Шпаргалка по "Социальному государству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное государство".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word777.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

Ограничения прав граждан  на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния  здоровья, наличия судимости могут  быть установлены только законом.

Граждане Российской Федерации  имеют право на получение основного  общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых  системой образования.

Вопросы изучения государственных  языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством  этих республик.

 

Государство создает гражданам  с ограниченными возможностями  здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом  развитии, условия для получения  ими образования, коррекции нарушений  развития и социальной адаптации  на основе специальных педагогических подходов.

Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования  и самообразования.

В Российской Федерации устанавливаются  федеральные государственные образовательные  стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области образования  обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Организационной основой  государственной политики Российской Федерации в области образования  является Федеральная целевая программа  развития образования (текущая Программа  принята на период 2006-2010 годов).

В государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере  образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и  религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в  области образования основывается на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования  национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в  образовании;

 

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

(Материал подготовлен  на основании положений Конституции  Российской Федерации и Закона  Российской Федерации "Об образовании".)

23. Система социальных  стандартов как основа социальной  политики социального государства

 

Социальная политика —  политика в области социального  развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни  определённых социальных групп, а также  сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение  и индивидуальные социальные услуги).

Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские  бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательно основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования.

Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения  финансовых нормативов. Государственные  минимальные социальные стандарты  разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства  РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения  по представлению Министерства труда  и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни  населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума Прожиточный минимум — минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Государством также определен  законодательный объем гарантированных  социальных услуг, предоставляемых  на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются  пороговые значения показателей  по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия  и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Государственная политика  в сфере здравоохранения

 

Государственная политика в  области здравоохранения направлена на создание таких условий для  системы здравоохранения, которые  позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской  помощи гражданам, проводить научные  исследования в области здравоохранения  и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать  материально - техническую базу системы  здравоохранения.

Государственная политика в  области здравоохранения строится на принципах: поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения  здоровья населения к факторам обеспечения  национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере  охраны здоровья населения и обеспечение  связанных с этими правами  государственных гарантий; ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения; приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи; обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами; разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения; доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации; реорганизации государственно - муниципального сектора путем передачи в государственно - муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения; экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения; социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения; социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения; приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством РоссийскойФедерации; государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения; участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением; развития международного сотрудничества в области здравоохранения.

 

 

 

 

 

25. Важнейшие цели социальной  политики социального государства

Цели социальной политики

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально  эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и  потому объективно нуждаются в государственной  поддержке;

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого  качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;

в-третьих, создание для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечивать более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень  жизни в пожилом возрасте;

в-четвертых, формирование в  социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально  полной мобилизации средств населения  и предприятий, эффективного использования  этих средств, и на этой основе –  обеспечение высокого качества и  возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и  услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют  строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства  ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление  политики, базирующейся на указанных  ориентирах, предполагает переход к  модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение  социальных расходов в пользу самых  уязвимых групп населения при  одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При  таком подходе граждане, которые  обладают самостоятельными источниками  финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все  расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе  значительную часть социальных благ этой категории граждан следует  предоставлять преимущественно  на конкурентной основе через предприятия  негосударственных форм собственности.В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требует  осуществления следующих мер.

1. достижение улучшения  материального положения и условий  жизни людей;

2. обеспечение занятости,  повышение качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

3. гарантии конституционных  прав граждан в области труда,  социальной защиты, образования,  охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильем;

4. переориентация социальной  политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

5. нормализация и улучшение  демографической ситуации, снижение  смертности населения;

6. улучшение социальной  инфраструктуры.

 Субъекты социальной  политики социального государства

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают  также:

- государственные ведомства  и учреждения;

- органы местного самоуправления;

- внебюджетные фонды;

- общественные, религиозные,  благотворительные или иные негосударственные  объединения; коммерческие структуры  и бизнес;

- профессиональные работники,  занимающиеся разработкой и социальной  политики;

- добровольцы;

- граждане (например, через  участие в гражданских инициативах,  группах самопомощи и т. д.).

Главный субъект социальной политики — социальное государство  — должно обеспечивать:

- движение к достижению  в обществе социальной справедливости;

- ослабление социального  неравенства;

- предоставление каждому  работы или иного источника  существования;

- сохранение мира и  согласия в обществе;

- формирование благоприятной  для человека жизненной среды.

Государство в лице федеральных  и региональных органов власти;

Органы местного самоуправления;

Общественные организации;

Политические партии;

Благотворительные организации;

Частные лица, выдвигающие  инициативы и реализующие их.

26.Система социальных стандартов  как основа социальной политики  социального государства (на основе  анализа тенденций российского  и зарубежного опыта)

  Основными ориентирами  качественного развития государства  и его нормативами социальной  политики являются количественные  индикаторы, к числу которых относятся  социальные стандарты.

В государственной политике часто используются в качестве стандартов технические характеристики или  сущностные социальные показатели. Примером технических социальных стандартов могут быть: количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; наполняемость  классов в общеобразовательной  школе; обеспеченность населения квартирами; потребление населением основных групп  пищевых продуктов и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному государству"