Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

1ВОПРСлово психология обр-сь из греческих слов психе (душа),логос (учение, наука), впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Таким образом,Iэтап-психология как наука о душе.Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 83.94 Кб (Скачать файл)

1ВОПРСлово психология обр-сь из греческих слов психе (душа),логос (учение, наука), впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Таким образом,Iэтап-психология как наука о душе.Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков.(II этап – психология как наука о сознании.Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке:Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).IV этап–психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной нем. психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. На совр. этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функц-я психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.


2 ВОПР1)Педагогика  вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы.2)Из философии зарождается история педагогики – она изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.3)Сама педагогика-наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания. 4)Структура педагогической науки включает в себя следующие отрасли:а) дефектология–наука о нарушениях. Она включает в себя:cурдопедагогика–изучение детей с нарушением слуха;тифлопедагогика – изучает детей с нарушением зрения; логопедия–изучает детей с нарушением речи;олигофрения–изучает умственно отсталых детей.б) производственная педагогика – изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;в) частные методики – изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;г) педагогика взрослая – изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;д) общая педагогика–исследует закономерности воспитания и обучения детей и включает в себя 4 больших раздела:общие основы; дидактика (процесс или теория обучения);теория воспитания; школоведение.е) сравнительная педагогика – изучает практику обучения за рубежом и отечественный опыт, делает сравнительный анализ;ж) социальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с различным социальным статусом и раскрывает влияние социума на ребенка;з) семейная педагогика (выделяется из социальной) – взаимоотношения, воспитание и обучение в семье и изучает формы взаимодействия семьи и школы;и) возрастная педагогика– изучает особенности обучения и воспитания на различных возрастных этапах:дошкольная педагогика–детский сад; педагогика средней школы – в школе; педагогика высшей школы – ВУЗы; педагогика взрослой школы – переподготовка.

   3ВОПР. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии»В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны сразу и наружному, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психическую сторону и поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это чувства и простые чувствования. XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чуства.Последователем Вундта был Э.Титчнер-основатель и лидер структурной психологии.Структура по Титчнеру является интроспекцией наблюдением субъекта за актами собственного сознания.Другой крупный ученый того времени У.Джеймс ,создатель «теории потока сознания»,утверждал,что важно изучать,то какую ценность представляет душа для человека,чему она служит,это направление получило название «функционализм».Душа помогает человеку приспособиться к миру,по возможности комфортно себя в нем чувствовать.Основоположником отечественной психологии считается И.М.Сеченов,результатом его работ явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки,его важнейшие труды:Рефлексы головного мозга,Кому и как разрабатывать психологию,Элементы мысли.В его трудах основные психологические процессы получают физиологическую трактовку,их схема такая же как у рефлексов:они берут начало во внешнем воздействии,продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельность—движением,поступком речью.Г.И.Челпанов создал психологический институт,В.М.Бехтерев. создал первую экспериментально-психологическую лабараторию,исследования И.П.Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма,его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

  4ВОПР Педагогика раскрывает сущ-ть образования, его цели и методы, под образованием, как правило, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека,речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова, как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом:СОЦ-цИЯ—ОБРАЗОВАНИЕ—ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТ.Это различение в системе образования выделил уже Платон, кот.в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности. С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В посл. десятилетия в отеч.педагогич. науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы исследователями:И.Я.Лернер,В.В.Краевский Б.М.Бим-Бад .Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:обучение и воспитание—подсистемы единого процесса образования;обучение и воспитание— стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;различие между обучением и воспитанием ,что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание—к его эмоционально-практической, ценностной стороне;обучение и воспитание—процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие,дополняющие друг друга следует вывод:обучение будет воспитывающим ,когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания.

5ВОПР. Ист-ски первым был бихевиоризм,основ-ком считается америк.зоопсихолог Дж.Уотсон,считавий предметом психологии не сознание,а поведение.Субьективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должен быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением.Бихевиоризм включил учение И.П.Павлова об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения условных рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.Сильноевлияние оказал психоанализ, разработанный 3.Фрейдом.Психоанализ внес в зап-евр. и америк.культуру общие понятия «психологии бессознательного», представления об иррациональных моментах деясти человека, конфликтности и расщепленности внутр. мира личности, «репрессивности» культуры и общества и т.д. В отличие от бихевиористов, психоаналитики стали изучать сознание, строить гипотезы о внутреннем мире личности, вводить новые термины, претендующие на научность, но не поддающиеся эмпирической проверке.Ученик Фрейда А.Адлер основатель «инивидуальной психологии»,считал,что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальное влечение,а очень сильное чувство неполноценности,возникающее в детстве,когда сильна зависимость ребенка от окружения и потребность в компенсации,это приводит бессознательному стремлению человека к совешенству.В неофрейдистской концепции К.Хорни поведение опр-ся внутренне присущим кажд.человеку «основным беспокойством»,лежищим в основе внутриличностных конфликтов,особое внимание обращается на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.К.Г.Юнг считал:психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства,но и наследует даже образы предков.поэтому при исследовании необходимо учитывать так же понятие «коллективного бессознательного»,его содержание состляют архетипы-первообразы,сущ-е наподобие инстинктов. Гештальт-психология возникла в Германии усилиями Т.Вертгеймера,В.Кеплера,К.Левина,видвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур(гештальтов),это направлении психологии подчеркивает исходную запрограммированность внутр.структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.Когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки инф-ции. Гуманистическая психология отводит главную роль личному опыту еловека.Человек способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей лич-ти(самоактуализации),разрабатывалась в трудах А.Маслоу,В.Франкла,К.Роджерса.

