Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования.

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.).

Первая Конституция  Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. I Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Было провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси, отменена частная собственность на землю, стали национальным достоянием образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия, введена всеобщая трудовая повинность.

 

Были и прогрессивные  нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашалась  свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения. Закреплялось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности.

 

Конституция 1927 г. на первый план также ставила права трудящегося. «Не трудящиеся» лишались ряда прав, например проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

 

Третья Конституция  Беларуси была принята 19 февраля 1937 г. В ней были отражены факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отмена ограничений избирательных прав «не трудящихся»; равенство граждан. В целом расширен круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы обеспечения неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы на практике.

 

Четвертая Конституция  БССР была принята 13 апреля 1978 г. Верховным  Советом БССР. К этому времени в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой провозглашалось построение развитого социализма и общенародного государства. По существу эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существу были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. Следует отметить, что Конституция 1978 г. после десяти лет действия (1989—1990) претерпела некоторые существенные изменения. Так, в 1989 г. в нее были внесены значительные изме нения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 г. были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, что привело к ликвидации монополии компартии на власть.

 

Заслуживает внимания история подготовки и принятия Конституции 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь 22 июня 1990 г. принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После подготовки проектов на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект Конституции был уже готов к середине 1991 г. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета 11 ноября 1991 г. С докладом по проекту новой Конституции на сессии выступил заместитель Председателя Верховного Совета, руководитель рабочей группы В. И. Шолодонов, который дал развернутую характеристику проекта, раскрыл содержание проведенной работы, отметил, что в процессе подготовки проекта было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

 

Обсуждение представленного  документа было весьма острым и заинтересованным. Следует отметить, что, несмотря на множество замечаний по проекту, высказанных депутатами, существенной критики по структуре проекта не прозвучало. Самые острые разногласия между представителями различных политических течений возникли относительно того, какой должна быть наша республика — президентской или парламентской, а также о профессиональном статусе депутата, т. е. работают ли они только в Парламенте или совмещают свои депутатские обязанности с производственной и учебной деятельностью, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Широкая дискуссия также развернулась относительно закрепления в Конституции государственности белорусского языка, возможности придания такого же статуса русскому языку. Если другие поднятые проблемы в ходе дальнейшей работы были достаточно легко решены, по ним были найдены оптимальные варианты ре шений, то отмеченный круг вопросов оставался до самой последней сессии, когда в итоге и была принята Конституция, весьма острым, вызывающим много критики и взаимных обвинений депутатов.

 

Верховный Совет 11 ноября 1991 г. принял постановление по проекту  Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для народного обсуждения, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь.

 

К десятой сессии проект дважды публиковался для народного  обсуждения (в декабре 1991 г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны, в Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, по радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов в целом одобрительно отнеслись к проекту.

 

По сравнению с седьмой  сессией проект, представленный на десятую сессию, претерпел существенные изменения. Более четкое содержание получил разд. I «Основы конституционного строя» и прежде всего положения, связанные с закреплением государственного суверенитета, народовластия, некоторых иных институтов демократии, статуса белорусского языка. В разд. II «Личность, общество, государство» с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, собственного исторического опыта были уточнены формулировки, относящиеся к правам, свободам и обязанностям граждан. Уделено особое внимание не только личным, политическим правам и свободам, но и социально-экономическим правам, особенно тем, которые вызвали наибольшую заинтересованность граждан в процессе обсуждения проекта, праву на труд, жилище, образование, медицинское об служивание. Претерпели существенные изменения другие разделы и главы проекта, при этом хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Не отказываясь от провозглашенного принципа разделения властей, Конституционная комиссия представила на десятую сессию проект, где предусматривалась парламентская республика (Президент — Глава государства, при этом он не осуществляет руководство исполнительной властью).

 

Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено доработать проект Конституции с учетом предложений  и замечаний, высказанных депутатами.

 

Этим же постановлением был утвержден один из важнейших  документов, позволивших дисциплинировать работу над проектом Основного Закона и ввести ее в единое русло, —  «Порядок завершения работы над проектом новой Конституции Республики Беларусь». По существу, после двух с половиной лет работы был принят специальный регламент деятельности Конституционной комиссии, нормы которого были выше по своей значимости, чем нормы Временного регламента Верховного Совета. В дальнейшем все депутаты неукоснительно придерживались той процедуры, которая была закреплена в нем.

