Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Содержание

1. Социальное государство
2. Коммунитаризм
3. Современные представления о политических элитах.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное государство.docx

— 19.63 Кб (Скачать файл)
  1. Социальное  государство
  2. Коммунитаризм
  3. Современные представления о политических элитах.

 

 

 

Ответ на 1 вопрос.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе.

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы  государственности. Данное понятие  отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного  договора", "государства как  высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность  за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки  всем членам общества, создает государственные  системы социального обеспечения  и социальной защиты, вводит бюджетное  финансирование социальных программ и  новые механизмы социальной политики в виде государственного социального  страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в  обществе.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в  политику многих стран принципов  социального государства. Законы, связанные  с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями  по безработице, семейными пособиями  и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой  Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового  поля, но начало оказывать мощное влияние  на правовое содержание всей нормативной  базы государств. В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие "социальное правовое государство", которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

 Констатация правовой  природы социального государства  фактически закрепила за государством  его социальные функции. Социальные  функции последнего не просто  приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

 Определение социального  государства как правового явилось  принципиальным для определения  нового социального качества  государства. Впервые в истории  извечное противопоставление свободы  и равенства - "на протяжении  столетий люди стремились к  свободе и равенству как к  одним из первичных целей человеческой  жизни, но полная свобода для  сильных и талантливых несовместима  с правом на достойную жизнь  для слабых и малоодаренных" - было снято через компромисс, стало возможным ограничение  свободы "ради социального  благосостояния, чтобы накормить  голодных, приютить обездоленных...".

 Правовое обоснование  социального государства окончательно  оформило принцип естественных  социальных прав человека. На  основе этого возникла совершенно  новая правовая коллизия, заключающаяся  в несимметричности прав и  обязанностей. Для теории права  данная ситуация явилась настолько  значимой, что некоторые авторы, например Э.Форстхофф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства или констатируют их принципиальное противоречие. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

В теоретическом плане  переход к государству всеобщего  благоденствия означал отказ  от бисмарковской модели социального государства, построенной на принципах солидарности, коммутативной справедливости, и переход к реализации принципов "перераспределительной справедливости". Коммутативная справедливость заключается в равенстве прав ("формальном"), она основывается на принципе взаимности и соответствует максиме "воздать каждому по заслугам"; соотносится с идеалом "справедливого вознаграждения", предполагающим, что каждый получает соответственно своему вкладу (например, выплата пособий рассматривается как возмещение взносов). Справедливость же распределительная или корректирующая, нацелена на равенство экономическое ("реальное"). Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме "каждому по потребности". Если коммутативная справедливость может осуществляться без посредничества политики (по принципу договора или страхования), то справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Страхование, реализующееся  через социализацию рисков, не может  быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные  техногенные аварии и др.) и к  рискам, которым подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение и др.). Усиливающаяся  дифференциация общества привела в  конце XX в. к сегментации системы  страхования, развитию корпоративных  и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счет снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба.

 Все более широко  признается, что солидарное страхование  теряет свою универсальность,  более того, некоторые авторы  сделали вывод, что страхование  - это не более чем миф. 

 С середины 90-х годов  начинают складываться новые  представления о социальном государстве  как о механизме снятия противоречий  между законами рынка и социальными  целями.

 В отличие от государства  всеобщего благоденствия современное  социальное государство стремится  отказаться от своей патерналистской  роли, ориентируется на устранение  иждивенчества и создание благоприятных  социальных условий прежде всего  путем формирования социально  ориентированного рыночного хозяйства. 

 Начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального  государства можно обозначить  как период либерального социального  государства. 

 Признаки социального  государства. 

 Становление социального  государства — это процесс  не только экономический и  политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. 

 С учетом сказанного  можно сделать вывод, что условиями  существования социального государства  и его характерными признаками  являются:

1.                Демократическая организация государственной  власти.

2.                Высокий нравственный уровень  граждан и прежде всего —  должностных лиц государства. 

3.                Мощный экономический потенциал,  позволяющий осуществлять меры  по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно положения  собственников. 

4.                Социально ориентированная структура  экономики, что проявляется в  существовании различных форм  собственности со значительной  долей собственности государства  в нужных областях хозяйства. 

5.                Правовое развитие государства,  наличие у него качеств правового  государства. 

6.                Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики.

7.                Ярко выраженная социальная направленность  политики государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных  программ и приоритетности их  реализации.

8.                Наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе  социальной справедливости, обеспечение  каждому гражданину:

 а) достойных условий существования;

 б) социальной защищенности;

 в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9.                Наличие развитого социального  законодательства (законодательства  о социальной защите населения,  например Кодекса социальных  законов, как это имеет место  в ФРГ).

10.           Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны.

 Функции социального  государства. 

 Говоря о функциях  социального государства, следует  иметь в виду следующие обстоятельства:

 а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

 б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

 в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

 К последним, в частности,  относятся: 

1.                поддержка социально незащищенных категорий населения;

2.                охрана труда и здоровья людей;

3.                поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4.                сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5.                поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6.                финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7.                борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8.                поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9.                участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10.           забота о сохранении мира в обществе.

 Конституция Российской  Федерации в ст. 7 закрепляет принцип  социальности государства: «1. Российская  Федерация — социальное государство,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека. 2. В Российской  Федерации охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается  государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

 

 

Список литературы.

1.                Основные проблемы социального  развития России - 78/ Аналитический  вестник Совета Федерации ФС  РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор  Департамента социального развития  и охраны окружающей среды  Правительства Российской Федерации,  доктор экономических наук.

2.                Интернет

 

 

 

Ответ на 2 вопрос.


Информация о работе Социальное государство