Шпаргалка по "Социальному государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word777.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

В Германии самыми типичными  формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях  социальной защитой занимаются три  основных субъекта: национальные или  местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство  обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.Корпоративная модель - она предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

8. Общественная (социал-демократическая)  модель социального государства:  проблемы и решения

 

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного  государством. Модель отличается высокой  ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными  социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий  уровень качества и общедоступность  социальных услуг (в том числе  бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.Уже перед первой мировой войной в Швеции действовали две системы социального страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать обязательную связь старости и бедности, привело к возникновению понятия «обеспеченная старость». В 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется. Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели:

1. Все люди имеют одинаковую  ценность, независимо от возраста  и производительности; общество  не может отказаться от слабых  элементов и должно предоставить  им возможность удовлетворения  своих потребностей.

2. Социальные услуги и  сервис предоставляются на добровольных  началах. Если же клиенты не  в состоянии нести за себя  ответственность, они могут быть  принудительными.

3. Социальная защита должна  быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать  все сферы жизни человека.

4. Социальная защита должна  быть гибкой, доступной и способной  выравнивать социальные условия  для всех групп населения. Такой  подход помогает преодолеть разрыв  в физических и в социальных  возможностях как «слабых» групп,  так и всего общества. В частности,  все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

5. Реализуя базовую идею  шведской модели – национальную  солидарность, правительство не  только обеспечивает равную защиту  интересов всех членов общества, но и добивается относительного  снижения благосостояния отдельных  групп населения.

 

10. Причины, затрудняющие  становление социального государства  в России

 

1. Россия еще не обрела  опоры в праве, в правах человека  и социальное государство в  России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства  у нас не является новым  этапом развития правового государства  (как это имело место на Западе);

2. В России не создан "средний слой" собственников:  подавляющему большинству населения  страны ничего не досталось  от стихийно приватизированной  партийно-государственной собственности;

3. Отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять  меры по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно свободы  и автономии собственников;

4. Не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства  и сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

5. Отсутствует развитое, зрелое  гражданское общество;

6. Снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В  общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также  СМИ) пагубное представление о  несовместимости, с одной стороны,  нравственности, а с другой - политики  и экономики ("политика - дело  грязное");

7. Существующие политические  партии России не имеют четких  социальных программ и представлений  о путях реформирования общества;

8. В обществе отсутствуют  четко обозначенные реальные  цели, научно выверенные модели  жизнеустройства;

9. В процессе освобождения  российского общества от тотального  вмешательства государства по  инерции снижена социальная роль  государственности, то есть российское  государство впало в другую  крайность, оставив гражданина  один на один со стихией  рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Критерии эффективности  социального рыночного хозяйства

 

Социально ориентированная  экономика - эффективно функционирующее  рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста  и получением прибыли, приоритетно  справедливое и достойное решение  социальных проблем. Целями социально-ориентированной  экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому  равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание  в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Государство  в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем  оптимального соотношения экономической  эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством  совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой  политики, регулирования доходов, системы  оказания социальных услуг, услуг утверждения  подлинного социального партнерства.

В целом для социально-ориентированной  экономики характерно:

а) достаточно большой объем  перераспределения ВВП через  бюджет (около 50%);

б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;

в) стремление к развитию социального партнерства;

г) направленность на поддержание  высокого уровня занятости трудоспособного  населения.

К общим чертам социального  рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства  по его формированию следует отнести  следующие:

а) социальное государство  обязано создавать условия для  развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;

б) и государство, и гражданин  на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;

в) государство обеспечивает социализацию отношений посредством  свойственных ему форм и методов  государственного регулирования экономики  и социальной сферы: рационального  налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;

г) концепция социального  государства, социального рыночного  хозяйства предполагает, что с  помощью государственного устройства можно достичь справедливого  и экономически рационального сочетания  интересов отдельных лиц и  общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;

д) создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;

е) социальный мир и экономический  рост зависят от реального участия  граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между  социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.

К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное  социальное государство относятся:

а) экономическая свобода  человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального  партнерства;

б) доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования  и конкуренции;

в) ответственность государства  за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий  для честной конкуренции;

г) обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного  населения;

д) государственная и общественная помощь менее трудоспособным;

е) участие рабочих в  управлении производством, общественной и государственной жизнью;

ж) осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным  участием и участием государства;

з) социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;

и) проведение государственной  политики справедливого распределения  доходов;

к) утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует  хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с  другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Социальное рыночное хозяйство  ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

Для социального рыночного  хозяйства характерно использование  рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования  экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и  социальной инфраструктуры, системы  социальной защиты населения и др.

Свобода экономической деятельности, формы собственности

Критерии: высокий уровень  жизни, проценты бедности, среднего слоя, предпринимательской деят. И процент частной собственности.

 

 

 

 

 

14.Тенденции инновационного  развития российской экономики

 

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20-30 лет  радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение  экономической роли инноваций. Эти  изменения имеют общие и специфические  для разных стран проявления, которые  очень условно можно сгруппировать  в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях  актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации (КДР) заявлены весьма амбициозные цели – сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, кратное увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т.д. Реализовать их можно только за счет радикального повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов.В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях,  развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако современные тенденции развития инновационной деятельности далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Тревожит, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения, наблюдается процесс стагнации в этой сфере.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному государству"