения – величина достижения < уровня притязаний.

Чувство успеха/неудачи. Это субъективное (психологическое) чувство успеха и неудачи, а не разницы между уровнями притязаний и достижения. Мы называем разницу между точками 2 и 3 «несоответствием достижений», а успехом или неудачей – реакцию на это несоответствие (продолжить дальше или успокоится).

Определение уровня притязаний, идеальной цели, уровня ожидания. Для точек 1 и 3 – легко вычислить. А для всего остального, т.е. уровня притязаний, идеальной цели и уровня ожидания нет односложного способа. Единственно: прямое высказывание субъекта. Но здесь есть подводные камни: в некоторых случаях (при переживании неудачи) индивид может неосознанно фальсифицировать свои показания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Мотивация достижений.

Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека.

Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей. Мюррей дал следующее определение:

• «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей»

Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. Макклелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

• предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности)

• мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения

• взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности

• предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий

• стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения:

• сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха

• мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности

• мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»

• для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании».

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

 

27. Исследования мотивации помощи.

Мотивация помощи– побуждение к действиям, направленным на улучшение благосостояния других людей (например проявление любезности, помощь действиями, деньгами и тому подобное).

Мотивы предоставления помощи другим людям неоднозначны. Они могут быть альтруистичными (помощь без ожидания вознаграждения) и меркантильными, с расчетом сделать зависимым другого человека. Мотивация помощи имеет несколько особенностей. Люди более охотно оказывают помощь, если они знакомые с ситуацией, в которую попало другое лицо. Принимая решение о предоставлении помощи, люди сравнивают собственные расходы и пользу, связанные с ее предоставлением. Желание предоставления помощи находится в обратной зависимости от расходов на эти действия. При этом принимается к сведению соотношения расходов и пользы для человека, которая обратилась за помощью. При наличии значительного количества окружающих желание оказать помощь сдерживается через деление (и уменьшение) ответственности, и, чтобы не угодить в неудобную ситуацию, не привлекать к себе внимания. Мотивация помощи ориентирована на соблюдение правил и норм поведения. Нормы социальной ответственности требуют предоставления помощи больным, старым, бедным, социально незащищенным людям при отсутствии социальных институтов, которые берут на себя беспокойство о таких людях. Но чем больше другой человек оказывается виновным в собственном положении, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за предоставление ей помощи.

Нормы взаимности базируется на социальном обмене, материальными благами, действиями, подарками (как ты мне, так и я тебе), и воспринимается, как справедливость „компенсационное правосудие”. Когда помощь оказывается в расчете на взаимность (будущую компенсацию), она теряет свой альтруистичный характер. Благодарность особенно сильная в том случае, если человек помогает не в результате нормативных требований, а по собственному желанию.

Ощущение обязательства отблагодарить за помощь зависит от оценки намерений того, кто помог и от характера помощи. Мотивация человека, который склонен помочь, воспринимается с недоверием, если помощь кажется неадекватной, если возникает подозрение, что субъект помощи преследует корыстные цели. Благодарность за оказанную помощь зависит от таких факторов: скорость предоставления помощи; адекватность помощи; бескорыстие; расходы на предоставление помощи.

Мотивация помощи другому лицу усиливается, если: цели двух субъектов связаны между собой; существует основа для межличностного сближения; оба субъекта принадлежит к одной социальной группе; видно, что человек близок к своей цели.

 

 

 

28. Исследования мотивации власти.

Власть представляет собой многомерное явление. Феномены власти очень сложны, они основываются на ситуации социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей разных люде или средств их достижения.

Мотивационная основа: действия власти всегда есть целенаправленное использование мотивов другого человека, удовлетворяемых или неудовлетворяемых, независимо от их содержания.

Источники власти:

• Вознаграждение

• Принуждение

• Нормативная (Б интериоризовал нормы по которым А имеет право контролировать его)

• Эталона (основана на желании Б быть похожим на А)

• Знатока (её сила зависит от величины приписываемых А со стороны Б особых знаний, интуиции, навыков.

•  Информационная (А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете)

Власть и поведение.

Деятельность власти определяется не одним соответствующим мотивом (мотив власти), а различными мотивами партнёра, конфигурацию привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать.

