Параметры социального
положения — это конкретные
измерители социального положения, его
качественно-количественные характеристики
(показатели и оценки), система которых
позволяет достоверно и с необходимой
и достаточной определенностью судить
о реальном, прогнозируемом или программируемом
социальном положении и комплексно оценивать
его состояние (достигнутый рубеж).
Параметры социального
положения применяются также
при определении качественных
соотносительных уровней благосостояния
(нищета, достаток, бедность, богатство
и др.).
В практическом
смысле под социальной политикой
обычно понимают совокупность (систему)
конкретных мер и мероприятий,
направленных на жизнеобеспечение
населения. В зависимости от того,
кто главный инициатор (субъект) этих мер,
различают виды социальной политики
— государственная, региональная, корпоративная
и т.д. Такой терминологический подход
имеет право на существование, однако
он не дает возможности для глубокого,
сущностного понимания социального явления.
При таком, узком, толковании социальной
политики, например, отсутствие мер и
мероприятий дает возможность для вывода
об отсутствии социальной политики как
таковой. Однако она всегда имеет место
— и не только в теоретическом, но и в практическом
смысле. Другое дело, социальная политика
может быть ошибочной, слабой, деформированной.
В широком смысле и при взгляде с научных
позиций это не столько система мер и
мероприятий, сколько система взаимоотношений
и взаимодействий между социальными группами,
социальными слоями общества, в центре
которых и главная конечная цель которых
- человек, его благосостояние, социальная
защита и социальное развитие, жизнеобеспечение
и социальная безопасность населения
в целом.
Объект и предмет
социальной политики — понятие
не линейное, а многоуровневое
и системное. По большому счету
объект и предмет социальной
политики совпадают с главными
элементами, блоками и структурами, входящими
в крупный единый комплекс — социально-трудовую
сферу (СТС). СТС — это система взаимосвязанных
компонентов и частей: отрасли социальной
сферы (образование, здравоохранение,
культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный
сектор и т.д.); рынок труда, занятость,
безработица; социальное партнерство;
социальная защита; оплата и охрана труда;
социальное страхование; пенсионная
система и др. Проводя социальную политику,
важно держать в поле зрения все ее направления,
не оставляя без внимания ни одного из
них. Например, вряд ли можно признать
сильной и правильной такую социальную
политику, в рамках которой отдается предпочтение
развитию образования, культуры и т.п.
в ущерб решению проблем занятости, пенсионного
обеспечения и т.д.
Социальная политика
на федеральном уровне, на уровне
субъекта Федерации и соответствующих
органов управления носит преимущественно
рамочный, нормативно-задающий характер
(отрабатываются и принимаются соответствующие
законы, указы, постановления и т.д.). Реальная,
конкретная социальная политика осуществляется,
как говорится, лицом к лицу с конкретным
человеком, как правило, на районном, муниципальном
и корпоративном уровне. Именно здесь
она находит свое окончательное воплощение
и фиксирует свою результативность и
отдачу.
Сущность политики
вообще и социальной в частности
выявляется через взаимоотношения устойчивых
элементов социальной структуры - социальных
групп. Устойчивость таких групп воспроизводится
благодаря действию комплекса общественных
условий их существования и развития.
Социальные группы,
структурные части народа (общества)
— несомненная реальность. Они могут действовать
или бездействовать, осознавать и не
осознавать свои интересы, организовываться
для действий в обществе или быть политически
не организованными. Они могут быть активными
действующими социальными силами (реальными
субъектами политики) и пассивными неорганизованными
участниками социальных процессов (потенциальными,
формальными субъектами).
Субъекты социальной
политики — это реально самостоятельные
и фактически действующие социальные
группы и представляющие их органы, организации,
институты, структуры. Кроме самих социальных
групп, к субъектам политики относятся
и представляющие их интересы организационные
структуры. Получается, что субъекты
как бы раздваиваются (удваиваются). К
примеру, летчики, писатели, ученые, горняки
— разные социально-профессиональные
группы. Они создали свои организации:
Профсоюз летного состава гражданской
авиации, Союз писателей, Академию наук,
Профсоюз горняков. Создаются классовые
политические организации, союзы, ассоциации,
движения. И все это действующие лица социальной
политики, ее субъекты.
Основные функции социальной
политики
В каких бы исторических
условиях ни протекала социальная
политика, какой бы ее исторический
тип ни складывался, всегда есть
круг более или менее постоянных, типовых,
возобновляющихся проблем, которые и
составляют ее реальное содержание. Имеются
в виду вопросы состояния и потребностей
улучшения общественного положения, общественных
условий жизни различных социальных групп.