6ВОПР. Педагогика  как наука – это совокупность  знаний, которые лежат в основе  описания, анализа, организации,  проектирования и прогнозирования  путей совершенствования педагогического  процесса, а также поиска эффективных  педагогических систем; наука о  ВОСПИТвоспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. По происхождению термин педагогика в дословнпрямом переводе–детовождение.В России исторически понятия воспитатель,востель,воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика. А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

7ВОПР  Пионером психологии как науки,  предметом которой является не  душа и даже не сознание, а  психически регулируемое поведение,  можно по праву считать И.М.  Сеченова , а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Поэтому для психологии, по мысли И.М. Сеченова, единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. В 1930-е гг. сложилось мощное теоретико-методологическое и экспериментальное направление, получившее название «деятельностный подход», основной категорией анализа в котором выступала «деятельность». Особая заслуга в развитии этого подхода принадлежал Л.С.Выготскому, С.Л.Рубинштейну, А.Н.Леонтьеву, в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих лет их учениками и последователями.

8ВОПРВ  этой отрасли исследуют этапы,тенденции развития как образовательной пракатики,так и педагогических идей.История педагогики рассматиривает историко-педигогический процесс как неотъемлимую часть историко-культурного развития.Историко-педагогический процесс с точки зрения его структуры представляет собой сов-сть 2-х составных частей:педагогическая практика,деятельность,история «педагогического бытия»;педагогические знания,теория,история «педагогического сознания».Поэтому историю иногда именуют историей образования и педагогической мысли,хотя каждая з этих частей обладает относительной самостоятельностью,но по сути они едины,поскольку педагогическая теория представляет одну из сфер мира духовных ценностей ,мира науки,а многообразная педагогическая деятельность является одновременно и причиной.и следствием педагогических идей.В педагогике по масштабу исследуемых проблем выделяют такие разделы:история всемирной педагогики,история отдельных регионов (Запад,Восток),история педагогики отдельных стран.Первые работы историко-педагогического характера появились в конце 17 века в виде фрагментов различных педагогических изданий.Но первым опытом в создании историко-педагогического труда была, вышедшая в 1779г книга нем. исследователя К.Е.Мадельедорфа «опыт изложения того,что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания».Начало глубоких историко-педагогических исследований в России было положено К.Д,Ушинским,опубликовашим в 1868-1869гг фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии».В течение 19-20вв история педагогики сформировалась как особая область педагогических знаний о развитии теории и практики образования,целью кот. является характеристика форм педагогического процесса от древности до наших дней.

9ВОПРПсихика–ф-ция мозга, закл-юся в отр. объективной дей-сти в идеальных образах, на основе кот.регулируется жизнедеятельность организма.Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений.Но эти образы возникают у разл.людей своеобразно.Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психич. состояния и т.д. Психика – это субъективное отр-ие объективной дей-сти в идеальных образах, на основе кот. регулируется взаимодействие чел-ка с внеш.средой.Психика присуща человеку и животным. Однако психика чел-ка, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание».Но понятие психики шире, чем понятие сознания, т.к. психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). Схематично в строение психики человека можно представить следующим образом. В ней есть:- основание, которым является первичная система человека (носитель психики).В психике человека выделяется 3 стороны:1. экзопсихика – это та сторона психики человека, которая отражает все то, что происходит вне нас.2. эндопсихика – это та сторона психики, которая отражает все то, что происходит внутри нашего организма.3.интеропсихика – это та сторона психики, которая отражает все то что происходит внутри самой психики.В психики выделяется 3 уровня отражения:1) уровень осознания2) уровень подсознания3) уровень бессознательного психического отражения Несмотря на то, что объем сознания не большой, он играет решающую роль.Помимо уровней отражения психики человека выделяются и различные сферы. К основным из них относятся:1) познавательная сфера (когнитивная)2) эмоциональная сфера3) волевая сфера4) мотивационная сфера5) психомоторная сфера.Основными свойствами психики человека является:- вторичность по отношению в материальному миру- идеальность- субъективность- избирательность- активностьОсновные функции психики человека:1) функция отражения объективной реальности.2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и взаимодействие личности с внешней средой.Если подробнее, то:1) функция отражения 2) функция формирования субъективного образа отраженной реальности 3) функция целеполагания и планирования своего поведения 4) функция ориентации во внешней среде и адаптирования к ней 5) функция накопления опыта и приобретения знаний, навыков и умений 6) функция побуждения к активности, мотивация действий и поведений 7) функция исполнения принятого решения (функция волеизъявления)8) функция самопознания и самонастройки своей психики.9)функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и т.д  

10ВОПРВ  шир.педагогич.смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.В узк.педагогич.мысле воспитание — это процесс и результат воспитат. работы, направ. на решение конкретных воспитат.задач.Цели—заранее определяемое представление о результате воспит.процесса,о качествах,состоянии личности,кот.предполпгается сформировать.Современная педагогич.практика руководствуется 2-мя основными концепциями целей воспитания:прагматической и гуманистической. Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала ХХ в. в США и сохраняющаяся здесь до наст. времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника,ответственного гражданина и разумного потребителя. Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».Задачи: формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответств. природным задаткам и конкр. индивидуальному социальному положению; гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; овладение общечеловеческими нравственными ценностями,гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности; формирование активной гражданской позиции, соответств.демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности; развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"