Индивидуальные различия действий власти.

1. Овладение источниками власти.

2. Между людьми существуют различия в силе стремления к умножению и увеличению своих источников власти. Само по себе приобретение нового источника власти приносит удовольствие.

3. Способности.

4. Различия по степени развития способности к быстрому и безошибочному определению мотивации другого человека и соотнесения её со своими источниками власти для выбора более эффективного влияния.

5. Действия власти.

6. Различия в склонности к осуществлению действия власти для оказания влияния на поведения другого человека. Различия в предпочтении тех или иных средств воздействия.

Моральность цели.

Различия в целях ради которых человек стремиться применить власть:

• Для своей выгоды;

• Для выгоды и пользы коллектива;

• Какие-то высшие моральные цели.

Страх перед последствием действия власти.

Виды страха власти перед:

• Разрастанием источников власти;

• Потерей источников власти;

• Использованием власти;

•  Ответным применением власти;

• Безуспешностью своего воздействия на других.

Предпочтения определённых сфер использования власти.

В различных областях своей жизни люди совершают неодинаковое количество действия власти. Примеры:

• Личная жизнь (супруг, дети)

• Профессиональная сфера (коллеги, подчинённые)

• Сфера общественной деятельности (политические группировки и т.п.)

• Учебная сфера (экзаменатор , студент)

Стадии становления мотивации власти (по Мак-Клелланду).

1. Ассимиляция. «Нечто придаёт мне силы». Отношение матери и ребёнка. Отношения с людьми, которые могут увеличить у индивида ощущения собственной силы (детство)

2. Автономность. «Я сам придаю себе силы». Обретение независимости, рост произвольного контроля над своим повелением (среднее детство).

3. Самоутверждение. «Я произвожу впечатление на других». Отсутствие авторитетов, постоянная смена друзей, чьё участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми (подростки).

4. Продуктивность. «Мне хочется выполнять свой долг». Зрелая личность посвящающая свою жизнь служению какому-либо делу или определённой социальной группе (зрелость).

Условия применения власти (с точки зрения субъекта).

1. Определение источников власти.

2. Принятие решения об использовании определённого источника власти.

3. Оценка мотивационной сферы объекта.

4. Определение силы мотивов власти с точки зрения объекта.

5. Определение наиболее действенной стратегии использования источников власти.

6. Соотнесение затрат и результатов.

Формы власти.

1. Инструментальная (нужна для иных по содержанию целей и потребностей). Возможность ролевого использования (пример: ожидание проявления власти от руководителей).

2. Неинструментальная. (Стремление к проявлению власти ради власти)

Мотивы этого вида власти:

• Желание сделать власть ощутимой для другого человека (приобретение источников власти)

• Желание оказать влияние на поведение другого человека (осуществление действий власти ради них самих).

Определения мотива власти:

1. Универсальное стремление обладать средствами удовлетворения различных потребностей;

2. Потребность в доминировании (Мюррей);

3. Потребность чувствовать себя сильным и проявлять своё могущество в действии (Мак-Клелланд);

4. Способность производить желаемые эффекты в поведении или переживаниях другого человека (Уинтер);

5. Потребность во влиянии (Юлиман).

 

 

 

 

 

29. Мотивация аффиляции.

Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений.

Высокая и низкая аффилиация – это две крайности, которые редко встречаются в чистом виде.

Содержание мотивации аффилиации заключается в поддерживании отношений такой степени близости, которая устраивает человека и не вызывает дискомфорта. Цели при этом могут существенно различаться – от попыток впечатлить другого человека до желания оказать властное воздействие.

Аффилиация предполагает партнерство, и несимметричное распределение ролей разрушает ее, приводя в тяжелых случаях к социальным фобиям. Если человек поймет, что его пытались унизить или использовать для удовлетворения чьих-либо потребностей, то это может нанести ущерб его потребности в аффилиации. Поэтому необходимо повышать ценность общения в глазах партнера, устанавливать доверительную связь и добиваться того, чтобы симпатия и дружеская поддержка были взаимны. Достижению и сохранению отношений такого рода способствует множество вербальных и невербальных средств – это количество и позитивное содержание высказываний, дружелюбное выражение лица, длительность зрительного контакта, поза, жестикуляция и другие способы поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"