Основные функции
(главные задачи, направления) социальной
политики:
1. Обеспечение социальной
устойчивости, социальной безопасности
общества. Социальная структура может
быть разной в разных обществах, качественно
меняться в истории и одного общества
в результате революций и революционных
реформ. Но она должна обладать свойствами
устойчивости и самовозобновляемости
(динамичности), иначе данное общество
приходит в упадок, разрушается, перестает
существовать. Социальная структура
должна быть настолько устойчивой, чтобы
выдержать как внутренние, так и внешние
опасности и вместе с тем выносить в себе
потенциал качественного обновления путем
реформ и революций.
Все существующие
ныне общества и современный
мировой порядок основаны на
принудительном социальном донорстве
одних социальных групп и стран
в пользу других (на эксплуатации).
Отношения принудительного социального
донорства в основе своей антагонистичны.
Проблемы социальной устойчивости в
том и состоят, чтобы избежать открытых
проявлений антагонизма, включая войны
между странами и гражданские войны.
Господствующие классы
накопили исторический опыт силовой
консервации антагонизмов, подавления
восстаний и революций, запрета и дискредитации
освободительных идеологий, движений
и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен
и богатый опыт поддержания социальной
безопасности путем компромисса интересов
стран и классов, налаживания механизмов
социальной направленности антагонистически
противоречивых процессов. Примеры известны:
социальное рыночное хозяйство, социальное
государство, международная помощь слаборазвитым
странам и др. Центральным пунктом в таких
случаях всегда является крупномасштабное
властное (государственное) перераспределение
части эффекта в пользу социальных доноров,
что и компенсирует их потенциальное массовое
недовольство социальной несправедливостью
эксплуататорской системы.
Видный теоретик
и практик социального рыночного
хозяйства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт
говорил: «...Общество может более или менее
полно удовлетворить притязания всех
граждан на приличную жизнь лишь тогда,
когда оно возлагает обязанность заботиться
об этом на государство, лучше сказать,
на социальное государство... Мы рассматриваем
социальное государство как институциональный
гарант человеческого достоинства, в том
числе и человеческого достоинства простого
мужчины и простой женщины...».
2. Обеспечение политической
устойчивости власти. Такая устойчивость
по-разному достигается в обществах разного
типа и в разных конкретных исторических
условиях, но суть всегда сводится к такому
распределению реального участия социальных
групп (классов) в политических решениях,
которое удерживало бы доминирующее
влияние во власти господствующего класса.
В противном случае меняется классовый
тип власти и становятся неизбежными революционные
преобразования.
3. Обеспечение такого
распределения власти в хозяйстве
(собственности), которое признавалось
бы большинством справедливым,
не требующим борьбы за передел.
4. Налаживание такой
системы распределения экономических
ресурсов и экономического эффекта,
которая более или менее устраивала бы
подавляющее большинство населения. От
распределения экономических ресурсов
в решающей мере зависят материальные
условия жизни людей в обществе, возможности
решения проблем разных социальных групп.
Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация
доходов, совокупный размер и структура
ежегодных социальных расходов, условия
и размеры социальной помощи и поддержки
— эти и иные экономические параметры
имеют социальный смысл и социальное предназначение.
5. Обеспечение обществом
и государством необходимого
и достаточного уровня экологической
безопасности.
6. Обеспечение обществом
и государством необходимого и достаточного
уровня социальной защищенности как населения
в целом, так и каждой из социальной групп.
Социальная защищенность
— одна из общественных ценностей,
она предполагает объективную положительную
социально-психологическую оценку социальными
субъектами данного конкретно-исторического
общества как жизненной среды. Чувство
социальной защищенности возникает и
бывает устойчивым, если социальная группа
или население в целом осознают, что социальные
риски целенаправленно понижаются обществом
и государством до степени, когда они не
могут существенно нарушить нормальное
общественное положение.
Социальными называются
риски социального происхождения,
а именно вероятные опасности, угрозы
нарушения нормального (для данного общества)
социального положения, вызываемые неустранимыми
для данного общества причинами, коренящимися
в самом его конкретно-историческом устройстве.
Социально значимым
нарушением можно считать существенное
отклонение от социальной нормы какого-либо
или нескольких важнейших параметров
социального положения той или иной социальной
группы.
Риски нарушения
нормального социального положения
имеют разную природу, т.е. возникают
и могут воспроизводиться по разным
причинам (стихийные бедствия, военные
действия, эпидемии, революции, государственные
перевороты, демографические взрывы
и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются
в системе рисков тем, что они возникают
и существуют не в чрезвычайных, а в обычных
(нормальных) условиях развития общества,
закономерно (а не случайно) сопровождают
нормальное функционирование общества
и, более того, имеют своими причинами
именно базовые общественные отношения,
нормальные (повседневные, регулярные)
общественные порядки.
