Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

У животных: цель – удовлетворение биологических потребностей. Майер.

Проявляются при фрустрации (дезорганизуют поведение)

Типы фрустраторов (по Розенцвейгу):

1. Лишение (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели.

2. Потеря (deprivation) – смерть близкого человека.

3. Конфликт.

Факторы могут быть внешние и внутренние.

Типы реакций на фрустрацию:

I. Толерантность: фрустратор не вызывает фрустрацию:

a)       спокойное, рассудительное  состояние, без особых сетований  на себя;

b)       напряжение, сдерживание  нежелательных импульсивных реакций;

c)        бровирование с подчеркнутым равнодушием, в котором могут маскироваться озлобленность или же униные.

II.      Агрессия как  состояние, включающая в себя  прямое нападение, угрозу, желание  напасть, враждебность. Агрессия характеризуется  острым, часто аффективным переживанием  гнева, желанием сорвать зло на  ком-либо или чём-либо. Агрессия  – одно из проявлений фрустрации. Однако фрустрация не сводится  к агрессии.

III.      Фиксация

a.       Активное состояние, когда деятельность продолжается  по инерции, хотя она может  быть бесполезна или даже опасна. В терминах А.Н. Леонтьева это  означает, что деятельность потеряла  личностный смысл для субъекта.

b.       Прикованность к фрустратору; стереотипность мышления, восприятия, постоянное анализирование фрустратора («эмоционально жвачка», «самокопание»).

c.        Капризное  поведение.

IV.      Уход в отвлекающую деятельость, позволяющую «забыться».

V.      Депрессия –  тяжёлое психическое заболевание, характеризующееся чувством печали, сознанием неуверенности, крайней  беспомощностью, бессилием, отчаянием, отсутствием веры в будущее. Особые  проявления: состояние скованности (депрессивный ступор), апатия, оцепенение.

VI.      Регрессия –  возвращение к более примитивным, иногда инфантильным формам поведения, понижение уровня деятельности  под действием фрустратора может проявляться не только внешне, но и в переживаниях: желание, чтобы кто-нибудь пожалел.

VII.      Репрессия (подавление) – удаление чего-либо, что может  вызвать тревожность и другие  психотравмирующие факторы из  сознания. Удаление препятствует  разрешению проблемы.

VIII.      Отрицание –  попытка не принимать в качестве  реальности события, которые беспокоят.

IX.      Рационализация  – нахождение приемлемых причин  или оснований для неприемлемых  мыслей или действий.

X.      Изоляция – отделение  вызывающей тревожность части  ситуации от остальной сферы  психики. В результате человек  обсуждает свои проблемы так, как будто они чужие. Этот сухой  подход может быть преобладающим.

Фрустрация различается по

• психическому содержанию

• направленности

• длительности.

Фрустрация может быть:

• типичной для характера человека

• нетипичной, но может возникнуть

• эпизодической, преходящей.янии фрустрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Влияние мотивации на качество деятельности. Законы Иеркса-Додсона.

Мотивы и деятельность.

3 основных направления исследования того, что может влиять на эффективность деятельности.

1. Влияние устойчивых личностных особенностей на эффективность деятельности (например, низкая тревожность и т.д.).

2. Влияние смыслообразующих аспектов мотивации на эффективность деятельности. Одной из функций мотивов является смыслообразование, т.е. придание деятельности субъективной значимости (по Леонтьеву). Деятельность обладающая высоким личностным смыслом выполняется эффективнее, чем деятельность безразличная. Эксперимент: Истомина В.В. изучала произвольную память у детей дошкольного возраста. Известно, что в этот период ведущей деятельностью является игровая. Провели 2 серии эксперимента. Первая серия: детям просто зачитывали слова и дали задание их запомнить. Требования взрослых не имели для детей личностного смысла, поэтому они часто отвлекались, плохо запоминали слова, деятельность была неинтересна. Вторая серия: детям предложили играть в игру (которая являлась ведущей деятельностью у ребёнка и имеет высокий личностный смысл). Ребёнку дают задание: ты завхоз детского сада, ты должен купить… и перечисляют необходимые вещи. Ребёнку интересно играть роль ® память максимально мотивирована ® эффективность запоминания вырастает в 2,5 раза по сравнению с первой серией.

Итог. Влияние мотива на деятельность зависит от места, которое занимает мотив в структуре деятельности.

