Шпаргалка по "Социальному государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word777.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Основные положения российской  модели социального аудита.

 

В российской модели СА так  же, как и в ее зарубежных аналогах следует различать универсальные  черты и национальные особенности. Причем в каждой модели международные  и социальные аспекты теснейшим  образом переплетаются между  собой.

Российский СА также формируется  под воздействием объективных явлений, характерных для мировой социоэкономики: возрастание роли социального фактора вообще и человеческого капитала в частности, все большей взаимообусловленности экономической и социальной функции предпринимательства, возможность достижения социального консенсуса и т.п. В концептуальном обосновании СА используются теории социальной ответственности, партнерства, корпоративной этики, международного менеджмента и другие теории, ставшие общепризнанными мировым сообществом. Во многих странах сегодня формируется правовая и этическая основа СА и его организационная структура. Уже сейчас, на стадии формирования СА в России используется международная практика проведения рейтингов социальной отчетности и сертификации. Десятки крупных российских корпораций в своей системе управления используют международные социальные стандарты. Многие технологии и методики СА также носят универсальный характер, т.е. широко используются в аудиторском обследовании разных стран.

Иными словами, можно утверждать, что и в российском СА находят  свое отражение общемировые тенденции  эволюции социоэкономики, свидетельствующие о том, что и Россия интегрируется в процесс глобализации социоэкономических отношений, в котором СА является одним из важнейших компонентов.

Значение отечественного СА не ограничивается только подключением нашей страны к глобализации социоэкономических отношений. Научная актуальность и практическая злободневность СА в России обусловлены в то же время ее цивилизационными, историческими особенностями, национальным менталитетом.

В историческом контексте  надо учитывать роль глубоких социальных потрясений, которые пережили россияне. Только в прошлом, XX веке, социальные революции и перевороты не единожды ставили вопрос о существовании  России как государства. Пожалуй, таких  социальных потрясений в последние  столетия не довелось пережить ни одному народу мира. Вот почему социоэкономические отношения и методы их регулирования занимают особое место в российском обществе и должны сыграть определяющую роль в социоэкономи- ческом развитии страны.

Несмотря на неоспоримую  важность исторической эволюции социальных отношений, наибольшая актуальность российского  СА продиктована все-таки качественно  новым этапом социально- экономического развития, который характерен для  современной России: -

Определенные положительные  сдвиги, произошедшие в последние  годы в социальной сфере, не снимают  с повестки дня главную стратегическую задачу: борьбу с бедностью, т.к. и  сегодня значительная часть населения  все еще остается за чертой бедности, что явно противоречит конституционному положению России как "социального  государства". -

 

Исторические и социокультурные традиции до сих пор оказывают существенное влияние на отношение российских граждан ко многим аспектам сегодняшней социальной ситуации в стране. По опросам авторитетных иностранных и отечественных социологических агентств большинство россиян весьма настороженно относятся к деятельности крупного бизнеса и считают (85%), что крупные производства должны контролироваться правительством. Большинство населения России привыкло, что крупные сектора экономики должны принадлежать государству или контролироваться им. Негативное отношение россиян к влиянию бизнеса на власть сформировалось еще в 1990-е годы, когда произошло сращивание бизнеса и государства. Но и сейчас 75% россиян считают, что крупный бизнес слишком сильно влияет на решения правительства. -

И в наши дни сохраняется  потенциальная угроза массового  возмущения россиян, приверженных принципу социальной справедливости, когда увеличивается  социальная дифференциация в обществе. По данным Росстата, на долю 10% самых  богатых приходится более 30% денежных доходов населения, а доля доходов 10% беднейших - менее 2%. -

СА необходим и в реализации приоритетных национальных проектов, которые имеют четко выраженную социальную направленность. -

СА в России приобретает  особое значение, так как он может  стать современным инструментом социального партнерства, которое  в нашей стране превращается из механизма  разрешения конфликтных ситуаций в  систему выработки совместных решений  в сфере социальных отношений  и стратегии социально-экономического развития страны. -

В такой многонациональной  и многоконфессиональной стране как Россия невозможно создать эффективную систему управления социальными отношениями без учета локального или регионального менталитета. СА является инструментом, который позволяет минимизировать социальные риски, связанные с социокультурными особенностями российских регионов. -

Необходимость СА во многом продиктована и процессами глобализации социально-экономических отношений. Внедрение СА в российскую систему  социальных отношений позволит значительно приблизить ее к международному законодательству и международной деловой этике. -

Глобализация социоэкономических отношений побуждает российские крупные корпорации прибегать к социальной стандартизации, чтобы проникнуть на мировой рынок. В то же время СА позволит более объективно рассматривать деятельность филиалов и дочерних фирм зарубежных ТНК на российской территории.

За весь постсоветский  период впервые достаточно четко  были определены основные стратегические цели социально-экономического развития России до 2020 года. В центре этой стратегии  находится человек и вокруг него должна формироваться "современная  социальная среда, которая работает на улучшение его здоровья, образования, условий труда, повышения его  доходов и личной конкурентоспособности". (В .В.Путин)

Стратегия инновационного развития, выдвинутая В.В.Путиным, опирается на одно из наших главных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. Действительно, в конечном итоге  конкурентное преимущество достигается  на основе эффективного применения знаний, технологий, постоянного их улучшения  и совершенствования. Но добиться этого  возможно только при условии решающей роли человека в этом процессе. "Переход  на инновационный путь развития, - подчеркивает В.В.Путин, - связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человеческого капитала - это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет".

