Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

 

9. Унаследованная биологическая мотивация: инстинктивное удовлетворение потребностей.

Унаследованная биологическая мотивация – это инстинктивная мотивация.

Инстинкт в жизни животных:

Поведение состоит из звеньев, каждое из которых регулируется автономно и мотивируется независимо: пошаговое мотивирование.

Пример: пчела строит соты, заполняет медом. Фабр-садист ломает.

Структура звена.

Каждое звено привязано к определенному стимулу – ключевому раздражителю. Ключевые раздражители могут быть очень разнообразны: цвет, звук, запах.

Направление, способ реакции подсказывается природой. Реакция меняется в определенных пределах – приспособление, регулируемое психикой. Реакция на ключевой раздражитель служит для достижения цели данного звена.

Инстинкт тоже эволюционирует в филогенезе. Его структура не остается простой схемой S→R. Она усложняется, и появляются цепеобразные

(S → R=S → R=S →R=S →… →R) и разветвляющие  инстнкты

 Они становятся ещё более разнообразны.

Джемс, МакДоуголл. Инстинкты и эмоции тесно связаны между собой: каждый объект, запускающий инстинкт формирует эмоцию. Человек является самым эмоциональным существом. Все основные эмоции даны нам с рождения инстинктивно.

S → эмоция → R

В эволюции звенья S и R теряются, ослабляются; эмоция же остаётся самым сильным прочным звеном в этой цепи.

Ребёнок реагирует отрицательными эмоциями на резкий звук, потерю опоры.

Выводы:

ü  Первая форма биологической мотивации – инстинкты

ü  Для инстинктивной мотивации характерно звеньевое строение, её структура усложнялась в процессе эволюции.

ü  У человека инстинктивная мотивация сохранилась в виде эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Опредмечивание биологических потребностей. Импринтинг и обусловливание.

I. Опредмечивание биологических потребностей.

Любая потребность, характеризующая тот или иной мотив, должна иметь предмет. Да, собственно, само определение мотива наталкивает на такое понимание, ведь мотив – это опредмеченная потребность.

Биологические потребности также имеют свои предметы. Однако для того, чтобы потребность «встретилась» со своим предметом, необходим такой процесс, как опредмечивание.

Возможности опредмечивания:

1.       Потребность  может быть опредмечена от рождения (например, воробей сразу после рождения «знает» как надо действовать и начинает проявлять активность).

2.       Возможно опредмечивание посредством импринтинга (запечатление при рождении предмета потребности, который на протяжении всей последующей жизни остаётся неизменным: вспомним утят Лоренца).

3.       Ещё одной  возможностью опредмечивания является обусловливание (процесс образования условного рефлекса).

II. Инстинкта и обусловливания.

Импринтинг – специфическая форма научения животных (Вилюнас: и человека), при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты. Понятие импринтинга введено в этологию, зоопсихологию и общую психологию Конрадом Лоренцем в конце 1930-х. 

Характеристики (по Лоренцу):

I.      наличие сенситивного  периода, в ходе которого и  происходит запечатление (разная  продолжительность у разных биологических  видов);

  II.      запечатление (опредмечивание) происходит единовременно;

III.      процесс импритинга необратимый.

Механизм импринтинга.

Механизм импринтинга можно охарактеризовать как «уточнение инстинкта». Механизм импритинга возникает как характеристика инстинкта в ходе эволюции.

Нельзя утверждать, что импритинг – это характеристика исключительно мотивации животных. У человека также признаётся импритинг. Однако учёные продолжают спорить и том, какое место занимает это явление в мотивационной сфере человека. Существует точка зрения, что формирование сексуальных перверсии строится на основе импринтинга (каким был первый сексуальный опыт – так и вся сексуальная жизнь пройдет) .

Обусловливание.

 Обусловливание – это выработка условного рефлекса.

Условный рефлекс – это временнáя связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у представителей одного вида, условные же рефлесы индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «условный рефлекс» введен И.П. Павловым (тоже самое В.М. Бехтерев и другие рефлексологи называли «сочетательным рефлексом»).

Рассмотрим процесс выработки условной связи:

1) даём неестественный условный  раздражитель;

2) даём безусловное воздействие (позитивное подкрепление – пищу, например; или негативное подкрепление  – например, удар током).

В результате безразличный условный раздражитель становится значимым, как и безусловное воздействие.

У человека также можно наблюдать явление обуславливания. Вспомним «бедного Альбертика», у которого выработали условную реакцию страха на мягкого пушистого кролика.

При обусловливании возможно явление генерализации – возникновение реакции как на условный раздражитель при раздражители, лишь похожем на данный условный. Сила генерализации зависит от схожести данного условного раздражителя с новым похожим раздражителем.

Вывод:

1)       импринтинг достраивает  инстинкт;

2)       обусловливание совершенствует инстинкт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Психологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.

Инстинкт у человека.

Обнаружение инстинктов у человека:

ü  при установлении взаимоотношений между людьми обнаруживается «обмен эмоциями» (вспомним эмоциональный обмен между матерью и младенцем);

ü  развитие просоциального поведения;

ü  проявление эмпатической способности.

Доказательство наличия инстинктивного поведения можно найти в сфере клинической психологии: некоторые психические болезни приводят к нарушениям именно в сфере унаследованного психического материала.

Инстинктивную основу имеют человеческие страхи (фобии). Существует мнение, что фиксация страха происходит при помощи импритинга – явления, характеризующего инстинкт. Подобная концепция активно развивалась, например, в рамках психоанализа. Вилюнас, основываясь на экспериментах и исследованиях Валентайна, приходит к выводу, что существуют врождённые тенденции к возникновению страха в отношении отдельных предметов. Также Вилюнас утверждает, что инстинкт у человека предполагает онтогенетическое развитие (пример – импринтинг), однако механизмы этого развития намного сложнее и многозначней, чем у животных.

