Шпаргалка по "Социальному государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word777.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

15. Признаки правового  государства

 

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое  государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно  провод

ится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.

Признаки правового государства:

-Верховенство закона.

-Развитая система прав  и свобод граждан и хорошо  налаженный механизм защиты этих  прав и свобод.

-Четкое разделение государственной  власти делится на законодательную,  исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной  власти действуют в пределах  своей компетенции, не подменяют  друг друга, устанавливают взаимный  контроль.

-Сильная судебная власть.

-Демократизм.

Верховенство закона в  правовом государстве означает, что:

• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий  и граждан;

• Действуя на основе и в  рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное  действие закона в реальной жизни, принимать  все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий  на пути их реализации;

• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и  на основе законов, не могут им противоречить.

1.наличие развитого гражданского  общества; Гражданское общество  выступает в качестве противовеса  государству, имеет своим главным  назначением наблюдать за действиями  государства, чтобы они не выходили  за рамки законности и принимать  все дозволенные законом меры  для того, чтобы заставить государство  восстановить нарушенные права.

2. ограничение сферы деятельности  правового государства охраной  прав и свобод личности, общественного  порядка, созданием благоприятных  правовых условий для хозяйственной  деятельности;

3. мировоззренческий индивидуализм,  ответственность каждого за собственное  благополучие;

4. правовое равенство всех  граждан, приоритет прав человека  над законами государства;

5. суверенитет народа, конституционно-правовая  регламентация государственного  суверенитета. Это означает, что  именно народ является конечным  источником власти, государственный  же суверенитет носит представительный  характер;

6. разделение законодательной,  исполнительной и судебной властей  государства, что не исключает  единства их действий на основе  процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства  законодательной власти, не нарушающие  конституцию решения которой  обязательны для всех;

7. приоритет в государственном  регулировании гражданских отношений  метода запрета над методом  дозволения. Это означает, что в  правовом государстве по отношению  к гражданам действует принцип: "Разрешено все то, что не  запрещено законом".

8. свобода и права других  людей как единственный ограничитель  свободы индивида. Правовое государство  не создает абсолютной свободы  личности. Свобода каждого кончается  там, где нарушается свобода  других.

9. Верховенство закона. Данный  признак означает, что ни один  государственный орган, должностное  лицо, коллектив, государственная  общественная организация, ни  один человек не освобождается  от обязанности подчиняться закону.

10. Взаимная ответственность  государства и личности.

11. Политический и идеологический  плюрализм. Правовое государство  немыслимо без существования  многочисленных политических организаций,  партий, оппозиции. Идеологический  плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Формирование правовой  основы социального государства  в современной России: оценка  состояния социальной ответственности  государства

 

Формирование правового  государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако при практической реализации продекламированного факта  возникает масса объективных  и субъективных причин, которые порождают  проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

В постперестроечный период расширены политические права и  свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все  ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей  придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.

Наконец, нельзя не упомянуть  о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории  было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление  о российском государственном пространстве, где нынешним цветом расцветает криминал и мздоимство, сочетающееся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года, «правовое государство», не являющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года, или «общенародное государство» - для Конституции РСФСР 1978 года.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень  правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В  правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

18. Гражданское общество  и его отношения с социальным  государством: уроки развитых стран

 

Гражданское общество имеет  сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в  отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения  конкуренции и солидарности между  юридически свободными и равноправными  партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Социальное государство  осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в  том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению  к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным  образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства  и гарантий против деспотии. Второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия же между  ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы  распределения общественного богатства, обеспечения материального и  культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно  занимается этим, хотя и стремится  не подрывать такие основы рыночного  хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство  ориентируется на обеспечение каждому  достойных условий жизни в  первую очередь в результате повышения  эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические  государства стремятся найти  меру оптимального сочетания правового  и социального принципов. При  этом консерваторы обычно делают больший  акцент на правовом, а социал-демократы  и близкие к ним либералы - на социальном принципе.

 

 

 

 

 

19.Экономическая демократия: сущность и основные формы

 

То, что каждый может открывать  свой бизнес, свободная предпринимательская  деятельность, антимонопольная деятельность

Термин «экономическая свобода» есть производным от понятия «экономическая демократия».

Экономическая демократия —  собственность максимально возможного количества людей на разнообразные  объекты собственности (прежде всего  на средства производства) и на участие  в управлении производством и  собственностью на равные как отдельного предприятия, так и государства.

Формами проявления экономической  демократии есть:

а) участие работников в  процессе создания материальных и духовных благ;

б) контроль за качеством товаров, услуг и выполняемых работ;

в) участие в распределении  созданных экономических благ;

г) экономическая свобода  субъектов экономической деятельности, в том числе производителя  и потребителя;

ґ) участие в процессах инвестирования и управление ими, в изготовлении экономической политики государства, в контроле за процессами формирования доходов государственного бюджета и их расходами и т.п..

Экономическая свобода —  свобода экономических субъектов (субъектов хозяйствования) присваивать  разные объекты собственности, выбирать сферы прикладывания своих знаний, способностей в пределах разных типов  собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также способов приобретения ресурсов, распределения доходов, потребление благ.

Основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, предприятия  и государство (органы государственного управления, государственные учреждения). В пределах домашнего хозяйства  осуществляется воспроизведение человеческих ресурсов, самостоятельно принимаются  решение относительно потребления  материальных и духовных благ. Поэтому  экономическая свобода таких  хозяйств конкретизируется в свободе  выбора потребителей, преобладающую  часть которых за капитализма представляют нанимаемые работники.

 

 

 

 

 

20. Социальное государство  как эффективный метод регулирования  социально-трудовых отношений

 

Социально-трудовыми отношения  — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами  и их группами в процессах, обусловленных  трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются  с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями  являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем  о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего  трудового распорядка при обеспечении  работодателем условий труда, предусмотренных  трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.) При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Государство как субъект  социально-трудовых отношений в  условиях рыночной экономики выступает  в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет  совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему  государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос. регулирования социально-трудовых отношений:

1.законотворческая деятельность  в трудовой и смежных сферах;

2.контроль исполнения  законов;

3.выработка и реализация  политики и рекомендаций в  области социально-трудовых отношений  в стране (включая вопросы оплаты  и мотивации труда, регулирования  занятости и миграции населения,  уровня жизни, условий труда,  конфликтных ситуаций и т.д.)

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают  при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство  и др.

Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования  социально-трудовых отношений:

англо-саксонская;

европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и  некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются  в том, что государство рассматривает  работодателей и работников как  равных игроков рынка и выполняет  функции поддержания необходимых  для рынка элементов, таких как  конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и  т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники  находятся в зависимом положении  от работодателей и нуждаются  в поддержке и защите со стороны  государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному государству"