1. Влияние побудительных аспектов на результативность действия (закон Йоркса-Додсона). Закон был открыт в 1908 году, и включает две составляющие: 1) с увеличением мотивации эффективность деятельности изменяется в соответствие с кривой, то есть растёт до определённого уроня, но потом начинает падать; оптимум мотивации – количество мотивации, при которой достигается максимальная эффективность деятельности; 2) существуют индивидуальные различия в оптимуме мотивации; различия соотносятся с разной степенью сложности задачи (высокая цель – мотивация меньше, слабая цель – мотивация больше).

Зависимость оптимума мотивации от сложности задачи.

• Трудная задача – оптимум мотивации минимален.

• Средний по сложности – оптимум мотивации чуть выше.

• Лёгкая задача – оптимум мотивации максимален.

Итог

Если велика побудительная сила, решение трудных задач ухудшается. Ещё Линдслей показал, что когда активация становится чрезмерной, появляются признаки ослабления контроля и дезорганизации, происходит нарушение адаптации к задачам.

Йоркс-Додсон. Они были первыми, кто обнаружил оптимум мотивации у животных.

Фримен. Он измерял время реакции и уровень сопротивления кожи. Он определил оптимум активации.

Стеннетт. Испытуемый должен был поворачивать ручку так, чтобы исчез звук (точка исчезновения менялась). Вводилось три уровня мотивации: слабая, средняя и сильная. Было обнаружено, что лучшие результаты были показаны при среднем уровне мотивации.

Также факт того, что при наличии тревожных и эмоциональных реакциях наблюдается ухудшение исполнения задачи, был обнаружен Хеббом и Мальмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Типы конфликтов. Исследования когнитивного диссонанса.

Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.

Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт.

Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между профсоюзом и администрацией.

Типы конфликта по сочетанию положительного и отрицательного   Выбор между положительным, оба варианта из которых желательны, выбор между отрицательным, где оба варианта нежелательны, выбор между положительным и отрицательным.

Исследования когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни.

Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено Леоном Фестингером в 1956 году.

Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях.

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она представляет собой объяснение конфликтных ситуаций, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека» . Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека, как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого коллектива, то есть его внутреннее состояние и переживания.

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

• В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт».

• Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых он может усилиться.

Возникновение диссонанса

Диссонанс может появиться по различным причинам :

• из-за логического несоответствия;

• «по причине культурных обычаев»;

• в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;

• из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.

В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний .

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Динамика уровня притязаний.

Эксперимент: испытуемый учится попадать в мишень. Существует определенная последовательность (динамика), содержащая следующие моменты (временнáя последовательность):

1. Предшествующие действие. Человек выбил 6 очков (максимум – 10).

2. Установление уровня притязания. Он решает в следующий раз выбить 8 очков.

3. Исполнение действия. Выбивает 5 очков.

4. Реакция на достигнутое. В нашем случае – разочарование. Он решает продолжать и выбить 6. Следует отметить, что в некоторых случаях на данном этапе деятельность прекращается, но, как у нас, и может продолжится.

Для динамики уровня притязаний момент 2 (установление уровня притязаний) и момент 4 (реакция на достигнутое) особенно важны. Сразу возникает две проблемы:

• Чем определяется уровень притязаний;

• Каковы реакции на достижение или недостижение уровня притязаний.

Идеальная цель действия. Тот максимум, который может достичь индивид. В нашем случае – попасть в десятку.

Цель действия. Уровень притязаний предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру. В нашем примере индивид не просто стреляет, а пытается попасть в мишень и даже в определенную область мишени. Динамика прослеживается и здесь: при недостижении идеальной цели индивид ставит себе другую цель (попасть в 8) – менее идеальную.

Внутреннее несоответствие. На этапе установления уровня притязаний индивид совсем не отказывается от идеальной цели (десятки), когда намеривается попасть в 8 после неудачного бросания с результатом в 6 очков. Нет, прост идеальная цель отходит на второй план, до некоторого момента (когда реализуется цель действия – попадание в 8). Это и есть внутреннее несоответствие, несоответствие идеальной цели и цели действия.

Несоответствие цель-ожидание. Это, в сущности несоответствие между уровнем цели действия у уровнем ожидаемого результата. Это несоответствие частично зависит от уровня уверенности (субъективной вероятности) индивида в шансах достижения цели действия.

Целевое несоответствие. Целевое несоответствие – это разница между уровнем установления притязаний, уровнем цели (когда он решает, что ему нужно 8) и уровнем прошлого действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"