Обусловливание в свете психологии.

Познавательный компонент также присутствует в явлении обусловливания. Он проявляется в отражении ситуации, заставляющей выработать новую условную связь, от того, как в прошлом опыте разрешались подобные ситуации (это следствие особенностей стадии перцептивной психики: психическое отражение не только отдельных предметов, но и ситуации, в которую они включены; наличие свободы действия при определённом схеме (можно сказать образе или  плане) данной ситуации).

Сознание человека активно внедряется в механизмы обусловливания. Наличие причинно-следственных связей может существенно повлиять на процесс выработки условной реакции.

Примеры:

1).     Взрослый человек  понимает, что громкий удар гонга  никак не связан с той крысой, которую он видел до этого (в  то время как «бедный Альбертик» этого не понимал и связывал всё воедино);

2).     Если человеку дают  условный раздражитель, а потом  негативное подкрепление, то условная  связь скорее всего будет выражаться не в отношении условного раздражителя, а, скажем, в отношении психологических экспериментов.

Явление генерализации носит у человека семантический характер, поэтому можно сделать вывод, что обусловливание у человека детерминировано не только предметностью окружающей среды (объективный компонент), но и усвоением культурно-исторического опыта (субъективный компонент).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Специфика мотивации человека. Психологические основы воспитания.

I. Специфика человеческой мотивации.

Специфика человеческой мотивации:

1.       социальное происхождение;

2.       предметы потребностей  – продукты общественного производства;

3.       отвечает нуждам  общества;

4.       является основным  содержанием воспитания человека;

5.       направленность  на отдалённые жизненные цели;

6.       иерархическая  соподчинённость мотивов (иерархичность);

7.       полимотивированность;

8.       взаимозаменяемость  мотивов;

9.       опосредованность  речью, сознанием и интеллектом;

10.    имеет волевые характеристики;

11.    устойчивость;

12.    надситуативность (следствие устойчивости);

13.    функциональная автономность  от состояний организма;

14.    разнообразие;

15.    изменчивость;

16.    историчность.

В содержательном плане о человеческой мотивации можно сказать, что она формируется прижизненно в зависимости (1) от социальных условий и (2) воспитательных воздействий, направляющих мотивацию на общественно значимое содержание.

Механизмы человеческой мотивации формируются по принципу высших психически функций: из биологических механизмов появляются социальные. Поэтому мы можем видеть следы этой биологической мотивации:

I.      актуализация потребностей  в виде установок;

II.      общие эмоциональные  механизмы генетического и ситуативного  развития мотивации.

Уже сформированные аспекты человеческой мотивации:

1).     опосредованность интеллектом и волей;

2).     направленность на отдалённые жизненные цели.

Социально обусловленное содержание мотивационной сферы человека  (по крайней мере на начальных этапах онтогенеза), становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.

II. Психологические основы воспитания.

Воспитательное воздействие состоит из двух частей: предписывающей (I) части и аргументирующей (II) части.

НЕЛЬЗЯ                          ,                        ПОТОМУ ЧТО

Связь между первой и второй частями имеет причинно-следственный характер (не будешь мыть руки – заболеешь, например). Такое строение имеет внутренний план воспитательного воздействия, экстериоризованная форма часто может выражаться лишь в предписывающей части или невербальными методами (укоряющий взгляд взрослого человека).

Первая – предписывающая – часть также подразделяется на две части: субъективную (ссылка на предмет) и предикативную (ссылка на отношение к предмету).

Пример: религия является предметом и для верующего и для атеиста, но у них разное отношение к этому предмету.

Смысл второй – аргументирующей – части заключается в том, что воспитатель дает вербальное понимание последствий воспитательного акта как в позитивном, так и в негативном ключе. Аргументирующая часть затрагивает значимые мотивы объекта воспитания. Примеры: плохо будешь готовиться – не поступишь в нужный вуз; будешь полоскать горло – скоро выздоровеешь. Таким образом, имеет место мотивационное опосредствование – переключение на новый предмет старого мотивационного значения, имеющего эмоциональную характеристику у объекта воспитания.

Стоит отметить, что причинно-следственная связь, на которой строится воспитательный акт, может быть и не совсем объективной, особенно когда содержание аргументирующей части касается будущего (только возможных последствий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.

Проблема базовых потребностей человека.

Базовые потребности – те потребности, которые являются решающими для развития человека. К базовым относятся не только врожденные потребности. Многие из них появляются и после рождения.

Существуют разные точки зрения на базовые потребности.

1. Базовых потребностей нет. Человек  не отличается своими потребностями  от животных. Этой точки зрения  придерживаются бихевиористы.

2. Существует только одна базовая  потребность – познавательная. Это  потребность в новых впечатлениях. Она вторична и не насыщаема. В филогенезе она проявляется  поздно, а в онтогенезе прогрессирует, как правило, при увеличении приобретаемого  опыта.

3. Базовой является потребность  в общении. М.И.Лисина считает, что общение – это главная потребность, поскольку общение необходимо для того, чтобы человек полноценно развивался. При отсутствии общения возникает госпитализм – задержка познавательного и эмоционального развития ребенка. О мотивационной значимости потребности в общении свидетельствуют особенности поведения акцентуированных личностей. Например, шизоидный тип, имеющий слабо выраженную потребность в общении, проявляет отсутствие тяги к контактам, он одержим, замкнут, не способен к эмоциональному резонансу. Конформный тип, напротив, отличается стадным чувством, подражательным механизом развития мотивации. Истероидный тип имеет особый мотив общения – желание любой ценой привлечь к себе внимание, потрясти.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"