Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".
15. Признаки правового государства
Современные правоведы определяют
правовое государство как
ится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Признаки правового
-Верховенство закона.
-Развитая система прав
и свобод граждан и хорошо
налаженный механизм защиты
-Четкое разделение
-Сильная судебная власть.
-Демократизм.
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.
1.наличие развитого
2. ограничение сферы
3. мировоззренческий
4. правовое равенство всех
граждан, приоритет прав
5. суверенитет народа, конституционно-правовая
регламентация
6. разделение законодательной,
исполнительной и судебной
7. приоритет в государственном
регулировании гражданских
8. свобода и права других
людей как единственный
9. Верховенство закона. Данный
признак означает, что ни один
государственный орган,
10. Взаимная ответственность государства и личности.
11. Политический и идеологический
плюрализм. Правовое
16. Формирование правовой
основы социального
Формирование правового
государства в нашей стране закреплено
в Конституции. Однако при практической
реализации продекламированного факта
возникает масса объективных
и субъективных причин, которые порождают
проблемы формирования и отодвигают
перспективы правового
В постперестроечный период расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.
Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.
Разумеется, такое представление о российском государственном пространстве, где нынешним цветом расцветает криминал и мздоимство, сочетающееся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года, «правовое государство», не являющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года, или «общенародное государство» - для Конституции РСФСР 1978 года.
Современное правовое государство
– это демократическое
18. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.
Их единство состоит в
том, что оба они призваны обеспечивать
благо индивида: первый - физическую
безопасность граждан по отношению
к власти и друг к другу, индивидуальную
свободу и основополагающие, главным
образом гражданские и
Противоречия же между
ними проявляются в том, что правовое
государство по своему замыслу не
должно вмешиваться в вопросы
распределения общественного
В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.
19.Экономическая демократия: сущность и основные формы
То, что каждый может открывать свой бизнес, свободная предпринимательская деятельность, антимонопольная деятельность
Термин «экономическая свобода» есть производным от понятия «экономическая демократия».
Экономическая демократия —
собственность максимально
Формами проявления экономической демократии есть:
а) участие работников в процессе создания материальных и духовных благ;
б) контроль за качеством товаров, услуг и выполняемых работ;
в) участие в распределении созданных экономических благ;
г) экономическая свобода
субъектов экономической
ґ) участие в процессах инвестирования и управление ими, в изготовлении экономической политики государства, в контроле за процессами формирования доходов государственного бюджета и их расходами и т.п..
Экономическая свобода —
свобода экономических
Основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, предприятия и государство (органы государственного управления, государственные учреждения). В пределах домашнего хозяйства осуществляется воспроизведение человеческих ресурсов, самостоятельно принимаются решение относительно потребления материальных и духовных благ. Поэтому экономическая свобода таких хозяйств конкретизируется в свободе выбора потребителей, преобладающую часть которых за капитализма представляют нанимаемые работники.
20. Социальное государство
как эффективный метод
Социально-трудовыми отношения
— взаимосвязи и
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.) При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.
Функции регулирования социально-
Задачами системы гос. регулирования социально-трудовых отношений:
1.законотворческая
2.контроль исполнения законов;
3.выработка и реализация
политики и рекомендаций в
области социально-трудовых
Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.
Модели государственного
регулирования социально-
Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:
англо-саксонская;
европейская (рейнская).
Англо-саксонская модель практикуется
в США, Великобритании, Тайване и
некоторых других странах. Основные
особенности данной модели заключаются
в том, что государство рассматривает
работодателей и работников как
равных игроков рынка и выполняет
функции поддержания