В "плане" В.В.Путина четко  сформулированы основные стратегические задачи: -

достижение как минимум  четырехкратного роста производительности труда за 12 лет; -

сокращение дифференциации доходов между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения; -

повышение удельного веса средних слоев в социальной структуре  российского общества; -

значительное улучшение  демографической ситуации в стране и достижение средней продолжительности  жизни к 2020 году до 75 лет.

Таким образом, разработана  долгосрочная программа развития России до 2020 года с четко определенными  социальными ориентирами. Однако необходимо иметь и эффективный механизм реализации этой программы. Актуальность социального аудита как раз и  состоит в том, что он может  стать одним из важнейших инструментов механизма осуществления долгосрочного  и устойчивого развития.

Одной из стратегических задач  социально-экономического развития России является ее выход в первую пятерку  лидирующих стран мира. Но эту задачу можно решить только на основе самой  современной инновационной технологии. СА в этом контексте может быть использован в качестве эффективного инструмента, позволяющего найти пути воспроизводства таких трудовых ресурсов, которые были бы способны создать и освоить инновационные технологии.

Под инновационными технологиями следует понимать не только техническое  перевооружение российской экономики, но и новые способы и методы проведения социальной политики. Одним  из таких новых методов может  стать социальный аудит и в  частности кадровый аудит, направленный на формирование команды высококвалифицированных менеджеров, способных решать сложные задачи.

Актуальность СА для России признана и на самом высоком уровне исполнительной власти страны. Выступая на заседании совета по реализации национальных проектов при Президенте РФ (28.02.08), В.В. Путин подчеркнул роль общественного аудита как одного из ключевых аспектов социальной политики. "...Нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также процедуру оценки их эффективности", - сказал он, отметив, что надо "вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий власти в области социальной политики".

Концепция российской модели СА, разработанная в АТиСО, как раз и рассматривает его в качестве инструмента, позволяющего привлечь к регулированию социоэкономических отношений институты гражданского общества, экспертов, профессиональные сообщества.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что  социальный аудит рассматривается  как инструмент системы социального  партнерства. Можно также утверждать, что если концептуальной основой  социального аудита за рубежом является социальная ответственность бизнеса, то российская модель социального аудита опирается на теорию социоэкономики и концепцию социального партнерства в условиях социального государства.

Интегрированность СА в систему социального партнерства не лишает права любого хозяйствующего субъекта либо института гражданского общества по своей инициативе и самостоятельно проводить СА.

Включенность российского  социального аудита в систему  социального партнерства значительно  расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений. Если в зарубежном социальном аудите заказчиками в основном являются собственники и руководители предприятий или организаций, то в контексте системы социального партнерства заказчиками социального аудита в России кроме работодателей могут выступать также профсоюзы, властные структуры, неправительственные организации, то есть весьма широкий круг представителей институтов гражданского общества.

Участие не одного, а многих заказчиков аудиторского обследования в значительной мере позволяет придать  аудиторским формам более независимый  характер их деятельности. Этой же черте  СА должны содействовать строгие  правовые нормы, а также недопущение  того, чтобы какая-либо аудиторская  форма получила возможность играть роль монополиста на рынке социального  аудита.

Если за рубежом социальный аудит преимущественно проводится на микроэкономическом уровне - в рамках отдельного хозяйствующего субъекта, то в России социальный аудит должен носить многоуровневый характер, то есть иметь объектом обследования социоэкономические отношения на корпоративном, местном, отраслевом, региональном, федеральном уровнях.

Технология социального  аудита не может обойтись без социальных стандартов, которые могут быть международными, национальными, государственными, отраслевыми, территориальными, корпоративными и  другими. Однако любая модель социального  аудита в силу особенностей социоэкономических отношений и социально-культурных факторов опирается, прежде всего, на отечественную систему социальных стандартов.

При разработке отечественных  социальных стандартов необходимо также  учитывать особенности российской системы социальных отношений. Известно, что оплата труда на российских предприятиях неоправданно низкая в сравнении  с другими промышлекно-развиты- ми странами. Однако вряд ли следует брать за эталон зарубежные стандарты, так как надо учитывать с одной стороны разницу в производительности труда, а с другой - покупательские способности.

Российские стандарты  по охране труда также должны быть более жесткими и отражать отечественную  специфику: пренебрежительное отношение  к своему здоровью и технике безопасности, надежда на традиционное "авось пронесет".

Нельзя отрицать, что в  России нет тендерной проблемы: уровень  оплаты труда женщин как правило ниже, чем у мужчин да и их продвижение по профессиональной лестнице чаще всего встречает больше трудностей чем у представителей "сильного пола". И тем не менее решение этой проблемы еще не стоит в России так остро как во многих странах Запада.

Российская модель социального  аудита нуждается в разработке своей  комплексной системы социальных стандартов, которая не противоречила  бы международным нормам и в то же время отражала бы специфику отечественных  социоэкономических отношений. Академия труда и социальных отношений уже приступила к разработке подобной системы социальных стандартов под условным названием "АТ-2007".

Одной из важных особенностей российской модели социального аудита следует считать её строго добровольный характер. Если за рубежом социальная отчетность носит обязательный, а  социальная сертификация рекомендательный характер, то в контексте социального  партнерства в России каждая из заинтересованных сторон сама, по своему усмотрению решает, быть ей заказчиком или не быть. Безусловно, эта важная особенность российского  социального аудита существенно  отличает его от зарубежных аналогов.

Добровольный характер СА не должен отрицать возможности государственного контроля при определенных обстоятельствах. Обязательный государственный аудит  должен быть предусмотрен, например, в  случае явного нарушения минимальных  социальных государственных стандартов со стороны какого-либо хозяйствующего субъекта или региона.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному государству"