 

Завершила работу над  проектом Основного Закона тринадцатая  сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993 г. К этому моменту  большинство статей уже было принято  необходимым квалифицированным большинством, выявлено отношение депутатов к организации государственной власти как на республиканском, так и местном уровне, хотя еще некоторые вопросы в этой части оставались.

 

Историческое решение  — принятие новой Конституции, к  которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.

 

Законом о порядке  вступления в силу Конституции Республики Беларусь ее подписание было поручено Председателю Верховного Совета. Состоялось это событие в торжественной обстановке 28 марта 1994 г. на заседании Президиума Верховного Совета. В республиканских газетах Конституция была опубликована 30 марта 1994 г. и с этого момента вступила в действие. День принятия Конституции — 15 марта — объявлен праздничным.

  1. Толкование Конституции.

 

  1. Функции Конституции Республики Беларусь.

 

 

Функции конституции  в той или иной мере закрепляются в ее тексте. К основным функциям конституции можно отнести следующие:

 

1) учредительная функция — определяет систему органов государственной власти, их компетенцию и взаимоотношения друг с другом, а также с народом как источником государственной власти, принципы и пределы ее осуществления;

 

2) функция определения правового статуса человека и гражданина, их взаимоотношений с обществом и государством;

 

3) правообразующая функция — конституция является основой формирования правовой системы;

 

4) идеологическая функция, т. е. воздействие на субъектов конституционно-правовых отношений.

Форма конституции —  это способ фиксации конституционного материала (текста), т. е. в данном случае речь идет о внешнем проявлении конституции (внешней форме). Внутренняя форма — это ее структура, т. е. последовательное расположение ее статей, обеспечивающее юридическую связь между ними.

 

Конституционные нормы  составляют содержание разделов и глав.

 

  1. Конституция в правовой системе Республики Беларусь.

 

 

  1. Конституционное развитие Республики Беларусь.

 

  1. Механизм защиты Конституции.

Правовая охрана Конституции  – совокупность юридических средств, с помощью которых достигается  выполнение всех установленных конституционных норм.

 

 Соблюдение режима  конституционной законности демократическое  государство обязано обеспечить  соблюдение Конституции и охранять  ее от нарушения. Более грубым  и опасным нарушением наказываются  в уголовном порядке. Высшие гарантии безопасности Конституции заложены в ее тексте. В ст.137 К РБ – Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, директивы, указы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, директивы, указа с Конституцией действует Конституция.

 

 Все политические  партии и другие общественные  объединения осуществляя предусмотренные  программами и уставами цели  действуют в рамках Конституции  ст.5 К РБ.

 

 В ст.7 К РБ закреплено – в РБ устанавливается принцип верховенства права, то есть государства и его органы, должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

 

 От каждого гражданина, должностного лица, требуется –  уважать Конституционные права всех граждан, подчиняться правовым актам органов власти и вошедшим в законную силу судебным рениям и приговорам.

 

 Эти требования  законопослушания нужны для жизнеспособности  любой Конституции. Действия Конституции  обеспечивается средствами парламентского контроля. Пример: Палата представителей Парламента РБ в соответствии со ст.97 К РБ имеет право толкования норм Конституции. Важную роль в укреплении конституции призван играть президент РБ. В соответствии с Вт 79 он является гарантом Конституции. Большое значение в обеспечении Конституции призван играть институт Конституционного контроля (Конституционных суд). В соответствии со ст.116 К РБ он осуществляет контроль. Обычные суды ст.112 К РБ осуществляют правосудие.

 

  1. Ответственность по конституционному праву.

 

  1. Понятие конституционного строя.

Каждое государство  обладает определенными чертами, отражающими  его особенности. Можно характеризовать  то или иное государство как демократическое  или тоталитарное, республику или  монархию, федерацию или унитарное государство и т. д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.

 

Что же представляют собой  основы конституционного строя? Вначале  выясним, что такое «конституционный строй». В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 г.) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия «общественный строй» и «государственный строй».

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»