Общество порождает
и развивает систему защиты
от социальных рисков — социальную
защиту. Это одна из функций социальной
политики. Она должна быть выполнена обществом
и государством так, чтобы социальная
защищенность ощущалась и населением
в целом, и каждой социальной группой.
28. Понятие социальной
ответственности государства
Во-первых, на глобальную стабильность
влияет несколько факторов. И говоря
сегодня о социальной ответственности
государства, следует подчеркнуть,
что из всех факторов он является, наверное,
основным. И он во многом зависит
как раз от государства, от того,
насколько государство прогрессивно,
насколько оно продвинулось в
этих вопросах вперед. Но ясно одно - нельзя
говорить о глобальной стабильности
без стабильности в отдельно взятом
государстве. И здесь хотелось бы,
чтобы мы поговорили о стандартах
в области социальных обязательств
государств. Потому что каждое государство
прошло свой путь и по-разному сегодня
выстраивает обязательства перед
человеком.
Допустим, мы говорим о
внутреннем валовом продукте одних
стран и подчеркиваем, что они
достигли в этом вопросе большого
прогресса, но вместе с этим мы с
вами видим, что эти страны мало уделяют
внимания такому фактору, как социальная
стабильность. Рано или поздно это
всё может привести весь мир к
неустойчивому положению как
раз из-за того, что этой страной
не совсем правильно были выстроены
приоритеты. И, говоря об этом, хочется
сказать, что при определении
прогрессивности государств, при
определении оптимальной модели
их устройства, следует учитывать
именно фактор социальных обязательств
и социальной стабильности, то, что
на сегодняшний день пока не всегда
учитывается. И если говорить об этом,
то на первую роль здесь выходят
экономические показатели, что не
правильно. Обязательства перед
человеком, социальная защита тех, кто
в этом нуждается, доступность в получении
образования, предоставления качественных
медицинских услуг - вот это критерии социальной
ответственности современного государства.
И когда мы об этом говорим, нужно понимать,
что не каждая страна может себе это позволить.
Поэтому хотелось бы, чтобы эти вопросы
решались в более приоритетном порядке.
Если говорить о нашей
стране, то за последнее время в
этой области произошли большие
изменения. Государство определило
для себя демократическую модель
правления, и оно должно обеспечить
доступность для каждого человека
и начальных возможностей, это
то, о чем говорил Романо Проди.
Если мы не сможем дать человеку возможность
самореализации, то, безусловно, это будет
впоследствии ущемлять его права, и этого
нельзя позволить. Но все-таки, переходя
к теме социальной ответственности, как
у нас с вами заявлено в теме семинара,
хочется подчеркнуть, что возможности
у всех стран разные. Сегодня Россия тратит
60% своего бюджета на социальную защиту
человека, а тот же Китай расходует на
эти цели всего 30% бюджета, и, понятно, что
там, где расходуется больше средств, достигается
и больше решений, но при этом экономика
испытывает большую нагрузку. Где этот
баланс? Ясно совершенно, что, решив проблему
социальной защиты, мы с вами решаем проблему
и глобальной стабильности. Но не каждая
страна на это идет, учитывая, что когда
решаются социальные вопросы, это идет,
в том числе, в ущерб прибыли тех компаний,
которые зарабатывают. И здесь прав Юрий
Михайлович Лужков, говоря о том, что безответственный
бизнес, решая свои частные вопросы, игнорирует
как раз социальную стабильность, и это
идет от социальной безответственности.
Все страны наряду с едиными
правилами, которые многие формируют
в области тех же торговых отношений,
должны формулировать и стандарты
социальной ответственности, то, что
на сегодняшний день пока уходит на
второй план. Если говорить о нашей
стране, то доступность в образовании,
доступность здравоохранения, занятость
на рынке труда являются базовыми
понятиями в развитии государства,
о чем говорил вице-премьер
Собянин. Учитывая, что у нас международная
конференция, хотелось бы, чтобы это было
правилом и для других стран. Потому что
социальная напряженность, которая сегодня
существует в тех же прибалтийских странах
и ряде европейских государств из-за кризиса,
не может нас не беспокоить, и нам, конечно,
хотелось бы, чтобы в этих вопросах существовали
более жесткие, в том числе, и международные
социальные стандарты. Я хотел бы предложить
это, как тему к дополнительному обсуждению.