Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

В правовом государстве  обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая- либо дискриминация.

 

Для правового государства  характерна свобода личности: дозволено  все, что не запрещено законом.

 

Господство права означает также связанность государства  и его органов правовыми нормами. Связанность государства правом означает предсказуемость его действий.

 

Внедрение оптимальной  системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную  работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В правовом государстве доминирующей формой защиты прав и свобод является судебная.

 

Определение белорусского государства как социального  государства впервые появилось  в пятой Конституции, принятой Парламентом 15 марта 1994 г.

 

Не затрагивая вопроса  о соотношении социального и  социалистического государства, все  же подчеркнем, что основное различие состоит в политическом плюрализме, многообразии форм собственности, значительной свободе личности в условиях социального государства.

 

 

В литературе отмечаются следующие признаки социального  государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем  индивид несет обязанности перед  иными лицами и обществом в  целом; 3) это такое государство, которое  помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

 

Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство  уделяет внимание таким важнейшим  социально-экономическим правам, как  право на труд, образование, охрану здоровья, безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для их преодоления должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращения загрязнения окружающей среды и т. д.

  1. Республика Беларусь - субъект СНГ. Органы СНГ

Республика Беларусь является субъектом Содружества  Независимых Государств. Правовой базой для создания СНГ явилось Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России, Украины. В этот же день, 10 декабря 1991 года, был денонсирован Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

 

 Дальнейшим шагом  к расширению Содружества явилась  встреча в Алма-Ате и принятие 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской  Декларации, в которой Азербайджанская  Республика, Республика Армения,  Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина подтвердили свою приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.- В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

 

 Целями СНГ, является  развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому ин­формационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

 

 Государства —  члены Содружества взяли на  себя обязательство сотрудничать  в обеспечении международного  мира и безопасности, осуществлении  эффективных мер сокращения вооружений  и военных расходов. Они стремятся  к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

 

 Решением Совета  Глав государств 22 января 1993 г. принят  Устав Содружества Независимых  Государств.

 

 Уставом определено, что к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательст вами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества относятся:

 

 обеспечение прав  и основных свобод человека;

 

 координация внешнеполитической деятельности;

 

 сотрудничество в  формировании и развитии общего  экономического пространства, общеевропейского  и евразийского рынков таможенной  политики;

 

 сотрудничество в  развитии систем транспорта, связи;

 

 охрана здоровья  и окружающей среды;

 

 вопросы социальной  и миграционной политики;

 

 борьба с организованной  преступностью;

 

 сотрудничество в  области оборонной политики и  охраны внешних границ.

 

 Настоящий перечень  может быть дополнен по взаимному  согласию государств-членов.

 

 Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправный его член. Она сохраняет государственный суверенитет, территориальную целостность, независимость, свою конституцию, национальные (государственные) символы.

 

^ Органы СНГ

 

 В рамках Содружества  Независимых Государств действуют следующие органы, осуществляющие исключительно консультативные и координационные функции:

 

1) Совет глав государств; 2) Межпарламентская Ассамблея; 3) Совет  глав правительств; 4) Координационно-консультативный  комитет; 5) Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Экономического Союза; 6) Экономический Суд; 7) Комиссия по правам человека. Созданы такие органы отраслевого сотрудничества: 1) Совет министров иностранных дел; 2) Совет министров обороны; 3) Штаб по координации военного сотрудничества; 4) Совет командующих Пограничными войсками; 5) Совет министров внутренних дел; 6) Межгосударственный банк; 7) Статистический комитет; 8) Совет руководителей государственных информационных агентств; 9) Совет по культурному сотрудничеству; 10) Конференция конституционных судов стран молодой демократии (учредителями ее выступили в октябре 1997 г. конституционные суды Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана). В ноябре 2001 г. в нее вошли конституционные суды Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины.

  1. Государственный суверенитет Республики Беларусь.

