Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Современное определение  конституционного строя заключается  в двух аспектах: формальном и содержательном.

 

Строй — это система  построения чего-либо. С позиций  формального подхода конституционный  строй можно определить как любое  устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Если под конституционным строем понимать просто закреплен- ный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует «конституционный строй») является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь очень важно обратиться ко второму — содержательному — аспекту определения понятия «конституционный строй». В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т. е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

 

1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

 

2) прежде всего признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

 

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

 

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

 

5) политический плюрализм, т. е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

 

6) наличие гражданского общества, т. е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих осуществление на практике частных интересов граждан, коллективов, т. е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

 

Таким образом, конституционный  строй (в содержательном аспекте, а  не формальном) — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.

 

В отличие от конституционного строя в целом основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова «основы») представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Поэтому положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой по отношению к нормам других статей конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Конституционализм и  конституционный строй

 

Конституционализм —  совокупность идей и представлений  о конституционном государстве, т. е. таком государстве, где власть организована и действует во имя утверждения верховенства права, служения гражданам, их правам, свободам, где обеспечивается оптимальный баланс интересов личности, общества, государства.

 

Конституционный строй  можно рассматривать в двух аспектах — формальном и содержательном. С позиции формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе Конституции. С точки зрения содержательного подхода конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией и для которого характерны следующие черты: подчинение государства праву; признание и гаранти-рованность прав и свобод; разделение властей; многообразие форм собственности; политический плюрализм; гражданское общество.

 

3. Конституционно-правовые  способы защиты конституционного  строя

 

Конституционно-правовые способы защиты конституционного строя  представляют собой правовые и организационные  средства, обеспечивающие незыблемость конституционного строя от противоправных посягательств. К правовым и организационным средствам защиты конституционного строя можно отнести:

 

1) нормы, обеспечивающие, условно говоря, самозащиту конституции (усложненный порядок ее изменения);

 

2) запрет насильственных действий, призывов к таким действиям для изменения существующего строя;

 

3) постоянное утверждение конституционной законности;

 

4) возможность введения чрезвычайного или военного положения;

 

5) ограничение прав и свобод граждан лишь по основаниям и в пределах, предусмотренных конституцией.

  1. Суверенитет народа, нации.

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

 

 Развитие теории:

 

 Понятие было разработано  в Средние века. В литературе  отмечается, что классическое определение  суверенитета было дано французским  философом Ж. Баденом в его  первой из 6 знаменитых книг о  политическом сообществе (1576г.):

 

 Суверенитет - всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден).

 

 Таким образом,  разработанная в Средние века  теория суверенитета абсолютизировала  власть абсолютных монархов. Но  в 17-18 вв. подход к сущности  суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).

 

 В начале 20 в. появляется  термин «национальный суверенитет». В Науке КП существует 3 суверенитета:

 

 Государства

 

 Народа

 

 Нации

 

 Единого подхода  по вопросам сущности, соотношения  видов суверенитета нет.

 

Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».

 

 В государстве не  может быть несколько суверенитетов,  он 1 и неделим, а выделение  видов лишь условно.

 

 Первичен суверенитет  народа, т.к. во всех Конституциях  есть положение, что народ является  источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться  не может. Это возможно только  в условиях наличия государства,  государственных органов, законодательства.

 

 Нация—часть народа, проживающего в государстве. В  Советской Конституции было право  на самоопределение нации вплоть  до определения и образования  самостоятельности государства. 

 

 В самостоятельном  государстве каждая нация станет  заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. (Работа Ленина)

 

 В современных Конституциях  есть положение, закрепляющее, что  территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.

 

 Государственно-правовые  признаки РБ, как суверенного  государства. Гарантии суверенитета  РБ.

 

 Суверенитет РБ  впервые был закреплен в Декларации  Верховного Совета 27 июля 1990г.

 

25 августа 1991г. был  выдан закон «О предании статуса  конституционного закона Декларации  о государственном суверенитете»,  который просуществовал до 15 марта  1994г. (принятие Конституции). Эта  Декларация не отменена, но ее  положения практически полностью  перекочевали в Конституцию.

 

 Признаки суверенитета  РБ проявляются в:

 

 Верховенстве, единстве  и независимости государственной  власти. Верховенство власти проявляется  в том, что она принадлежит  народу (ст.3 Конституции). Единство  проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.

 

 Наличии своей территории (ст.9 Конституции).

 

 Наличии собственных вооруженных сил.

 

 Наличие своего  гражданства (ст.10 Конституции).

 

 Наличии собственной  денежной и финансово-кредитной  системы.

 

 Самостоятельности  в вопросах науки, культуры  и других сфер.

 

 Наличии государственной  символики (гимн, герб, флаг).

 

^ Гарантии суверенитета.

 

 Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия,  делающие реальностью независимость  государства.

 

 Вида гарантий:

 

 Материальные (наличие  природных ресурсов, стабильной  экономики, т.е. созданные экономические  предпосылки)

 

 Организационные (наличие  эффективно функционирующих органов  в государстве, органов, обеспечивающих  территориальную неприкосновенность  государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))

 

 Юридические (нормативная  база, регулирующая данную сферу  правоотношений, обеспечение отношений  с государством)

  1. Республика Беларусь – унитарное государство.

Республика Беларусь — унитарное демократическое  социальное правовое государство.

 

С точки зрения формы  государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей  внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.

  1. Республика Беларусь - демократическое государство.

Демократическим считается  такое государство, в котором  обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип  разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве существуют все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

 

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

 

Демократия — власть народа — не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом — важная и трудная задача любого демократического государства.

 

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь способствуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

 

Запрещается создание и  деятельность политических партий, а  равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

 

Общественные объединения  в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

 

Порядок организации  и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством  — Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г., Законом  Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. и др.,

 

  1. Республика Беларусь - правовое государство.

Термин «правовое государство» в Конституции упоминается дважды: в преамбуле Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь — правовое государство.

 

Мало только провозгласить  то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную  сторону» такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и реализацию (внедрение) этих элементов на практике.

 

В юридической литературе выделяют различные признаки правового  государства, но неизменно среди  них называют: 1) признание прав и  свобод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.

 

Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование  им своих прав и свобод.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»