Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".
Государственный социальный аудит, вероятно, целесообразен и в случае стихийных природных бедствий или экологических катастроф.
Предлагаемая российская
модель социального аудита имеет
и свои особенности оплаты аудиторских
услуг. В соответствии с логикой
того, что в системе социального
партнерства заказчиками
В зарубежной модели социального
аудита результаты аудиторского обследования
по праву являются достоянием того,
кто его заказывает и оплачивает,
то есть хозяина и руководителя предприятия,
организации. Это позволяет руководителям
предприятия не только закрывать
информацию о социальном климате
от наемных работников и их организаций,
но подчас использовать её как инструмент
манипуляции социальными
Организационная структура
социального аудита также обусловлена
системой социального партнерства,
прежде всего её принципом трехстороннего
представительства, и может выглядеть
следующим образом. На федеральном
уровне систему социального аудита
возглавляет Национальный комитет
по социальному аудиту как коллегиальный
орган основных социальных партнеров,
которому приданы функции
Для российской модели социального
аудита характерна также её стратегическая
направленность. За рубежом социальный
аудит преимущественно
Хотелось бы надеяться, что
СА в России будет не пассивным
фиксатором состояния социального
климата, а действенным инструментом
совершенствования социально-
Исходя из характерных
черт и особенностей СА в России,
ему можно дать следующее определение:
социальный аудит - это эффективный
инструмент социального партнерства,
позволяющий осуществить диалог
между заинтересованными
Западная и российская модели социального аудита (сравнительный анализ) Характерные черты Западная модель Российская модель Цивилизационные основы Протестантская этика Православная культура Цель СА Минимизация социальных рисков Развитие человеческих ресурсов Основные заказчики СА Работодатели Работодатели, профсоюзы, органы власти Уровни аудиторского обследования Микро(хозяйст- вующие субъекты) Макро и микро федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, локальный уровни Объекты обследования Условия труда, отношения с деловыми партнерами, экология, отношения с властью Система социальных отношений в ее широком значении Роль органов власти Ограничены рамками законотворчества Властные органы - социальные партнеры Участие профсоюзов Практически отстранены Профсоюзы - социальные партнеры Этическая основа СА Социальная ответственность бизнеса | Социальная ответственность бизнеса, власти, профсоюзов Соотношение правовой и этической основы Доминирование правовых норм Важная роль этических норм и традиций Степень открытости результатов СА Значительная часть результатов СА носит конфиденциальный характер Организационная структура СА обуславливает его "прозрачность" Организационная структура СА Отсутствие координирующего центра Организационная вертикаль в рамках системы социального партнерства
Следует различать концептуальную основу СА и претворение этой теоретико-методологической модели в жизнь.
СА как и все новое в системе регулирования социоэкономических отношений обычно встречает на своем пути чье-то недопонимание, а то и просто сопротивление.
Уже начало дискуссии по российской модели социального аудита в рамках рабочей группы Российской трехсторонней Комиссии при Правительстве РФ, обсуждение проекта Закона "О социальном аудите в России" в Комитете по труду и социальным отношениям Государственной думы РФ, беседы в ФНПР и РСПП показали несовпадение взглядов социальных партнеров на некоторые аспекты СА.
Основные опасения по поводу СА предпринимателей частного бизнеса сводятся к нескольким проблемам. Во-первых, они опасаются, что СА в руках власти может стать еще одним инструментом жесткого государственного контроля предпринимательства. Во-вторых, что расходы, связанные с проведением СА, лягут на их плечи. В-третьих, что не в их интересах раскрывать все результаты аудиторского обследования.
Недоверие некоторых представителей частного бизнеса к СА может быть снято одним доводом: важнейшим принципом СА является его добровольный характер. Ведь одна из особенностей российского СА - это его интегрированность в систему социального партнерства, которое, как известно, предусматривает достижение консенсуса между социальными партнерами, т.е. носит строго добровольный характер.
