Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

Вопрос2

Термин «психотехника» предложил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: «Психотехника — есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры». В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии труда. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. В начале XX в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является-, скорее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задача, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности — в смелой ориентации на широкую общественную практику. В начале XX в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.

В 20-е гг. XX в. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники: 1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации, 2) достижение наивысшей производительности труда (это традиционная задача многих современных психологов труда); 3) достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника).

По Г. Мюнстенбергу, в отличие от психологии, психотехника ориентирована именно на практику; психотехника — это часть прикладной психологии, но в отличие от прикладной психологии психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на решение сиюминутных проблем.

С самого начала возникновения  психотехника столкнулась с комплексными задачами, которыми традиционная экспериментальная психология не занималась. В настоящее время особенно популярны идеи комплексного, системного подхода к изучению оптимизации труда.

В чем значение психотехники для развития научной психологии? — По Л. С. Выготскому, психотехника хотя «себя не раз компрометировала» и «ее практическое значение близко к нулю», а «теория просто смехотворна... но ее методологическое значение огромно», а именно: в ее ориентации на практику и попытках решать сложнейшие практические задачи, что для остальных направлений того периода было недоступно. Главное методологическое значение — отрицательный опыт, накопленный в самой практике, опыт, который важен для рефлексии всей психологии. Но этот опыт, как показывает дальнейшая история практической психологии, к сожалению, не пошел впрок... «Принцип практики и философии — еще раз — тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризиса», — писал Л. С. Выготский. Почему психотехнике необходима каузальная, а не понимающая психология? Потому что психотехника направлена не на объяснение только, но на практику, на действие. Именно это положение имеет центральное значение «для всех направлений психотехники», «психотехника вносит переворот в развитие науки и составляет эпоху в ее развитии». Но переворота не произошло, наступил кризис психотехники...

Вопрос3

Труд — это  целесообразная деятельность людей, имеющая  своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удов­летворения исторически сложившихся потребностей человека и общества; труд — это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества. Он порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.

Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

1.Предвосхищение  общественно ценного результата 

Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно  было назвать трудовой, ее предвосхищаемый  результат должен мыслиться как  ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности.

Например, если повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

2.Сознание обязательности  достижения заданного результата 

Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние  по отношению к человеку формы  фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного  коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные  или устные.

Для детей, подростков носителями социально значимых целей  деятельности выступают представители  старших поколений (старшие члены  семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.

3.Владение внешними  и внутренними средствами деятельности 

Своеобразие труда  как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого  внимания, интереса более или менее  широких общностей людей и  в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно  культивировать не просто знания о  средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним  отношение.

Например, считается  естественным, что скрипач играет на «своей» скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инструментом он пользуется постоянно). Но феномен «срастания» инструмента, средства труда и «душой» работника  имеет место у каждого профессионала.

4.Ориентировка в  межлюдских производственных отношениях

Например, токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины  крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, но обрабатываемый ротор турбины прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним  поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще раньше — машинисты кранов и других транспортных средств и далее назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае — не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Это можно сказать о любом полуфабрикате.

Итак, в контексте  психологического подхода мы будем  понимать труд как активность, характеризующуюся  рассмотренными выше четырьмя признаками. Все эти признаки соединены друг с другом. Это означает, что некая  наблюдаемая активность человека может  быть отнесена к психологическому понятию  «труд» только в том случае, если ей может быть приписан каждый из четырех  признаков.

Вопрос4

Трудовая деятельность людей (или процесс материального  производства) — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и  создание материальных благ. В структуре  трудовой деятельности выделяют:

     1) сознательно  поставленные цели — производство  определенной продукции, переработка  природных материалов, создание  машин и механизмов и многое  другое;   

     2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей; 

     3) средства  труда — все устройства, приборы,  механизмы, приспособления, энергетические  системы и др., при помощи которых  подвергаются преобразованию предметы  труда;

     4) используемые  технологии — приемы и способы,  применяемые в процессе производства.

     Для  характеристики трудовой деятельности  обычно используют следующие  параметры:   

     1) производительность  труда — количество продукции,  произведенной в единицу времени;   

     2) эффективность  труда — соотношение материальных  и трудовых затрат, с одной  стороны, и полученных результатов  — с другой;   

     3) уровень  разделения труда — распределение  конкретных производственных функций  между участниками трудового  процесса (в масштабе общества  и в конкретных трудовых процессах).   

     О содержании  трудовой деятельности человека  можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени  их разнообразия и сложности,  по уровню самостоятельности  и творчества работника.   

     Характер  требований, предъявляемых к участнику  трудовой деятельности, зависит  от многих факторов, в первую  очередь от конкретного содержания  труда и места в системе  разделения труда. Общие требования  таковы:

       1) работник должен владеть всеми  приемами и способами производства, из которых складывается технологический  процесс (требование профессионализма);

      2) квалификация  работника не может быть ниже  того уровня, который определяется  характером труда. Чем сложнее  труд, тем выше требования к  специальной подготовке участника  трудового процесса (требование  квалификации);

     3) от  работника требуется безусловное  соблюдение законов о труде  и правил внутреннего трудового  распорядка, соблюдение заданных  параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих  из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической,  исполнительской, договорной дисциплины).

 Вопрос5

Идея: человек проявляет  некую активность, направленную на предмет труда, но качество

активности разное.

Эргатическая функция качественно разнообразные активности человека. Прописанный

набор эргатических функций, характеризующий данное рабочее место, - обязанности

человека.

Обязанности и эргатические функции по объему не совпадают. Понятие эргатических

функций шире (я могу совершать вид активности, которая  выходит за рамки

обязанностей).

Эргатические функции:

- трудовые функции (принадлежат субъекту труда);

- функции средств труда (часть активности, переданная средствам труда).

Перечень основных эргатических функций (Е. А. Климов).

1. функции духовного производства. Внутренняя активность: целеполагание,

определение тактики, стратегии, мысленный эксперимент, накопление знаний,

эмоционального опыта, построение смыслов деятельности;

2. функции производства упорядоченности социальных процессов. Построение

социальных норм, правил, социальной коммуникации, построение планов

деятельности, построение охраны, защиты эргатической системы от отклонений,

нарушений.

3. функции обслуживания и самообслуживания. Построение жизнеобеспечения субъекта

труда, построение средств  стабилизации, восстановления и развития (организация

режима работы, обучение, самоорганизация внутренних средств, лечение, ремонтное

обслуживание средств труда, совершенствование эргатической системы).

4. функции материального производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"