Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:34, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит сводную таблицу по теориям развития в возрастной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Таблица по теориям развития в возрастной психологии.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

Сводная таблица по теориям развития в  возрастной психологии.

 

Теория 

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды 

Сильные стороны

Слабые  стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование  родителей.

Основа  детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.  

Ребенок в своем  развитии повторяет социогенез в  сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах  охота  строительство  скотоводство  растеневодство  меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.   

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.   
  • использовал неадекватный метод  самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи  не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.    

2. Трех ступенчатого  развития 

К. Бюллер

Эксперименты  аналогичные Келлеру, но вместо палки  и бананов использовали стулья и игрушки.  

Развитие ребенка  запаздывает по сравнению развитием  животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем  специфический человеческий).  

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (0-1 год), формирование навыков (1-3 года), интеллект (3-5 лет).  Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).       

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние. 

3. Нормативный  подход (не является самостоятельной  теорией, а существует в рамках  теории рекапитуляции). 

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. 

Значительные  изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов  далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания) 

Разделяют позицию  Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические  смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни; 
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности  в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).  

После появления  на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.   

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.  
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.   

5. Конвергенции  двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей  повторяют способности родителей. 

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. 

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая. 

6. Психодинамическая  концепция развития личности 

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве  коррекц. мероприятий).   

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности)  оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне. 

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая 

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные  подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.     

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность  результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.  Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало  двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения; 
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.  

8. Концепция  развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект  общая  способность к познанию, которая  отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта    познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)           

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью; 
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;

 

  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.     

9. Культурноисторическая

Л.  Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

 

Животные просто приспособились к среде, а человек  совершенствует свои способности и  психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие  культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды  сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). 

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда  источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.
 




Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"