Что касается расходов на проведение аудиторского обследования, то их должны нести все заказчики СА, т.е. все социальные партнеры. Конечно, размеры и формы участия в компенсации расходов на аудиторское обследование должны быть предметом обсуждения партнеров, а договоренность - на добровольной основе. В системе социального партнерства как-то нелогично настаивать на сокрытии результатов совместного обследования от своих партнеров. Более того, открытие результатов СА позволяет оградить бизнес от неоправданных требований радикально настроенных популистов: в интересах предпринимателей сделать транспарентными данные о деловом обороте, прибыли, производительности труда и связать их с принципами справедливого повышения заработной платы и других социальных расходов.
В более широком плане преувеличенная боязнь СА со стороны некоторых представителей бизнес-структур выглядит нелогично: ведь сам РСПП в последние годы активно выступает за социальную (нефинансовую) сертификацию, которая в конечном счете является одним из элементов СА.
Российские профсоюзы
в основном весьма активно и положительно
восприняли идеи СА. Однако и здесь
в среде некоторых профсоюзных
руководителей проявляется
Довольно распространенным
явлением среда профсоюзных
Во властных структурах, на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) можно также встретиться с неадекватным пониманием некоторых аспектов СА.
Иные представители властных органов задают казалось бы простой вопрос: для чего создавать новую систему обследования социальных отношений, когда уже давно существует развитая система государственной статистики, дающая полную картину о социальной ситуации в стране? Подобная постановка вопроса свидетельствует о недопонимании серьезности СА. Ведь СА не ограничивается только обследованием, т.е. констатацией того, что есть, но в рамках социального партнерства он служит базой для принятия партнерами согласованных действий по регулированию социальных отношений.
Некоторые представители
власти, особенно на региональном и
муниципальном уровнях
Во властных структурах можно
также встретить настороженную
реакцию на идею привлечения
Претворение в жизнь СА во мношм зависит от взаимного доверия между социальными партнерами. Но, к сожалению, приходится признать, что в отношениях, например, между бизнес-структурами, государством и обществом сложились негативные стереотипные представления друг о друге.
Специфика формирования первой
волны частного бизнеса в постсоветской
России дала некоторые основания
для формирования негативного образа
"нового русского", а несколько
позже "олигарха", сколотившего свое
огромное состояние в результате
теневого сговора с коррумпированной
верхушкой государственной
В свою очередь, бизнес склонен
рассматривать государственное
чиновничество как сообщество ненасытных
взяточников и
Эти негативные стереотипы широко используются партиями во время предвыборной компании, но вряд ли идеализированная абсолютизация слабых сторон отечественного бизнеса и чиновничества будет способствовать формированию нормальной системы социоэкономических отношений. Тем более, что надо учитывать важные сдвиги, происходящие в российском обществе, и видеть основные направления его развития. "Новые русские" практически стали одним из печальных воспоминаний 90-х годов, наиболее одиозная часть олигархов политически нейтрализована, государство усиливает борьбу с коррупцией, развитие здоровой конкуренции вытесняет из бизнеса неэффективных собственников и топ-менеджеров, государственная политика становится все более социально ориентированной.
Еще несколько лет назад в России мало кто слышал о СА. Сегодня уже существует концепция российской модели СА, которая была в принципе одобрена Российской Трехсторонней Комиссией при Правительстве РФ. В Государственной думе РФ началось обсуждение проектов федеральных законов "О социальном аудите в России" и "Государственных социальных стандартах". Начал свою деятельность Национальный институт социального аудита, который представляет собой гильдию профессионалов социальных аудиторов. Во многих высших учебных заведениях России приступили к обучению социальному аудиту на уровне магистратуры.
23.Государственная политика в сфере образования.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Российская Федерация
провозглашает область
Образование в Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и нормами
Государство гарантирует
гражданам общедоступность и
бесплатность дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального
профессионального образования, а
также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и
Общее образование является обязательным.
Гражданам Российской Федерации
гарантируется возможность