Шпаргалка по "Социальному государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word777.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

Реализация государством своих функций может осуществляться только с использованием показателей, отражающих собственно социальный эффект конкретной деятельности. В этой связи  можно привести определение «социального норматива», который представляет собой  научно обоснованную количественную и  качественную характеристику оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон). Данная характеристика определяет максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности. В этом случае социальный норматив становится эталоном оценки эффективности реализации социальных функций и целью социальной политики, необходимым элементом управления социальной сферой [11].

Социальные стандарты  являются ориентирами при выработке  социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами  государства перед народом.

Необходимо отметить, что  существуют различные виды социальных стандартов, которые могут иметь  вид уже сложившихся представлений  о приемлемом или желательном  уровне и качестве жизни или законодательно установленных нормативов. Они могут  иметь обязательный или рекомендательный характер.

Социальные стандарты  разделяют на три группы [12]:

нормы, связанные с обеспеченностью  населения услугами социальной инфраструктуры, их цель поддерживать приемлемый уровень  потребления;

нормы обеспеченности бюджетных  учреждений ресурсами;

социальные нормативы  обеспеченности населения различными учреждениями социальной инфраструктуры.

В каждой из групп выделяется три значения, соответствующие разным уровням обеспеченности – минимальному, среднему и рациональному. Социальные нормы могут иметь денежное и  натуральное выражение.

Большинство социальных стандартов являются обязательствами государства  перед различными группами населения  и обеспечиваются за счет бюджета. Государственные  социальные стандарты обычно устанавливаются  через официальные нормативно-правовые акты, после чего становятся обязательными  для применения на всей территории страны. Размеры установленных государством нормативов пересматриваются в зависимости  от финансовых возможностей государства  и темпов инфляции.

В установлении государственных  социальных стандартов существует два  подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы  разделяются на две группы. Первая - это стандарты, ориентированные  на обеспечение минимальных социальных гарантий (прожиточный минимум различных  категорий населения; минимальный  размер оплаты труда; ставка первого разряда единой тарифной сетки; минимальный размер пенсий; минимальные значения ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами и т.д.).

Ко второй группе относятся  «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами

реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального  благополучия. В частности, к этой группе стандартов относятся: средняя  заработная плата; средний размер пенсий; среднедушевой доход.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как  правило, не являются нормами, а выступают  именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами  первой и второй групп заключаются  в их разном предназначении. Так, например, при исследовании уровня жизни, можно  выделить три основных типа потребительских  бюджетов: бюджет прожиточного минимума (ПМ), минимальный потребительский  бюджет (МПБ), а также бюджет высокого достатка (БВД).

В соответствии с представленной классификацией потребительских бюджетов рассматриваются четыре группы населения. К первой группе относятся граждане, чей доход составляет величину ниже ПМ, то есть бедные. Ко второй – низкообеспеченные, с денежными доходами от ПМ до МПБ. К третьей – относительно обеспеченные (средние), с денежными доходами от МПБ до БВД. И, наконец, к четвертой группе относятся состоятельные и богатые граждане, денежные доходы которых выше БВД.

Как уже отмечалось, минимальные  социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Например, Закон «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум  включает минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный  размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку если этот уровень обеспечения не достигнут физическое существование невозможно. В этой связи, что поскольку прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы т.к. то политика в области оплаты труда, должна стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к получению дохода выше показателя величины прожиточного минимума для соответствующих категорий граждан (работающие, пенсионеры, дети).

 

Минимальные социальные стандарты  по содержанию являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое  государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социального  государства сводится к сокращению количества людей, имеющих доход  ниже прожиточного минимума [12].

В то же время собственно социальными стандартами социального  государства могут быть только рациональные, средние стандарты. Они являются показателями уровня развития социальных функций и служат гарантиями достойного (приемлемого для человека в конкретной социокультурной среде) качества жизни. Деятельность социального государства направлена на обеспечение и развитие именно средних показателей, характеризующих жизнь абсолютного большинства населения, именно эти граждане являются целью его социальной политики.