Проблема государственного суверенитета приобрела новые очертания  и ожесточенные споры в 90-х гг. XX в., когда дискуссия шла о  соотношении прав СССР и союзных  республик, об их праве на выход из состава СССР, о пересмотре содержания Конституции СССР и т. д.

 

 

Различают несколько  видов суверенитета — государственный, народный, национальный.

 

Государственный суверенитет  определяется как такое состояние  государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие «суверенитет» возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой.

 

Суверенитет государства  — это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной  и независимой.

 

Государственный суверенитет  — основное условие международной правосубъектности.

 

Государственная власть, обладая полнотой и верховенством, небезгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Государство не может признаваться тем субъектом, границы деятельности которого безмерны, и которое может делать все, что ему заблагорассудится.

 

Народный суверенитет  означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Народ  является единственным источником государственной  власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией (ст. 3). Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

 

Именно народ конституирует (обязует, узаконивает) государственную  власть (органы государства) и осуществляет контроль за ее исполнением. Для этого  используются различные формы, в  том числе перевыборы должностных  лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др.

 

Народный суверенитет  по отношению к государственному является первичным, однако первый может  быть реализован лишь при условии  существования государственного суверенитета.

 

Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.

 

Нацией является историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен и народностей.

 

В условиях общего признания  на международном уровне нерушимости  государственных границ попытки  отдельных наций сформировать собственные  государства (суверенные) встречают серьезный отпор, нередко и с применением силы, со стороны государства, в рамках которого существует нация. Общественное развитие и деятельность Верховного Совета республики в 90-х гг. осуществлялись в направлении создания суверенного государства, которое не входит на федеративных началах в состав союзного государства. Причем следует отметить, что на начальной стадии деятельности большинство белорусского парламента вовсе не предлагало выйти из состава Союза, а имелось в виду лишь обновление федерации, пересмотр компетенции органов Союза и республик. О необходимости безотлагательной подготовки нового Договора о Союзе ССР было подчеркнуто в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г.

 

Верховный Совет Республики Беларусь 20 июня 1990 г. принял постановление «О подготовке Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики), в котором выражалось согласие с предложением Председателя Верховного Совета республики о включении в повестку дня первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва вопроса о Декларации о государственном суверенитете республики. Из 35 депутатов была образована Комиссия Верховного Совета по подготовке проекта Декларации (из них 24 — члены Президиума Верховного Совета). К этому времени были приняты Декларации о государственном суверенитете Эстонии (16.11.1988), Латвии (28.07.1989), Литвы (26.05.1990), Грузии

 

(26.05.1990), России (12.06.1990), Молдовы (23.06.1990), Украины (16.07.1990). Несколько позднее были приняты Декларации Туркменистаном (22.08.1990), Арменией (23.08.1990), Таджикистаном (24.08.1990), Кыргызстаном (31.08.1990), Казахстаном (25.10.1990), Узбекистаном (31.09.1991), Азербайджаном

 

(18.10.1991).

 

Хотя Декларация о  государственном суверенитете Республики Беларусь и не имела тогда юридического значения, носила рекомендательный характер, она стимулировала принятие других законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь.

 

Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели — свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

 

Декларация определила соотношение властных полномочий Союза  и Республики Беларусь. Ранее существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция  и законы СССР имели верхо- венство, а объявлялось, что на территории Беларуси устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы о федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действующие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

 

Государственный суверенитет  предполагает независимость государства  в проведении внутренней политики. Это возможно тогда, когда власть государства распространяется на всю территорию. В этих целях в Декларации было закреплено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

 

Демократичной явилась запись в  Декларации о том, что важнейшим  принципом существования Республики Беларусь как правового государства  является разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

Придавая историческую важность принятию Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, Верховный Совет постановлением от 27 июля 1990 г. решил считать день 27 июля Днем провозглашения Декларации о государственном суверенитете (Днем независимости) и отмечать его впредь как национальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., этот день празднуется ежегодно 3 июля.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»