Следует отметить, что у  каждого социального обязательства  государства есть свое правовое пространство, где это обязательство исполняется, что означает разделение единого  социального пространства на множество  региональных пространств, муниципальных  образований, населенных пунктов с  различными качественными и количественными  параметрами исполнения этих обязательств государства. В этих условиях большое  значение имеет решение вопроса  о формировании собственной доходной базы региональных и особенно местных  бюджетов.Обеспечение государственных социальных стандартов будет иметь приоритетное значение при формировании и исполнении бюджетов всех уровней. Их реализация должна гарантироваться государством путем закрепления доходных источников, а также оказания финансовой помощи через механизм трансфертов. Кроме того, необходимо предоставления дотаций, субвенций и средств на возвратной основе согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.Очень важным аспектом при формировании нормативов социальных стандартов становится фактор региональных различий. Например, значительное влияние на формирование дифференцированных потребностей оказывают естественные природно-климатические условия жизни. В связи с этим повышенная стоимость воспроизводства трудовых ресурсов (как и населения в целом) в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями может компенсироваться через бюджетную систему распределения ресурсов на социальные расходы. Основной целью данной распределительной политики государства, которая может реализовываться через систему социальных трансфертов станет создание условий жизнедеятельности населения с учетом региональных различий в стоимости жизни. Кроме природно-климатических факторов, определяющих региональные различия в семейном бюджете, необходимо отметить еще и демографические факторы, и соответственно также оказывают существенное влияние на объем и структуру расходов консолидированного бюджета на социальные нужды.К числу демографических факторов, оказывающих влияние на формирование различий в семейном бюджете, следует отнести: состав и размер семьи (потребность в социальных услугах и в предметах общественного пользования); половозрастную структуру населения (у различных возрастных групп населения различные потребности); систему расселения (жители сел, малых, средних и больших городов имеют различные потребности) и пр.

Таким образом, интенсивность  и степень воздействия основных вышеотмеченных факторов оказывают  влияние на реальные условия потребления  населения и соответственно предопределяют необходимый объем и структуру  материальных и духовных благ, которые  необходимы по различным регионам для  обеспечения в них процесса жизнедеятельности.

Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы  ее реализации»

27.Критерии эффективности  социальной политики социального  государства

 

Прежде чем изучать  конкретную дисциплину, анализировать  науч­ную проблему, необходимо разобраться с используемыми категория­ми, вникнуть в суть связанных с темой исследования явлений и про­цессов. В противном случае трудно ожидать позитивного результата. Например, вряд ли целесообразно вести дискуссию о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают разный смысл в ключевые понятия.

Итак, в теоретическом  и практическом плане важно прежде всего разобраться в категориальном аппарате, определениях, дефинициях социальной политики, а также в исходных поня­тиях, помогающих раскрыть ее содержание.

Общество и его структура 

   Слова с русскими  корнями общество, общественный  и сло­ва с латинскими корнями социум, социальный — синонимы. То же можно сказать и о прилагательных общественный и соци­альный применительно к явлениям, о которых будет гово­риться ниже.

   Общество — целостная,  исторически устойчивая форма  (сис­тема) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и ис­торическая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечиваются его внутренним строением, структурой.

   Структура общества  — это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

   Общество, его структуру  можно воспринимать по-разному.  Можно наблюдать (созерцать), улавливать  явную связанность событий, явлений,  фактов, отмечать сходства и различия, про­блемы и интересы. А можно задаться целью понять причины со­бытий, вероятность их возобновления, определить время акту­альности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

   Дойти в познании  общества до причин, закономерных  свя­зей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий по силам только научному знанию, которое нацелено на обслу­живание активных действий в обществе. Такие действия назы­ваются общественной практикой (преобразовательной деятель­ностью). Общественная наука есть познавательная сторона об­щественной практики.

   Разные части населения  озабочены разными проблемами. Часть  населения, имеющая однотипные  устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

   Общество состоит  из социальных групп (самые  многочис­ленные из них — классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

   Совокупность социальных  групп — это социальная структура.  Главное здесь - совокупность  жизненных проблем групп, сходства  и различия их интересов, их  представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

   Люди и социальные  группы живут и действуют в  одном об­ществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотноше­ний социальных групп и классов. Формы таких взаимоотноше­ний разнообразны: гражданское согласие, партнерство, сою­зы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповинове­ние, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это — по­литика.

   Политика есть взаимоотношения  социальных групп (классов). Это  определение — наиболее точное  и достаточно полное. Нет обществ  без политики.

   Государственность  — выстраданная и порожденная  человече­ством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Социальная политика. Социальное положение 

   Если социальные  группы сталкиваются (или сотрудни­чают) по поводу хозяйственных дел, то это экономическая по­литика, если по поводу природной среды, ее состояния и ис­пользования, то это экологическая политика. Есть социальная политика, демографи­ческая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений).

   Социальная политика  отражает взаимоотношения социальных  групп по поводу сохранения  и изменения социального положения  населения, составляющих его классов,  слоев, социальных, социаль­но-демографических,  социально-профессиональных групп,  соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

   Главная тема социальной  политики — социальное поло­жение тех или иных частей народа, народа в целом.

   Социальное положение  — это основная, комплексная характе­ристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному государству"